Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первые психологи-экспериментаторы

Стоящих у истоков экспериментальной психологии ученых XIX в. вообще не интересовало измерение индивидуальных различий. Главной целью психологов того периода было составление обобщенных описаний человеческого поведения. Поэтому их внимание было приковано не к различиям в поведении, а к его единообразию. Индивидуальные различия либо игнорировали, либо воспринимали как неизбежное зло, ограничивающее применимость обобщений. Таким образом, сам факт, что два человека, наблюдаемые в идентичных условиях, реагировали на эти условия по-разному, рассматривался этими психологами как разновидность погрешности. Наличие такой погрешности, или индивидуальной изменчивости, превращало обобщения из точных в приближенные. Подобное отношение к индивидуальным различиям господствовало в таких научных лабораториях, как лаборатория Вундта, основанная им в 1879 г. в Лейпциге, где обучались многие из первых психологов-экспериментаторов.

На выборе тем, как и на многих других сторонах работы основателей экспериментальной психологии, сказывалось влияние их профессиональной подготовки в области физиологии и физики. Проблемы, исследовавшиеся ими в лабораториях, в основном касались чувствительности к зрительным, слуховым и другим сенсорным стимулам и времени простой реакции. Как станет видно из последующих разделов, этот акцент на сенсорных феноменах нашел отражение и в характере первых психологических тестов.

Экспериментальная психология XIX в. повлияла на направление развития тестирования еще в одном отношении. Первые психологические эксперименты выявили необходимость строгого контроля условий проведения наблюдений. Например, формулировка инструкций, дававшихся испытуемому в эксперименте на время реакции, могла существенно увеличить или уменьшить ее скорость. Опять-таки, яркость или цвет окружающего фона могли заметно повлиять на восприятие зрительного стимула. Тем самым была ясно доказана важность проведения наблюдений за реакциями всех испытуемых в стандартизованных условиях. Со временем такая стандартизация процедуры проведения исследования стала одним из отличительных признаков психологических тестов.

Глава 2. Исторические предпосылки современного тестирования                                       51

Вклад Френсиса Гальтона

Именно благодаря научной деятельности английского биолога Френсиса Гальтона развитие тестирования как самостоятельного направления стало набирать темпы. Его многочисленные и разнообразные исследования объединял интерес к наследственности человека. В процессе этих исследований Гальтон пришел к пониманию необходимости количественного измерения характеристик людей, состоящих и не состоящих в родстве. Только таким путем он мог установить, например, точную степень сходства между родителями и потомками, братьями и сестрами, родными и двоюродными, или близнецами. Преследуя эту цель, Гальтон способствовал созданию ряда образовательных учреждений, в которых вел систематические антропометрические измерения учащихся. Он также организовал на Всемирной выставке 1884 г. антропометрическую лабораторию, где за три пенса посетители могли измерить некоторые из своих физических характеристик и пройти тесты на остроту зрения и слуха, мышечную силу, время реакции и другие элементарные сенсомоторные функции. После закрытия выставки лаборатория была переведена в Южно-Кенсингтонский музей в Лондоне и действовала там еще шесть лет. Такими методами постепенно накапливались первые систематические данные об индивидуальных различиях в простых психологических процессах.

Гальтон сам разработал большинство простых тестов, применявшихся в его антропометрической лаборатории, и многие из них еще знакомы нам либо в своем оригинальном, либо в модифицированном виде. В качестве примеров можно назвать линейку Гальтона для зрительного различения длины, свисток Гальтона для определения верхнего частотного порога слуховых ощущений и градуированную серию разновесов для измерения кинестетического различения. Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить средством измерения интеллекта человека. В этом отношении на него отчасти повлияло учение Джона Локка. Так, Гальтон писал: «Информация о внешних событиях поступает к нам только от наших органов чувств, и чем лучше эти органы улавливают различия, тем обширнее поле, на котором могут действовать наши интеллект и рассудок» (Galton, 1883, р. 27). Гальтон также отметил, что при крайней степени слабоумия нарушается способность различать тепло, холод и боль. Это наблюдение только усилило его убеждение в том, что различительная способность органов чувств «в целом должна быть самой высокой у наиболее интеллектуально одаренных» (Galton, 1883, р. 29).

Френсис Гальтон также был пионером в применении оценочных шкал, методов анкетирования и методики свободных ассоциаций, впоследствии использовавшихся для самых различных целей. Еще одной заслугой Гальтона по праву считают разработку методов математической статистики для анализа данных об индивидуальных различиях. Он отобрал и упростил ряд вычислительных процедур, выведеннык математиками. Гальтон придал этим процедурам такую форму, чтобы ими мог воспользоваться исследователь, не имеющий математической подготовки, при желании количественно обработать результаты тестов. В этом направлении продолжали работать многие из учеников Гальтона, среди которых наиболее выдающимся был Карл Пирсон.1

' Увлекательное изложение истории развития основных статистических понятий и биографий причастных к этому ученых см. у Cowles (1989).

52                                         Часть 1. Функции и истоки психологического тестирования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...