10. Основные философские идеи эпохи Возрождения.
10. Основные философские идеи эпохи Возрождения. Прямая противоположность Средневековью. Период (15-16вв) Основные черты 1 ) Гуманизм (каждый человек уникальный). Начала провозглашаться красота человека, ценность человеческой жизни, искусство. 2 ) Новое понимание природы - Пантеизм – бог содержится в природе. - Гемоцентризм. 3) Новое понимание общества. Появляется новое понятие гос-ва. М. Маккиявелли – пособия полит. технологов гос-в должен казаться великим, могучим, вести политику «льва и лисицы». Льва – чтобы уничтожить внешних врагов, лисицы – внутренних. - Нач. в геталии, в это время нач. зарождение буржуазии. Философия выражает себя через искусство.
11. Проблема научного познания в философии Нового Времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Два направления познания мира: 1 – эмпиризм (опыт) – Ф. Бэкон; 2- рационализм (разум) – Р. Декарт. Методы познания: 1 - Индукция - восхождение от частного к общему(Бэкон) 2 - Дедукция - от общего к частному (Декарт) Бэкон – «знание – сила». Задача науки - изучение природы на основе опыта. Опыт начинается с ощущения. Знание и наука – это главные средства чел. над природой. Декарт – сомневаться можно АО всем, кроме самого мышления. «Мыслью следовательно существуют». Учение Декарта – дуализм. В эпохе нового времени 17-18вв. философия проявляла себя в науке. Эпоха борьбы методов познания (импер. и рацион. )
12. Немецкая классическая философия(И. Кант, Г. В. Ф. Гегель). Немецкое просвещение. Кант (1724 - 1804) Деятельность делится на 2 периода: 1 – Докритический 2 - Критический 1 период: Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума». 2 период: Основные вопросы Канта: Что я могу знать? На что могу надеяться? Что я могу делать? Что есть человек? Учения теория познания и нравственность Окружающий нас мир существ. объективно, его вещи воздейств. на нас, вызывают ощущения, ощущ. группируются и осмысливаются человеком с помощью чел. способности. Ощущения формируются с помощью рассудка, пространства и времени. Пространство и время – оплорны (означ., что существуют
изначально). В результате человек познает вещи на уровне явления или они называются «вещи для нас». Кроме явлений вещи имеют сущность, чтобы ее познать человек использует разум, но он отталкивает на противоречия, у Канта назыв. – антиномии. Гегель (1770-1835) Разработал систему объективного идеализма и диалектический метод. Основа и сущность мира – абсолютная идея. Проходит 3 стадии саморазвития: 1) Система законов и категорий; 2) Появление природы. Природа не способна к развитию, она только разворачивается в пространстве в виде механ., физич., химич., биологич. форм. Идея дает стимул к развитию. 3) Появление человека. Сочетает в себе 1 и 2 стадии развития. Абсолютная идея порождает человеческий разум, впоследствии создает философию, которая создает себя. В чел. абсол. идея обретает форму и становится индустриальной – это духовная форма.
13. Иррационалистическая философия (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр) Философия 19 в. А. Шопенгауэр – «Мир как воля и представление» Миром правит воля к жизни. Эта воля не рациональна, не разумна и она есть у всего в этой жизни. Она не совершенна, потому чточел. жизнь заканчивается. Главн. жизн. Принцип – сострадание. Считает, что люди делятсяна три категории: 1 – злобные 2 – Эгоисты 3 – Сострадательные. Ф. Ницше (1844-1900)Считал, главное в жизни – внутренняя человеческая цель. Осн. инстинкты – жизни и власти. Проповедовал принцип «падающего -подтолкни». Сверхчеловек.
14. Философия позитивизма и неопозитивизма. Позитивизм появился в 30-е гг. 19в. Основоположник – О. Конт. у позитивизма 3 волны. Основная идея – научное или позитивное знание – результат деятельности наук, потому что науки владеют- такими методами познания, как наблюдение и эксперимент. В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Направление, связанное с Контом – Классический позитивизм. Вторая форма позитивизма – Эмпирический позитивизм. Основоположник – Р. Авенариус и Э. Мах. Считали, что мир – совокупность ощущений, и к нему не применимы фил. категории (типа материи). Познание – средство биологического приспособления к среде. Задачи науки: описание фактов на основе простоты и целесообразности. Непозитивизм (20в. )Имеет 2 осн. направления: 1. Логический (1922г) Принципы: - Традиционные фил. положения не поддаются сравнению с фактами; ненаучны. - Верификации – проверка суждений на практике - Конвенции (формиров. единого языка науки на основе языка физики) 2. Лингвистический (50-60-е гг. 20в) Изучение языка. Создавание обычного и литературного языка.
15. Философия экзистенциализма. Экзистенция – существование. Религиозный и атеистический Представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю 1. Тема одиночества. Жизнь неподлинная. Пограничное состояние. 2. Свобода (Ж. -П. Сартр) Провозглашенный принцип Человек всегда свободен, потому что имеет выбор. Куществов. чел. предшествует его сущности (человек создает сам себя) Чел. стремится в будущее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|