Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовые методы создания инновационной инфраструктуры. Оцените институциональное и контрактное финансирование науки.




Неналоговые финансовые методы активизации инвестиционной деятельности: российский и зарубежный опыт

К финансовым неналоговым методам привлечения инвестиций относят ускоренную амортизацию, таможенные, бюджетные инвестиции, субсидии из бюджетов различных уровней; бюджетные кредиты и займы на льготных условиях; гарантии обеспечения обязательств инвесторов по уплате кредитных, лизинговых и иных платежей; система государственных закупок.

1. Таможенное регулирование - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

 На уровне Правительства РФ предпринимаются действенные шаги по совершенствованию таможенного администрирования. Ведь эффективность таможенной политики оказывает существенное влияние на оценку условий ведения бизнеса и, кроме того, сложившийся таможенный режим играет для инвесторов одну из ключевых ролей.

Приоритетные направления: а) создание прозрачной системы и простых для применения нормативных предписаний, некоррупционного характера, б) сокращение полномочий таможенных органов в части действий по собственному усмотрению, т.к. некоторые решения приводят к увеличению сроков прохождения таможенного оформления.

2. Бюджетные инвестиции, субсидии из бюджетов различных уровней, бюджетные кредиты и льготные займы, предоставление государственных (муниципальных) гарантий инвесторам широко применяются РФ как в целом, так и в различных субъектах РФ.

       Адресные гос. инвестиционные программы в РФ имеют долгосрочный характер и в основном охватывают все соц. сферы: науку; образование; культуру; здравоохранение; строительство коммунальных объектов и др. кроме того осуществляется финансирование производственного комплекса.

       Региональные инвестиционные программы снижают социально-экономическую дифференциацию регионов, стимулируя их рост и самостоятельное развитие, предоставляют возможность осуществлять инвестиции в реальный сектор экономики региона. Что в конечном итоге способствует повышению качества инвест. политики и развитие всей российской экономики.

3. Уполномоченные органы гос. власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (ОМС) предоставляют муниципальные гарантии по обеспечению частными инвесторами их обязательств по уплате кредитных и (или) лизинговых платежей по заключенным договорам лизинга. Данный метод принимается в наукоемком производстве, требующего значительных капиталовложений. Оно как правило имеет длительный срок окупаемости вложенных ресурсов и неопределенность конечных результатов. Для предпринимателей это приводит к высоким коммерческим рискам, что в итоге сдерживает развитие данной сферы экономики.

       В РФ к таким отраслям относят недвижимость, транспортный комплекс, обрабатывающий сектор экономики и проч.

4. Применение государственных закупок позволяет накапливать и превращать сбережения в инвестиции. Увеличение объемов государственных закупок на внутреннем рынке расширяет емкость рынка, создавая стимулы расширения производства. При этом распределение заказов на конкурсной основе оказывает реальное содействие по расширению производства наиболее эффективных производителей. То есть речь идет о действенном стимулировании и эффективном их использовании.

В настоящее время в большинстве стран совершенствуется организация гос. и муниц. Закупок, направленная на достижение эффекта масштаба, использование информационных технологий, прозрачность процедур размещения заказов и их исполнения. Самые перспективные направления – централизованные закупки, охватывающие большое количество гос. и муниц. Заказчиков + использование системы электронных аукционов. Так, в Великобритании применяют SBRI программу, которая строится на системе гос. контрактов, в которой могут принимать участие и крупные и малые компании. Итак, предсказывался рост объёма государственных заказов с 40 млн. долл. 2012 года до более 200 млн. долл. в 2015. 

 

Финансовые методы создания инновационной инфраструктуры. Оцените институциональное и контрактное финансирование науки.

Инновационная инфраструктура — это комплексная совокупность условий, факторов и физических объектов, способствующая зарождению, формированию и последующему функционированию инновационного процесса. Она не только формирует инновации в регионе, стране, повышая конкурентоспособность производимых продуктов, но и повышает общий уровень жизни населения.

На сегодняшний момент предприняты основные меры по развитию инновационной инфраструктуры, в области создания финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла:

· Создание сети фондов «посевного» финансирования (для разработки прототипа продукта, проведения его испытаний);

· инициирование программ такого финансирования в государственных академиях наук;

· расширение государственной поддержки малых инновационных компаний на этапе «Старт»;

· создание системы страхования возможных убытков компаний на этих стадиях;

· финансовая поддержка инновационных фирм и в целом масштабирование программы «Старт» (реализуется Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере)

· стимулирование развития венчурного финансирования и совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов и, главным образом, существенное расширение масштабов деятельности венчурного инновационного фонда – общероссийского фонда, который будет капитализировать финансовые ресурсы других венчурных фондов

Элементы инфраструктуры инновационной деятельности: производственно-технологическая составляющая;Консалтинговая составляющая;Финансовая составляющая;Кадровая составляющая;Информационная;Сбытовая.

Наиболее значимыми элементами финансовой инфраструктуры инновационной деятельности являются организации, созданные при участии государства. К ним относятся:

· Российский фонд финансирования инноваций и Российский государственный научный фонд - бюджетными учреждениями. Они поддерживают преимущественно фундаментальные исследования путем выделения грантов, присуждаемых коллективам ученых на основе открытого конкурса.

· Российский фонд технологического развития (РФТР)- поддерживает проекты прикладных исследований и разработок, а главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия.

· Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), - концентрирует свою деятельность на поддержке малых предприятий, находящихся преимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции, а с ноября 2003 г. и на финансировании начинающих инновационных компаний (start-ups), через так называемую программу «Старт».

· Венчурный инновационный фонд (ВИФ) - на основе долевого финансирования формирует отраслевые и региональные венчурные фонды.

· В научной литературе ведется дискуссия о наиболее эффективной форме бюджетного финансирования научных исследований: институциональное финансирование или финансирование конкретных проектов. Основными проблемами бюджетного финансирования научных исследований являются следующие:

выбор наилучших исследователей в соответствующей области (как избежать неблагоприятного выбора); обеспечение сочетания независимости исследователей и тех результатов, которые хотят получить органы государственной власти (политики) как заказчики (проблема результативности); исключение преследования учеными собственных целей, вместо того, чтобы реализовывать поставленные заказчиками цели (проблема морального риска).

Решение этих проблем достигается созданием государственно-частных институтов, использованием экспертной оценки, зависимостью финансовой автономии научных институтов от неопределенности целей и результатов исследований (например, фундаментальные исследования. Как считают Д. Браун, Б. Поти и Эм. Реаль, в последние 30 лет произошел переход от бюджетного финансирования научных исследований, при которых сохранялась высокая независимость ученых в выборе направлений исследований и оценки их результатов, к программному финансированию с заранее определяемыми результатами, при этом к оценке результатов исследования могут привлекаться частные институты и общественные организации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...