Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почеиу необходим контроль за использованием психологических тестов?

«Могу ли я получить бланки теста Стэнфорд—Бине? Мой племянник на следующей неделе поступает в школу N., и мне бы хотелось немного поднатаскать его, чтобы он смог поступить».

«Чтобы усовершенствовать программу чтения в нашей школе, нам нужен культурно-свободный тест интеллекта, позволяющий измерять врожденный потенциал ребенка».

«Вчера вечером я ответил на вопросы интеллектуального теста, опубликованного в журнале, и получил IQ, равный 80, я думаю, что психологические тесты просто глупы».

«Моя соседка по комнате изучает психологию. Она дала мне личностный тест, по которому я оказалась невротичной. Я так расстроилась, что даже перестала ходить на занятия».

«В прошлом году вы давали нашим служащим с исследовательскими целями новый личностный тест. Нам бы теперь хотелось иметь их тестовые показатели для картотеки кадров».

Эти высказывания не выдуманы. Каждое взято из реальных случаев, перечисление которых легко может продолжить любой психолог. Эти высказывания иллюстрируют возможность неправильного использования или интерпретации психологических тестов, ведущих к представлению о тестах как о чем-то бесполезном или даже вредящем

Глава 1. Природа и назначение психологических тестов

25

обследуемому. Как любой научный метод или точный инструмент, психологические тесты обнаруживают свою эффективность только при правильном и умелом применении. В руках недобросовестного или неквалифицированного пользователя такие тесты могут причинить серьезный вред. Есть два главных аргумента в пользу контроля за использованием психологических тестов: а) гарантирование того, что тесты будут проводить только квалифицированные специалисты, а получаемые результаты будут правильно использованы, и б) предотвращение знакомства широкой публики с содержанием тестов, которое может существенно снизить их валидность.

Квалифицированный специалист по тестированию. Потребность в квалифицированном специалисте на каждом из трех основных этапов тестирования — при выборе теста, его проведении и подсчете баллов с последующей интерпретацией результатов — очевидна. Тесты нельзя выбирать, подобно косилкам для газонов, по каталогу, высланному почтой. Их невозможно оценить по названию, автору или каким-то другим идентификационным признакам. Разумеется, для оценки таких факторов, как цена, объемность и легкость транспортировки тестовых материалов, время тестирования, легкость и быстрота подсчета первичных оценок, никакой психологической подготовки не требуется; все эти сведения обычно приводятся в каталоге тестов, и их необходимо учитывать при составлении программы тестирования. Однако, для того чтобы тест выполнил свои функции, важно оценить такие его технические характеристики, как валидность, надежность, уровень трудности и нормы. Только так пользователи могут определить, насколько тот или иной тест пригоден для решения их специфических задач и насколько он подходит для той категории лиц, которую они планируют обследовать с его помощью.

Несколько раньше в этой главе, при предварительном обсуждении стандартизации теста, уже указывалось на важность должной подготовки специалиста, проводящего тестирование. Если мы хотим, чтобы результаты, получаемые при проведении одного и того же теста разными специалистами, были сопоставимы, или чтобы можно было оценить тестовый показатель конкретного человека исходя из опубликованных норм, требуется полное понимание необходимости точно следовать инструкциям, равно как и доскональное знание стандартных процедур. Не менее важен и тщательный контроль условий тестирования. Аналогично этому, неправильный или неточный подсчет «сырых» баллов может полностью обесценить тестовый показатель. При отсутствии надлежащих контрольных процедур ошибки при подсчете «сырых» баллов встречаются намного чаще, чем, по-видимому, принято думать.

Правильная интерпретация тестовых показателей требует всестороннего понимания самого теста, особенностей обследуемого человека и условий тестирования. Что именно измеряется — можно объективно определить, только соотнося тест со специфическими процедурами, на основе которых была установлена его валидность. Столь же необходима и информация о надежности, особенностях группы, на которой устанавливались нормы, и т. п. Существенными для интерпретации любых показателей теста являются биографические сведения о проходящем тестирование человеке. За одинаковой оценкой у разных лиц могут стоять совершенно разные причины. Поэтому заключения, которые делают исходя из таких оценок, порой существенно различаются. Наконец, нельзя не упомянуть и такие особые факторы, влияющие на конкретный показатель, как необычные условия тестирования, временные эмоциональные или физические состояния тестируемого и его предыдущий опыт прохождения тестов.

26                                              Часть 1. Функции и истоки психологического тестирования

Роль пользователя тестов. Важным результатом развития психологического тестирования в 1980-е и 1990-е гг. стало растущее признание ключевой роли пользователя тестов (Anastasi, 1990b). В этом контексте пользователь тестов — любой человек, который использует тестовые показатели как главный источник информации при принятии практических решений. Пользователь тестов может быть, а может и не быть специалистом по проведению тестов и обработке результатов тестирования. В качестве примеров пользователей можно назвать учителей, консультантов, чиновников системы образования, кадровиков на промышленных предприятиях и в государственных учреждениях. Львиная доля критики в адрес тестов направлена не на какие-то только им — как специфическим инструментам — присущие особенности, а на неправильное использование результатов тестирования недостаточно компетентными пользователями. Ряд нарушений в этой области вызван предпочтением сокращенных форм тестов, стремлением к быстрым ответам и простым шаблонным решениям реальных проблем. Спешка вследствие перегруженности работой может поддерживать доверие к таким средствам достижения цели. И все же наиболее частой причиной неправильного использования тестов, вероятно, являются недостаточные или ошибочные знания пользователей в области тестирования (Eyde, Moreland, Robertson, Primofi, & Most, 1988; Moreland, Eyde, Robertson, Primoff, & Most, 1995; Tyler & Miller, 1986).

Специальные комитеты национальных профессиональных организаций, работающие совместно с издателями тестов, все больше внимания уделяют предупреждению неправильного использования тестов. Ярким примером тому служит проект, осуществляемый Рабочей группой по выработке квалификационных требований к пользователям тестов (Test User Qualifications Working Group), хорошо известной по очаровательному акрониму TUQWoG (Eyde et al„ 1988). Главной целью TUQWoG было выработать опирающийся на широкий опыт набор необходимых квалификационных требований к пользователям различных видов тестов, с тем чтобы издатели тестов могли включить эти требования в свои формы для покупателей. В результате интенсивных общенациональных исследований в рамках проекта TUQWoG за пять лет была создана впечатляющая база данных. Некоторые издатели тестов уже начали использовать эти данные в своих квалификационных формах для покупателей. Позднее была образована вторая рабочая группа, целью которой стала разработка нормативных документов и учебных материалов для пользователей тестов на основе базы данных TUQWoG. Ставшая известной под названием TUTWoG (измененный акроним TUQWoG, в котором Qзаменена на Т, первую букву слова training — обучение), эта группа в качестве своего первого продукта подготовила — с профилактическими целями — обзор наиболее распространенных случаев неправильного использования тестов (Eyde et al., 1993). Более поздняя сводка таких случаев дана в Moreland et al. (1995).

Закрытая и открытая информация о тестах. Ясно, что если бы кто-то заучил правильные ответы на тест для проверки цветовой слепоты, то с помощью такого теста уже не удалось бы оценить цветовое зрение этого человека. При таких обстоятельствах данный тест полностью утратил бы свою валидность. Очевидно, доступ к содержанию тестов следует ограничивать, чтобы предотвратить умышленные попытки исказить результаты тестирования. Тем не менее в других случаях влияние осведомленности может быть менее явным, а тест может утрачивать валидность в результате действий искренне заблуждающихся лиц. Например, школьный учитель может, из лучших побуждений, натренировать свой класс в решении задач, сходных с задания-

Глава 1. Природа и назначение психологических тестов                                                      27

ми интеллектуального теста, с тем «чтобы дети были хорошо подготовлены к проведению теста». Такое отношение учителя продиктовано простым переносом обычной процедуры подготовки к школьным экзаменам на ситуацию тестирования. Однако применительно к тесту интеллекта такая специальная тренировка или натаскивание, вероятно, приведет к повышению тестовых показателей, не оказывая сколько-нибудь заметного влияния на более широкую область поведения, замеры которого пытаются произвести с помощью данного теста. При таких обстоятельствах валидность этого теста как прогностического или диагностического инструмента снижается.

Обеспечение защиты конкретного содержания тестов от несанкционированного доступа не должно мешать оперативному сообщению информации о тестах лицам, проходящим тестирование, заинтересованным специалистам и широкой публике. Распространение такой информации служит нескольким целям. Во-первых, она рассеивает мифы и раскрывает «тайны», связанные с тестированием, и тем самым содействует преодолению широко распространенных заблуждений в отношении назначения тестов и значения их показателей. Ряд публикаций, распространяемых некоторыми крупными, специализирующимися на выпуске тестов издательствами, отличаются ясным изложением материала и предназначены именно для этой цели. Во-вторых, часть распространяемой информации имеет отношение к специальным процедурам конструирования и оценивания конкретных тестов; эти материалы содержат релевантные данные о надежности, валидности и других психометрических характеристиках тестов. Такие сведения обычно включаются в специальные руководства, подготовленные для каждого профессионального теста, доступ к которым открыт всем заинтересованным лицам.

В-третьих, распространение информации о тестах преследует еще одну цель — ознакомить тех, кому предстоит пройти тестирование, с типичной обстановкой и процедурами проведения разных тестов, рассеять тревогу и создать все условия для того, чтобы каждый из этих людей мог в полной мере проявить себя при выполнении того или иного теста. С этой целью подготовлена серия разъяснительных буклетов, часть которых носит общий характер, тогда как другие касаются конкретных тестов, таких как Тест академической оценки Совета колледжей { College Board ' s Scholastic Assessment Test). Эти материалы обсуждаются в одном из последующих разделов данной главы. Наконец, в-четвертых, сообщение определенной информации служит крайне важной цели — обеспечению обратной связи прошедшим тестирование лицам, касающейся их собственных результатов по любому тесту, который с ними проводился. Психологи всегда уделяли большое внимание способам сообщения такой информации в разных контекстах, добиваясь ее максимальной полезности и содержательности. Соответствующие процедуры рассмотрены в главах 17 и 18.

Распространение информации о тестах и тестировании имеет исключительно важное значение. Здесь обнаруживаются как полезные, так и вредные тенденции. Примером последних могут служить излишне поспешные попытки законодательных органов ввести в этой сфере правительственный контроль на местном и федеральном уровнях (Bersoff, 1981,1983; В. Lerner, 1980b). Местные законы, регулирующие раскрытие связанной с тестированием информации, были приняты и начали действовать в конце 1970-х гг. в штатах Калифорния и Нью-Йорк. Закон штата Нью-Йорк, более жесткий по сравнению с калифорнийским, требовал полного раскрытия вопросов тестов и ответов на них в крупномасштабных программах тестирования для приема в высшие учебные заведения.

28                                     Часть 1. Функции и истоки психологического тестирования

Поскольку такое требование раскрытия информации делает необходимым подготовку новой формы каждого теста при очередном проведении тестирования, это может повлечь за собой любое из целого ряда неблагоприятных последствий. Среди них, помимо менее значимых, — сокращение количества наличных данных тестирования за год, повышение платы, взимаемой с абитуриентов за тестирование, и снижение контроля качества, наблюдаемое как при конструировании тестов, так и при уравнивании оценок по тестам, проводимым в разное время. Стоит также отметить, что лишь очень немногие из прошедших тестирование пользуются возможностью ознакомиться с содержанием тестов и ответами на них, предоставляемую им законом о раскрытии информации, и что результаты повторного тестирования по другой форме теста не улучшаются сколько-нибудь существенно от такого ознакомления (Strieker, 1984). Целей, которые послужили мотивом предложения законов о раскрытии связанной с тестированием информации, можно достичь более эффективным и безвредным способом, а именно путем интенсификации доступных механизмов сообщения информации о тестах.

Проведение тестирования

Главная причина применения тестирования заключается в возможности обобщения выборочных образцов поведения, наблюдаемых в тестовой ситуации, на поведение в других, нетестовых ситуациях. Тестовый показатель должен помочь нам предсказать, как пациент будет себя чувствовать и действовать за пределами клиники, как студент будет учиться в колледже, а поступающий на работу — справляться со своими обязанностями. Любые влияния, специфичные для тестовой ситуации, вносят вклад в дисперсию ошибок и снижают валидность теста. Вот почему так важно выявить все связанные с тестированием влияния, которые могут ограничивать или уменьшать возможность обобщения результатов теста.

Рассмотрению оптимальных методик проведения тестирования можно было бы посвятить целый том, но такой обзор выходит за рамки данной книги. Кроме того, полезнее познакомиться с такими методиками в конкретной обстановке, поскольку обычно ни один человек не имеет дело со всеми формами тестирования, — от обследования младенцев до клинического тестирования больных психозами или проведения программ массового тестирования военнослужащих. Поэтому в задачи этой книги входит главным образом рассмотрение общих принципов проведения тестирования, а не специальных вопросов их реализации в конкретных условиях. Прекрасный пример такой реализации можно найти у Sattler (1988, chap. 5), всесторонне рассматривающего индивидуальное оценивание детей.

Подготовка к проведению тестирования. Наиболее важным условием правильного проведения тестирования является предварительная подготовка. При тестировании не должны возникать непредвиденные обстоятельства. Поэтому нужно принять специальные меры для того, чтобы заранее предупредить возникновение возможных случайностей. Только так можно обеспечить единообразие процедуры тестирования.

Предварительная подготовка к сеансу тестирования принимает множество форм. При проведении большинства индивидуальных тестов важно заучить наизусть словесную инструкцию. Даже в групповом тесте, в котором инструкция испытуемым

Глава 1. Природа и назначение психологических тестов

29

обычно зачитывается лицом, проводящим тестирование, предварительное ознакомление его с текстом предупреждает неправильное прочтение, запинание и позволяет вести себя более непринужденно и естественно во время сеанса. Еще одним важным предварительным шагом является подготовка тестовых материалов. В индивидуальном тестировании, особенно при проведении тестов действия (performance test)1, такая подготовка включает размещение необходимых материалов с тем, чтобы свести к минимуму их поиски или неловкое обращение с ними. Как правило, материалы должны располагаться на столе вблизи места тестирования таким образом, чтобы они были легко доступны проводящему тест, но не отвлекали внимания обследуемого. При использовании сложной аппаратуры часто возникает необходимость в ее периодической проверке и калибровке. При проведении группового тестирования все тестовые бланки, листы для ответов, специальные карандаши и другие материалы заранее должны быть тщательно проверены, пересчитаны и разложены на рабочих местах испытуемых.

Подробное знакомство с процедурой проведения конкретного теста — еще одна важная форма подготовки к тестированию. Что касается индивидуального тестирования, такая подготовка обычно осуществляется в виде практического обучения проведению определенного теста под руководством опытного специалиста (супервизора). В зависимости от характера теста и типа обследуемых лиц для такого обучения может оказаться достаточным нескольких показов и практических занятий, а может потребоваться более чем годичное обучение. При групповом тестировании и особенно при проведении массовых обследований такая подготовка может включать предварительный инструктаж экзаменаторов (examiners) и наблюдателей (proctors) с тем, чтобы каждый хорошо представлял свои функции. Обычно экзаменаторы зачитывают инструкции, следят за временем выполнения и руководят действиями одной из групп. Кураторы выдают и собирают тестовые материалы, следят за тем, чтобы испытуемые выполняли инструкции, отвечают в разрешенных инструкцией пределах на их вопросы, не допускают с их стороны обмана.

Условия тестирования. Стандартизация затрагивает не только словесные инструкции, время выполнения заданий, материалы и другие аспекты самих тестов, но и обстановку тестирования. Определенное внимание нужно уделить выбору подходящего для тестирования помещения. Оно должно быть изолировано от чрезмерного шума и всего, что отвлекает внимание; в нем необходимо создать подходящее освещение, обеспечить вентиляцию, организовать удобные рабочие места для испытуемых. Следует также принять специальные меры, предотвращающие прерывание тестирования. Установка на двери специального предупреждающего знака эффективна лишь тогда, когда все знают, что такой знак запрещает входить в помещение при любых обстоятельствах. При тестировании больших групп бывает не лишне запереть двери или поставить около них помощников, не позволяющих войти опоздавшим.

Важно четко представлять себе возможную степень влияния условий тестирования на тестовые показатели. Даже кажущиеся незначительными аспекты тестовой ситуации могут заметно влиять на выполнение теста. Например, такой фактор, как использование парт или кресел с откидным столиком, повлиял на результаты группо-

1 В отечественной литературе отсутствует устоявшееся название для этой разновидности тестов. Их также называют практическими тестами или невербальными тестами, хотя ни один из русскоязычных терминов, в том числе и «тесты действия», отражая их отдельные признаки, не передает полного значения термина performance test.Примеч. науч. ред.

30

Часть 1. Функции и истоки психологического тестировании

вого тестирования учащихся средних школ; в группах, сидевших за партами, они оказались выше (Т. L. Kelley, 1943; Traxler & Hilkert, 1942). Имеются также доказательства того, что тип использованных бланков для ответов может влиять на тестовые показатели (F. О. Bell, Hoff, & Hoyt, 1964). Поскольку так сложилось, что агентства, подсчитывающие первичные оценки по тестам, и агентства, занимающиеся обработкой данных тестирования, работают независимо друг от друга и выпускают собственные бланки для ответов на задания теста, то бывают случаи, когда при проведении тестирования вместо бланков, применявшихся в процессе стандартизации теста, используются бланки ответов, приспособленные для машинной обработки. Без эмпирической проверки эквивалентность таких бланков не может считаться чем-то само собой разумеющимся. При тестировании детей до 5-го класса использование любого отдельного бланка для ответов может значительно снизить тестовые показатели (Cas-hen & Ramseyer, 1969; Ramseyer & Cashen, 1971). Для детей этого возраста, как правило, предпочтительней, чтобы они просто отмечали свои ответы в тестовой тетради.

Еще более существенные различия, причем на любом возрастном уровне, обнаруживаются при предъявлении одних и тех же тестов в бланковом и компьютерном вариантах. Влиянию этих различий в проведении тестирования на нормы, надежность и валидность в зависимости от характера теста и особенностей популяции тестируемых лиц уделялось большое внимание. Были составлены специальные методические руководства, облегчающие пользователям оценку сопоставимости тестовых показателей, полученных при этих двух вариантах проведения тестов.

Множество других, менее очевидных условий тестирования также могут влиять на выполнение тестов способностей и личностных тестов. От того, проводит ли тестирование совершенно незнакомый испытуемым человек или кто-то из тех, кого они уже знают, могут существенно измениться их результаты (Sacs, 1952; Tsudzuki, Hata, & Kuze, 1957). В другом исследовании было обнаружено, что манера поведения экзаменатора, который улыбался, кивал головой в знак согласия, делал замечания типа «хорошо» и «отлично», явно влияла на результаты тестирования (Wickes, 1956). В проективном тесте, где от испытуемого требовалось написать истории к предъявляемым картинкам, присутствие психолога-диагноста в комнате часто приводило к снижению эмоциональной окрашенности содержания этих историй (Bernstein, 1956). При проведении теста на умение печатать на машинке претенденты на рабочее место печатали значительно быстрее, если тестировались в одиночку, по сравнению с тестированием в группах из двух и более человек (Kirchner, 1966).

Можно было бы без труда умножить число таких примеров, но и приведенных достаточно, чтобы сделать три главных вывода. Во-первых, необходимо придерживаться стандартизованных процедур даже в мелочах. Обязанность создателя теста и издателя — добиться того, чтобы такие процедуры были полно и достаточно ясно описаны в руководстве к тесту. Во-вторых, следует регистрировать любые нестандартные условия тестирования, какими бы второстепенными они ни казались. В-третьих, при интерпретации результатов теста важно учитывать условия тестирования. При всестороннем обследовании личности в процессе индивидуального тестирования опытный диагност иногда отступает от стандартной процедуры проведения теста, с тем чтобы получить особо интересующую его дополнительную информацию. Поступив таким образом, он теряет право интерпретировать результаты теста на основе сопоставления с тестовыми нормами. В этом случае тестовые задания используются только для качественного исследования, а реакции испытуемого необходимо рассматри-

Глава 1. Природа и назначение психологических тестов

31

вать точно так же, как любые другие неформальные наблюдения за поведением или как данные интервью.

Начальный этап тестирования: раппорт и ориентирование испытуемого. В контексте проведения тестирования термин «раппорт» относится к попыткам проводящего тест специалиста вызвать у испытуемых интерес к тесту, добиться от них сотрудничества и содействовать тому, чтобы их реакции соответствовали целям теста. В соответствии с целью тестов способностей от испытуемых ожидают полного сосредоточения на предъявляемых задачах и приложения всех сил для того, чтобы хорошо их решить; цель личностных опросников предполагает искренние и честные ответы на вопросы, касающиеся повседневной жизни и обычного поведения; цели некоторых проективных тестов требуют полного отчета об ассоциациях, вызываемых тестовыми стимулами, без какого-либо их цензурирования или редактирования их содержания. Другие типы тестов могут требовать иных подходов. Но во всех случаях проводящий тестирование специалист старается побудить респондентов следовать инструкциям как можно добросовестнее.

Практическая подготовка специалистов по тестированию, помимо овладения методиками проведения различных тестов, предусматривает и обучение приемам установления раппорта. При установлении раппорта, так же как и при других процедурах тестирования, единообразие условий — существенный фактор получения сравнимых результатов. Если ребенку дают желанную награду за каждую правильно решенную тестовую задачу, его результаты нельзя сравнивать непосредственно с нормой или с результатами других детей, которых побуждали к решению лишь обычным словесным подбадриванием или похвалой. Любое отклонение от стандартных условий мотивирования в конкретном тесте следует отмечать и принимать во внимание при интерпретации результатов.

Хотя при индивидуальном тестировании может устанавливаться более полный раппорт, чем при групповом тестировании, в последнем случае все же стоит предпринять определенные шаги, с тем чтобы создать у испытуемых положительную мотивацию и уменьшить их тревогу. Специфические приемы установления раппорта варьируются в зависимости от характера теста, а также возраста и других характеристик тестируемых лиц. При тестировании дошкольников следует учитывать такие факторы, как боязнь незнакомых людей, легкую отвлекаемость и негативизм. Дружеская, веселая и мягкая манера поведения проводящего обследование специалиста помогает ребенку успокоиться. Пугливому, застенчивому малышу требуется больше времени для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Поэтому лучше, если проводящий обследование не будет с самого начала слишком настойчивым, а подождет того момента, пока ребенок вступит с ним в контакт. Периоды тестирования должны быть непродолжительными, а тестовые задачи — разнообразными и интересными для ребенка. Тестирование должно проводиться в форме игры, и каждое предлагаемое ребенку задание должно возбуждать его любопытство. Процедура тестирования для этого возрастного уровня должна обладать достаточной гибкостью, позволяющей учитывать возможные отказы, утрату интереса и другие проявления негативизма.

Тестированию детей первых двух или трех классов начальной школы во многом свойственны те же трудности, что и тестированию дошкольников. Игровой подход по-прежнему остается наиболее эффективным способом возбуждения их интереса к тесту. Школьников постарше обычно можно мотивировать, обращаясь к свойственно-

32

Часть 1. Функции и истоки психологического тестирования

му им духу соревновательности и желанию отличится при выполнении задания «учителя». Однако в тех случаях, когда тестируют детей, отстающих в обучении или выросших в иной культурной среде, не следует ожидать, что их стремление превзойти других по решению академических задач будет настолько же сильным, как и у детей из выборки стандартизации. Эта и другие проблемы, возникающие при тестировании лиц с несхожим жизненным опытом, рассмотрены в главах 9,12 и 18.

С проблемами специфического взаимодействия мотивационных факторов можно столкнуться при тестировании лиц с эмоциональными нарушениями, заключенных или малолетних правонарушителей. Особенно в тех случаях, когда обследование проводится в официальной обстановке, эта категория лиц часто обнаруживает такие неблагоприятные аттитюды, как подозрительность, неуверенность, страх или циничное равнодушие. Особенности их прошлого опыта могут, вероятно, столь же неблагоприятно отражаться и на выполнении самого теста. Например, вследствие прежних неудач и срывов в школе у многих из них могло сложиться враждебное, сопровождаемое чувством собственной неполноценности отношение к школьным задачам, на которые так похожи задания теста. Опытный психолог-диагност предпринимает специальные усилия, чтобы в таких условиях наладить контакт с обследуемыми. Во всяком случае, он должен быть чуток к такого рода трудностям и принимать их во внимание при интерпретации результатов тестирования и объяснении качества выполнения теста.

При тестировании школьников или взрослых следует иметь в виду, что каждый тест представляет собой скрытую угрозу престижу индивидуума. Поэтому сначала испытуемых следует успокоить. Полезно, например, объяснить, что никто не ожидает от них выполнения, тем более абсолютно правильного, всех заданий. В противном случае, по мере перехода от простых заданий к более трудным или при невозможности закончить какой-то субтест в отведенное время, испытуемого может охватить быстро нарастающее чувство провала.

Желательно также по возможности устранить элемент неожиданности из ситуации тестирования, так как все неожиданное и неизвестное обычно вызывает тревогу. Многие групповые тесты снабжены предваряющими пояснениями, которые зачитывает группе лицо, проводящее тестирование. Еще лучше объявить о тестировании за несколько дней до его начала и дать каждому испытуемому отпечатанную брошюру, в которой объясняены цель и характер тестов, даны общие советы относительно их выполнения и приводится несколько примеров заданий. Такие разъяснительные буклеты и брошюры постоянно предоставляются в распоряжение участников многих программ массового тестирования, наподобие тех, что проводит Совет колледжей.

При тестировании взрослых возникают некоторые дополнительные проблемы. В отличие от ребенка младшего школьного возраста взрослый не обязательно будет стремиться решить задачу только потому, что она перед ним поставлена. Поэтому гораздо важнее убедить взрослого принять цель тестирования в качестве своей цели, хотя это справедливо уже по отношению к учащимся средних школ и колледжей. Сотрудничества испытуемых обычно можно достичь, убедив в том, что в их же собственных интересах получить по тесту валидный показатель, т. е. показатель, верно отражающий, а не преувеличивающий или преуменьшающий их способности. Большинство людей понимают, что неверное решение, принятое на основе недостоверных тестовых показателей, может привести к последующим неудачам, потере времени и разочарованию в себе. Такой подход не только побуждает проходящих тестирование лиц постараться проявить себя в тестах способностей, но также снижает процент лжи-

Глава 1- Природа и назначение психологических тестов

33

вых реакций и склоняет к искренним ответам в личностных опросниках, поскольку в этом случае респонденты сознают, что в противном случае они сами и останутся в проигрыше. Конечно же, не в интересах человека оказаться зачисленным на тот или иной курс обучения в университете, для усвоения которого у него отсутствуют необходимые знания и умения, так же как и быть принятым на работу, которую он не может выполнять или которая не соответствует его психическому складу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...