Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и методы анализа прибыли




 

Под финансовым результатом деятельности предприятия понимается разница между полученными доходами и осуществленными расходами за отчетный период. Таким образом, финансовым результатом может быть как положительная разница (прибыль), так и отрицательная разница (убыток). Производным от прибыли финансовым результатом деятельности предприятия является рентабельность, под которой понимается отношение полученной прибыли к вложенным средствам.

Прибыль - понятие неоднозначное. Вычитая из дохода от основной деятельности (в случае производственного предприятия - выручки от реализации продукции) разные статьи расходов, можно получить разные показатели прибыли, в том числе: валовую прибыль, прибыль от основной деятельности, прибыль до уплаты налога и чистую прибыль. Показатель чистой прибыли, скорректированный, в случае необходимости внесения поправок по результатам предыдущего отчетного периода, за вычетом дивидендов, выплаченных за отчетный период, и в сумме с нераспределенной прибылью предыдущего периода переносится в баланс и называется накопленной (балансовой) прибылью. Основными показателями, используемыми в целях финансового анализа, в том числе для составления коэффициентов рентабельности в западной практике, являются валовая и чистая прибыль; в российской практике - валовая прибыль, прибыль до уплаты налога и чистая прибыль.

Факторный анализ прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия осуществляется с помощью разных методов, в том числе:

)   с помощью горизонтального анализа отслеживаются изменения каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным периодом;

)   с помощью вертикального (структурного) анализа определяется изменение соответствующих статей бухгалтерской отчетности;

)   с помощью трендового анализа определяется динамика изменения показателей за ряд периодов;

)   с помощью факторного анализа определяется влияние отдельных факторов на показатели финансовых результатов.

Анализ бухгалтерской прибыли (до налогообложения) начинается с анализа ее динамики как в целом, так и в разрезе элементов, формирующих ее структуру. При этом учитываются факторы, оказавшие влияние на величину прибыли. Различают внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести:

)   социально-экономическое положение;

)   природно-климатические условия;

)   уровень цен на сырье, материалы, электроэнергию;

)   тарифы на транспортные перевозки;

)   регулирование внешнеэкономической деятельности.

К внутренним факторам можно отнести:

-  номенклатуру реализованной продукции;

-  объем выручки от реализации;

-  структуру себестоимости реализованной продукции;

-  размеры операционных и внереализационных расходов.

Факторы первой группы оказывают влияние на величину прибыли до налогообложения, факторы второй группы - на величину валовой прибыли. Формирование чистой прибыли отчетного периода отражает отчет о прибылях и убытках, представленный в таблице.

На основе данных отчета о прибылях и убытках можно составить таблицы, позволяющие исследовать динамику и структуру прибыли как в общей сумме, так и в разрезе составляющих ее элементов. Уровень и динамику показателей прибыли и убытков за отчетный период наглядно иллюстрирует таблица.

Увеличение общей суммы прибыли свидетельствует о достижении высоких результатов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. Рост прибыли является результатом положительного изменения всех определяющих ее факторов, в том числе увеличения операционных доходов и снижения операционных и внереализационных расходов.

Детальный анализ формирования бухгалтерской прибыли (прибыли до уплаты налога) по методу вертикального анализа (таблица) включает:

)   расчет удельных весов промежуточных показателей в общем итоге, принятом за 100%;

)   изменения показателей в денежном выражении и в процентах к итогу.

Особое значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от реализации (продаж), которая является главной составляющей бухгалтерской прибыли (прибыли до уплаты налога). Изменение прибыли от реализации (продаж) позволяет проанализировать таблица.

Главным показателем прибыли от реализации (продаж) является валовая прибыль, которая формируется под влиянием следующих факторов:

.   выручки от реализации в натуральном выражении (тонны, штуки, л, м2 л и т.д.);

.   себестоимости реализованной продукции;

.   цены реализации (продажи);

.   изменения в ассортименте реализованной продукции.

 

Валовая прибыль = объем реализованной продукции в натуральном выражении (цена реализации единицы продукции - себестоимость единицы продукции) = выручка от реализации продукции - себестоимость реализованной продукции.


Таким образом, основными факторами, оказывающими влияние на валовую прибыль предприятия, являются изменение выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции и изменения в ассортименте реализованной продукции. Факторный (пофакторный) анализ прибыли проводится с помощью элиминирования (метода цепных подстановок), представляющего собой технический прием анализа, используемый для определения влияния отдельных факторов на объект изучения. Для проведения факторного анализа валовой прибыли необходимо составить таблицу с исходными данными.

.   Влияние изменения выручки от реализации за отчетный период на валовую прибыль предприятия рассчитывается как разница между валовой прибылью отчетного и базисного года (валовая прибыль отчетного периода определяется как валовая прибыль базисного периода, пересчитанная на индекс измене­ния выручки от реализации):

 

Δ валовой прибыли = валовая прибыль отчетного периода - валовая прибыль базисного периода = валовая прибыль базисного периода • индекс изменения выручки от реализации - валовая прибыль базисного периода = валовая прибыль базисного периода (индекс изменения выручки от реализации - 1).

Индекс изменения выручки от реализации -выручка от реализации в базисных ценах отчетного периода / выручка от реализации в базисном периоде.

 

.   Влияние изменения себестоимости реализованной продукции за отчетный период на валовую прибыль предприятия рассчитывается как разница между себестоимостью отчетного периода в фактических и базисных ценах:


Факторный анализ валовой прибыли Δ валовой прибыли = себестоимость в фактических затратах отчетного периода - себестоимость в базисных затратах отчетного периода.

 

.   Влияние изменения цены реализации на валовую прибыль предприятия рассчитывается как разница между выручкой от реализации в фактических ценах и выручкой от реализации в базисных ценах отчетного периода:

 

Δ валовой прибыли = выручка от реализации в фактических ценах отчетного периода - выручка от реализации в базисных ценах отчетного периода.

 

.   Влияние изменения ассортимента реализованной продукции на валовую прибыль предприятия рассчитывается в том случае, если существуют различия в уровне рентабельности отдельных видов продукции, и определяется следующим способом:

 

Δ валовой прибыли = валовая прибыль в базисных ценах за отчетный период -- валовая прибыль базисного периода х индекс изменения выручки от реализации = (валовая прибыль в базисных ценах за отчетный период / выручка от реализации в базисных ценах за отчетный период - валовая прибыль базисного периода / выручка от реализации базисного периода) х выручка от реализации в базисных ценах за отчетный период.

 

Кроме перечисленных факторов, на показатель валовой прибыли воздействуют и другие факторы, в том числе нарушение производственной и технологической дисциплины.

Результаты проведенного факторного анализа целесообразно обобщить в отдельной аналитической таблице.

Операционный анализ прибыли.

Операционный анализ прибыли осуществляется на основе данных управленческого учета и позволяет выявить зависимость прибыли от изменения затрат, уровня цен, объема производства и сбыта продукции.

Операционный анализ позволяет оценить текущую и спрогнозировать будущую рентабельность предприятия как в целом, так и ее составляющих в отдельности (рентабельность реализации, активов, инвестиций); уровень предпринимательского риска; разработать выгодную для предприятия ассортиментную политику.

Операционный анализ осуществляется по схеме «затраты - реализация - прибыль». При проведении факторного анализа прибыли использовались данные отчета о прибылях и убытках, в котором расходы выделялись по направлениям деятельности предприятия, в том числе расходы по себестоимости; коммерче­ские, управленческие, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

При проведении операционного анализа прибыли применяется группировка расходов по отношению к динамике объемов производства.

При этом выделяют три группы расходов: постоянные, переменные и смешанные:

) постоянные расходы не изменяются пропорционально изменению объемов производства;

) переменные расходы изменяются пропорционально изменению объемов производства;

) смешанные затраты занимают среднее положение между постоянными и переменными.

К постоянным расходам можно отнести амортизационные отчисления, арендную плату, выплату процентов по кредитам, заработную плату административным работникам и т.п. К переменным расходам относятся расходы на сырье, материалы, электроэнергию и т.п. К смешанным расходам можно отнести расходы на текущий ремонт оборудования, почтовые расходы и т.п. При конкретных расчетах смешанные расходы причисляются к постоянным или переменным в зависимости от преобладания в них постоянной или переменной «доли».

Для целей финансового анализа используются только показатели постоянных и переменных расходов. Незначительной величиной смешанных расходов можно пренебречь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...