Современная система финансового обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в РФ.
Оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется за счет: 1. федерального бюджета; 2. бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; 3. бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановил от 8 декабря 2017 г. № 1492 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». За счет средств ОМС в рамках Программы государственных гарантий гражданам Российской Федерации будет предоставляться бесплатно первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь. Кроме того, в финансовое обеспечение за счет средств ОМС поэтапно будут включены: - скорая медицинская помощь, за исключением санитарной авиации; - высокотехнологичная специализированная медицинская помощь; - лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях; - бюджетные инвестиции. Скорая медицинская помощь, за исключением санитарной авиации, будет поэтапно включена в систему ОМС при обязательном соблюдении условия - оказания и оплаты ее вне зависимости от наличия у пациента полиса ОМС и его места проживания. Необходимо учитывать, что учреждения и подразделения скорой медицинской помощи работают в "режиме ожидания", поэтому должны быть предусмотрены способы оплаты данного вида медицинской помощи с учетом этой специфики. Включение инвестиций в тариф ОМС может быть осуществлено после проведения полной инвентаризации и паспортизации действующей сети учреждений здравоохранения, установления необходимого объема ресурсов на основе стандартизации.
За счет ассигнований из федерального бюджета оказывается: - специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; - первичная медико-санитарная и скорая медицинская помощь работников организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда; - первичная медико-санитарная и скорая медицинская помощь населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами; - специальные программы, направленные на развитие отдельных направлений медицинской помощи. За счет ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации оказывается: - специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь; - специализированная медицинская помощь, оказываемая в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях; - специальные программы, направленные на развитие отдельных направлений медицинской помощи, в субъекте. За счет ассигнований из местных бюджетов оказывается: - первичная медико-санитарная помощь, включая неотложную медицинскую помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях.
Основными источниками доходов системы ОМС будут являться: - страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения; - страховые взносы субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения; - межбюджетные трансферты на выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования. Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: - за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2018 году - 3488,6 рубля, в 2019 году - 3628,1 рубля и в 2020 году - 3773,2 рубля; - за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в расчете на 1 застрахованное лицо) в 2018 году - 10812,7 рубля, в 2019 году - 11209,3 рубля и в 2020 году - 11657,7 рубля. Стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования.
7. Финансирование образовательных услуг: проблемы и пути их решения. Получение образования – это одно из важнейших конституционных прав граждан Российской Федерации. Регулируется ФЗ «Об образовании в РФ». Финансирование доступности образовательных услуг является важным направлением расходов бюджетных средств Российской Федерации и одним из ключевых показателей развития страны. Доступность образовательных услуг для населения может быть обеспечена за счет: · бюджетного финансирование государственных и муниципальных учреждений на основе сметы; · бюджетного финансирования образовательных услуг государственных (муниципальных) и частных образовательных учреждений; · субсидий (грантов, стипендий) непосредственно обучающимся и налоговых льгот при получении населением платных образовательных услуг;
· государственных (муниципальных) гарантий; · субсидий и налоговых льгот по образовательным кредитам, предоставляемым банками или специальными небанковскими институтами. Финансирование осуществляется на принципах: • плановости — средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана); • целевой направленности — использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели; • безвозвратности — у получателей средств не возникает обязательств по их возврату; • выделения средств по мере их расходования; • экономии — рационального расходования средств. Общей тенденцией в мире (Российская Федерация - не исключение) является переход от сметного бюджетного финансирования образовательных организаций к бюджетному финансированию образовательных услуг, при этом услуги могут предоставляться как государственными (муниципальными) образовательными организациями, так и частными. В Российской Федерации казенные образовательные учреждения финансируются на основе бюджетной сметы, а бюджетные учреждения получают субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания на предоставление государственных (муниципальных) образовательных услуг (исключение составляет послевузовское профессиональное образование), а также на иные цели. В Российской Федерации финансирование федеральных государственных образовательных организаций осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных организаций, а образовательных организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций -на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательной организации, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Нормативы финансирования федеральных государственных образовательных организаций устанавливаются Правительством РФ. В субъектах Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений - органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов.
Помимо этого образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, научно-технической деятельности и коммерческая реализация ее результатов, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя. Одна из главных проблем перехода на бюджетное финансирование образовательных услуг (как и других услуг населению) — оторванность методики расчета нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг от требований действующих стандартов оказания услуг (а в ряде случаев такие стандарты отсутствуют или в них отсутствуют требования, необходимые для расчета нормативов), в том числе по санитарным нормам. Наиболее сложно определить коэффициенты дифференциации нормативов, учитывающие разные направления профессиональной подготовки (например, по естественнонаучным специальностям, требующим специальное оборудование, расходные материалы и т.д.). В большинстве случаев за основу определения нормативов взята сложившаяся структура затрат "образовательных учреждений, что при изменении механизма финансирования создает опасность воспроизводства прежних проблем (недостаточная материальная база, низкий уровень оплаты и т.д.). Другие проблемы: · неравномерное распределение денежных средств между образовательными учреждениями; · слабое стимулирование к экономичному использованию финансовых средств; · непрозрачность системы финансирования модернизации и совершенствования школьной инфраструктуры. · отсутствие учета территориальной дифференциации образовательных учреждений. Проводящиеся в России реформы предусматривают сокращение бюджетного сектора, но при этом обеспечение доступности образовательных услуг на основе бюджетных субсидий негосударственным образовательным организациям, реализующим программы в соответствии с государственными образовательными стандартами.
В течение нескольких лет в России продолжается эксперимент по предоставлению государственной поддержки по образовательным кредитам. За счет бюджетных средств предоставляются субсидии банкам (на данный момент участвует только Сбербанк России) на компенсацию льготного ссудного процента и частичной компенсации в случае непогашения кредита, при этом государственная поддержка распространяется на образовательные кредиты, оплачивающие услуги первого высшего профессионального образования, предоставляемые по установленному перечню направлений подготовки и специальностей, отобранными Минобрнауки России государственными и негосударственными вузами.
В 2018 году расходы консолидированного бюджета РФ на образование увеличились на 12,4% по сравнению с предыдущим годом, при этом расходы федерального бюджета на образование увеличились на 17,5%, а расходы муниципальных бюджетов – на 12,1%. Доля расходов федерального бюджета на образование составляет около 20%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|