Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16. Философия школы ХХ века: структурализм, герменевтика, религиозные течения.




16. Философия школы ХХ века: структурализм, герменевтика, религиозные течения.

Структурализм — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Основные представители: Клод Леви-Строс (антропология), Роман Якобсон (лингвистика), Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Ла-

кан (психоанализ), Жан Пиаже (психология), Николя Бурбаки (математика). Гермене́ втика (др. -греч. ἑ ρ μ η ν ε υ τ ι κ ή — искусство толкования, от ἑ ρ μ η ν ε ύ ω — толкую): § теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); § направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется гермене́ втом. Основной вопрос герменевтики: «Как возможно понимание? » Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в

герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр. Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «сочувствования». Таким образом, он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путём самонаблюдения, понимания событий методом их

личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.

 

 

17. Философская мысль России и Беларуси

Россия(Ломоносов, Соловьев) Беларусь: Осн. проблемы: 1 – Идея гуманизма (уваж. чел-ка к жизни)

2 – Идея национального самосознания; 3 – Идея просвещения (утерян стимул к образованию) приобретение новых знаний.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал

материю только в качестве вещества. Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественнонаучное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм. После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли. Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории. Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: — славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в. ); — западники (критиковали церковь и тяготели к материализму). В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России. 20

Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв. ) русской философии связан с возникновением философских систем.

Характерные черты:

— антропоцентризм;

— гуманизм;

— религиозный характер;

— возникновение русского космизма (мистического, теологиче-ского). Ф. Скорина, С. Будный, Л. Сапега, К. Лыщинский, К. Калиновский, Е. М. Бабосов, Степин. Скорина – писал кН. к книгам комментрарии, мудрый, развитие всего общества. Родился в Полоцке. Закончил Падуанский универ., доктор медицины. Заслуга – перевел Библию на бел. яз. Считал: книги - источник просвящения, люди равны перед законом. Жизнь чел-ая будет улучшаться, только при увеличении человеколюбия. С. Будный – памятн. в Несвиже, типография. Л. Сапега (16в) канцеляр ВКЛ. Написал предисловие к статутам. Лейбциксит. универ., спец – юрист. Церковь должна служить интересам гос., поддерж. обществ. порядка. Права придуманы для человеческой пользы, людьми, которые обладают властью. Назанчение права: гарантирование безопасности, свободу личности, собственность. Самое главное право – право человека на свободу. Граждане должны знать свои права и обязанности. К. Лыщинский(17 в) – жил в Бресте, законч. изуитскуюшколу,

академию. Был монахом. Написал книгу о несуществовании Бога. Бог – творение людей, плод невоображения. Идея Бога существует дял того, чтобы напугать людей перед властью, библия, евангелие ложны, потому тчо это все написано людьми, считается всеобщим обманом. К. Калиновский – (восст. 1863г. ) – закончил Петербургский универс.. Осн идеи: отделение от Российской Империи, идея крестьянского социализма, издавал газету «Мужыцкая правда», «Письма из-под виселицы». Бабосов: осн. проблемы, конфликты на террит. Советского пространства. Социальная филос. и конфликты.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...