Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностические показатели




(оценки по содержанию)

Преобладание ответов категории Ж указывает на слабо выраженную Ж (животное)

индивидуальность, стереотипное стандартное мышление

Показатель интереса к человеческим отношениям любого типа (благоприятным Ч (человек)

и неблагоприятным)

Часто встречающиеся ответы «Фан» расцениваются как склонность Фан (фантазия)

к конструированию, к фантазии и конфабуляции

Часто встречающиеся ответы с преобладанием П расцениваются как склонность
П (предмет) к аутизму, затрудненность в интерперсональных связях. В сфере организации

действий — как тенденция к конкретизации


ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Метод исследования построен на теории психо­моторной связи. Для регистрации состояния пси­хики используется исследование моторики (в част­ности, моторики рисующей правой доминантной


руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

По И. М. Сеченову всякое представление, воз­никающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движе­нием»).



Глава 2. Психодиагностика: практика


Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответно­го движения (на представление-мысль). Так, напри­мер, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в прост­ранстве: удаление, приближение, наклон, выпрям­ление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т. е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской пере­живания и временным периодом: настоящим, прош­лым, будущим. Связано оно также с действенно­стью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона (простран­ство спереди и вверху) связаны с будущим перио­дом и действенностью. На листе (модели простран­ства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с не­уверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая правой доминантной руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энерги­ей, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомотор­ной связи и отношения к пространству, при толко­вании материала теста используются теоретические нормы оперирования символами и символически­ми геометрическими элементами и фигурами. По своему характеру тест «Несуществующее живот­ное» относится к числу проективных. Для статисти­ческой проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировоч­ный. Как единственный метод исследования он обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инст­румента исследования.


Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуще­ствующее животное и назовите его несуществую­щим названием.

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе. В норме рису­нок расположен по средней линии вертикально по­ставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Поль­зоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продви­жение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооцен­ка, подавленность, нерешительность, незаинтересо­ванность в своем положении в социуме, в призна­нии, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, пла­нируется, осуществляется или по крайней мере на­чинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реа­лизации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлек­сии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередки так­же боязнь перед активным действием и нереши­тельность. (Вариант — отсутствие тенденции к дей­ствию или боязнь активности — следует решить дополнительно.) Положение анфас, т. е. голова на­правлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствую­щие органам чувств, — уши, рот, глаза. Значение де­тали «уши» — прямое: заинтересованность в инфор­мации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочета­нию определяется, предпринимает ли испытуемый



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соот­ветствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обиду, огорчение), не изменяя своего по­ведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как боль­шая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недове­рия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большин­стве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему с осуждением, порицанием). Для детей и подростков характерен ри­сунок зачерченного рта округлой формы (боязли­вость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Этот символ присущего переживания страха подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — исте-роидно-демонстративные манеры поведения. Отно­сительно мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхище­нии окружающих внешней красотой и манерой оде­ваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в це­лом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эруди­цию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополни­тельные детали, например рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенден­ция к самоукрашению и самооправданию, к демон­стративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда постамент). Рассматривается основатель­ность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

1) основательность, обдуманность, рациональ­ность принятия решения, пути к выводам, фор­мирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;


2) поверхностность суждений, легкомыслие в вы­водах и неосновательность суждений, иногда импульсивность в принятии решения (особенно при отсутствии ног).

Необходимо обратить внимание на характер со­единения ног с корпусом: соединение точно, тща­тельно или небрежно, слабо соединены или не со­единены вовсе — это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотип­ность и однонаправленность формы ног, лап, лю­бых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие устано­вок и суждений, самостоятельность и небаналь­ность; иногда даже творческое начало (соответ­ственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...