Схема обработки рисунка в тесте «Дом»
«Человек» Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности. Нечеткая голова — застенчивость, робость. Изображение головы в самом конце — межперсональный конфликт. Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет. Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак. Подчеркнутая шея — потребность в интеллектуальном защитном контроле. Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать. Длинная тонкая шея — торможение, регрессия. Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
Плечи, их размер — признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью. Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты. Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности. Плечи широкие — сильные телесные импульсы. Туловище — мужественность. Туловище угловатое или квадратное — мужественность. Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей. Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности. Глава 2. Психодиагностика: практика Лицо Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью. Подчеркнутое лицо — сильная озабоченность отношениями с другими, а также своим внешним видом. Слишком подчеркнутый подбородок — потребность доминировать. Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности. Слишком подчеркнуты уши — возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике. Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее. Закрытые или спрятанные под полями шляпы глаза — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Изображение глаз как пустых глазниц — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность. Выпученные глаза — грубость, черствость. Глаза маленькие — погруженность в себя. Подведенные глаза — грубость, черствость. Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя. Полные губы на лице мужчины — женственность. Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
Рот впалый — пассивная значимость. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами. Ноздри — примитивная агрессия. Четко нарисованные зубы — агрессивность. Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость. Выражение лица подобострастное — незащищенность. Лицо, похожее на маску, — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности. Брови редкие, короткие — презрение, изощренность. Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней). Сильно заштрихованные волосы — тревога, связанная с мышлением или воображением. Волосы незаштрихованные, незакрашенные волосы, обрамляющие голову, — субъектом управляют враждебные чувства. Конечности Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях. Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию. Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны. Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля. Руки, скрещенные на груди, — враждебно-мнительная установка. Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений. Руки длинные и мускулистые. Субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления. Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях. Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность. Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности. Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте. Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт.
Руки изображены близко к телу — напряжение. Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость. Часть 1. Личность, мотивация, потребность Сужающиеся руки и ноги — женственность. Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо. Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке. Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависимость, желание любви, привязанности. Руки, вытянутые по бокам, — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. Руки сильные — агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого. Рука, как боксерская перчатка, — вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе. Неясно очерченные руки — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. Отсутствие рук у женской фигуры. Материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая. Отделенные (обрубленные) пальцы — вытесненная агрессия, замкнутость. Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше 5 — агрессивность, амбиции. Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия. Пальцев меньше 5 — зависимость, бессилие. Пальцы длинные — скрытая агрессия. Пальцы, сжатые в кулаки, — бунтарство, протест. Кулаки, прижатые к телу, — вытесненный протест. Кулаки далеко от тела — открытый протест. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы), — враждебность. Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства. Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней. Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости. Рисунок, начатый со ступней ног, — боязливость. Отсутствие ступней — замкнутость. Широко расставленные ноги — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность). Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.
Отсутствие ног — робость, замкнутость. Акцентированные ноги — грубость, черствость. Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях. Ступни непропорционально длинные — потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужественность. Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость. Поза Изображение лица так, что виден затылок, — тенденция к замкнутости. Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении. Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх одиночества, подозрение. Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыться от кого-либо. Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия. Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных). Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи. Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость. Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции. Профиль амбивалентный. Определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Неуравновешанная стоячая фигура — напряжение. Глава 2. Психодиагностика: практика Куклы — уступчивость, переживание доминирования окружения. Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил. Фигура из палочек может означать увиливание и негативизм. Фигура бабы-яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение. Фон. Окружение Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность. Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества. Например, мальчик катается на тонком льду. Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком. Оружие — агрессивность. Многоплановые критерии Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.
Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|