7. Классический период Древнегреческой философии. (Философия Сократа. Платона, Аристотеля).
7. Классический период Древнегреческой философии. (Философия Сократа. Платона, Аристотеля). Период классики – это вершина философской мысли. Отличается от досократовского тремя моментами: 1 ) Качественно изменилось предметное поле философии. 2 ) Получает развитие категориальной. 3 ) Происх. отделение прикладных науч. знаний от философии. Сократ развивал понятие морали. Считал,, что знания – основная. Незнание – зло, аморально. Чеорвек должен следовать своим убеждениям, чтобы стать счастливым. Платон – ученик Сократа. Писал свои работы в форме диалогов. Основал платоническую школу. Создатель идеи «идеального государства».: - «Учения об идеях» - «Учение о государстве»10 Аристотель: - Учение о материи и форме - Учение о человеке
8. Философия эпохи эллинизма. (Скептики, киники, эпикурейцы, стоики) Эпоха эллинизма (начало датируется 323 г - смерть Македонского) - образование мировых монархий которые приходят на смену классическому античному полису. В эту эпоху возникло 3 философских направления: скептики, эпикурейцы, стоики. Скептицизм. Родоначальником явл Пиррон (365 - 275 гг. до н. э. ). По его учению философ это человек ко -й стремится к счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий. желающий достигнуть счастья должен ответить на 3 во- проса: «Из чего состоят вещи? »; «Как мы должны к ним относиться? »; «Какую выгоду получим мы из наших с ним отношений? ». Н а первый вопрос мы не можем дать никакого ответа: ни о чем нельзя утверждать определенно, что оно существует. Поэтому о любом способе познания нельзя сказать, истинный он или ложный, так как всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Из невозможности однозначных утверждений о предметах Пиррон выводил ответ на второй вопрос: истинно философский способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это не значит что не существует ничего достоверного: наши чувственные восприятия безусловно достоверны. Заблуждения возникают лишь в суждениях - там, где высказывающий
пытается о т кажущегося и являющегося заключать к тому, что существует поистине. Ответом на второй вопрос определяется, по Пиррону, и ответ на 3й вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений будет невозмутимость или безмятежность, в которой С. видит высшую ступень возможного для философа блаженства. Эпикурейство. Эпикур главной целью своей философии считает необходимостьобоснования для человека счастья. «Счастье в руках самого человека». Эта мысль требует онтологического обоснования. Эпикур наследует атомистику Демокрита, но вносит в нее одно существенное свойство - приписывает атому способность спонтанного т. е. самопроизвольного отклонения. Это и составляет предпосылку свободы человека. По Эпикуру человек стремится к счастью (общегреческая идея). В чем заключается счастье? Счастье есть стремление к благу. Благо есть все то, что порождает удовольствие. Обоснованию учения о пути, ведущем человека к счастью, должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед вмешательством богов в человеческую жизнь, страха перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность всех этих страхов. Боги не страшны, ибо они неспособны вмешиваться в человеческую жизнь; они живут не в нашем мире, а в промежутках между мирами. Так как душа смертна и есть временное соединение атомов, то осознавший эту истину философ освобождается от всех прочих страхов, препятствующих счастью.
Освобождение от гнетущих душу страхов открывает путь к счастью. Мудрец различает 3 вида удовольствия: • природные и необходимые для жизни; • природные, но для жизни не необходимые; • не необходимые для жизни и не природные. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания - полная невозмутимость /безмятежность, которая и есть счастье философа. Стоицизм. Против учения Эпикура вела борьбу школа стоиков, основанная Зеноном из Итиона на Кипре (не Зенон-элеец). Так же как и эпикурейцы, стоики главной задачей философии считали создание этики, опирающейся на физику и на учение о познании, которое они называли «логика». Физика стоиков возникла как синтез физики Аристотеля, в частности учения о форме и материи с некоторыми элементами учения Гераклита. У Аристотеля соотносительность материи и формы прекращалась у границы, отделяющей мир от неподвижного перводвигателя, т. е. бога который уже не есть единство материи и формы, а только форма без материи. У стоиков, напротив, мир есть единое тело - живое и расчлененное, пронизанное одушевляющим его телесным дыханием (пневмой). Единый телесный мир наделяется божественными свойствами, отождествляется с богом. Учение о строжайшей необходимости, по которой все в мире происходит, сочетается с учением о совершенстве и целесообразности мира, в котором все части, тела и существа зависят от целого, определяются целым и его совершенством. Положению Эпикура о бесконечном множестве атомов и пустоте стоики противопоставили учение о единстве мира и сплошной заполненности мирового шара телами и пневмой; эпикурейскому учению о множестве миров - тезис о существовании одного единственного мира; отрицанию целесообразности в мире - убеждение в том, что все свидетельствует о существовании мирового плана и всеобщей целесообразности; атеизму эпикурейцев - учение о божественности мира и пневмы, пронизывающей мир, и разума, обнаруживающегося в мире. От Гераклита стоики заимствовали учение о происхождении мира из огня, о периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, а так же учение о Логосе, т. е. законе. В этике противоположность между стоицизмом и эпикурейством сказалась в вопросе о понимании свободы и высшего назначения человеческой жизни. Вся физика и этика эпикурейцев направлены к тому, чтобы вырвать человека из оков необходимости. Для стоиков же необходимость (судьба, рок) - непреложна. Свобода как ее понимает Эпикур для стоиков невозможна. Действия людей отличаются не потому, свободно или несвободно они совершаются – все они происходят только по необходимости - а лишь потому, добровольно или по принуждению исполняется неотвратимая во всех случаях необходимость. Судьба согласного с нею ведет, противящегося - тащит.
Так как человек - существо общественное и вместе с тем часть мира, то движущее его поведением естественное стремление к самосохранению, по мнению стоиков, возвышается до заботы о благе государства и даже до понимания обязанностей по отношению к мировому целому. Поэтому мудрец выше личного блага ставит благо государства и при необходимости не колеблется принести ему в жертву свою жизнь. Киникизм. Киникизм - философское учение, согласно которому наилучшаяжизнь - это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искусственных сложностейсуществование, подобное жизни собаки. В период между 350 до13 н. э. и 500 н. э. кинизма в той или иной форме придерживались многие мыслители. От слова " собака" (греч. " кюон" ), по-видимому, и происходит название кинической школы. Самый известный ее представитель, Диоген Синопский (ок. 412 - ок. 323 до н. э. ), который, вероятно, ее и основал, имел прозвище " собака". Недавние исследования опровергли традиционные представления, что основателем школы был ученик Сократа афинянин Антисфен, а Диоген у него учился, и что свое название школа получила от обыкновения Антисфена преподавать в гимназии Киносарге. Сколько можно судить, Антисфен умер примерно за 16 лет до появления Диогена в Афинах; по взглядам он стоял гораздо ближе к философии Сократа, нежели киники. Киники кормились подаянием, презирали собственность, опрятность, вежливость, сексуальные ограничения, они без уважения относились к общественным институтам и условностям. В своем отрицании всего этого они не ведали никакого стыда. Возможно, киники вдохновлялись примером простоты и скромности Сократа, его практически полным бескорыстием, а также его учением о том, что пристрастие к роскоши препятствует добродетели. Большей зрелостью отличаются восходящие также к Сократу воззрения стоиков, утверждавших, что добродетельна подчиненная уму умеренная жизнь, свободная от пристрастий и антипатий.
9. Основные проблемы и этапы развития Средневековой философии. Особенности: 1 ) Теоцентризм – Бог в центре 2 ) Доказательство бытия Бога. Ф. Аквинский - один из учителейцеркви. 3 ) Спор об универсалиях. - Номинализм. Номиналисты считали, что общие именасущ. как названия предметов, в природе их нет. -Реалисты – считали, что общ. понятия существуют реально(идеи Бога, Тройцы). В Средневековье не развивались науки. Развивалась логика, гармония веры и разума. Наука изучает материальный мир. Этапы: 1) Апологетика. Принципы: отстоять догмат церкви, формир. идеологию церк- ви. 2 ) Патристика: у церкви начали появляться отцы церкви 3) Схоластика (схола-школа). Время философии и богословия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|