Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка теста «Автопортрет»




 

Выделяемый показатель
  Изображение в виде одного лица
  Изображение в виде бюста
  Изображение в полный рост
  Изображение профиля
  Изображение анфас
  Схематическое изображение
  Реалистическое изображение
  Метафорическое изображение
  Автопортрет в интерьере
  Более одного изображения — 2, 3 и т. д.

Продолжение схемы

 

Выделяемый показатель
  Автопортрет на фоне пейзажа
  Автопортрет в декоративной рамке
  Автопортрет в эмоциональном состоянии
  Автопортрет в виде литературного персонажа
  Автопортрет, выполненный в виде движущегося изображения
  Автопортрет с предметом в руках
  Размер изображения в кв. см
  Высота изображения
  Степень сходства изображения с оригина­лом по шкале 1, 2, 3
  Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3
  Наличие штриховки 1, 2, 3
  Эмоциональная выразительность изобра­жения 1, 2, 3
  Степень прорисовки лица
  1) наличие глаз
  2) наличие носа
  3) наличие рта
  4) наличие бровей
  5) наличие ресниц и т. д.

ТЕСТ «СВОБОДНЫЙ РИСУНОК»

Известно, что в свободной изобразительной деятельности существуют 2 основных приема: ри­сование с натуры и рисование на основе собствен­ной фантазии, воображения. С психологической точки зрения эти 2 различия предположительно объясняются в связи с явлениями экстра- и интро-версии.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


В соответствии с типологией К. Юнга, основан­ной на доминировании основных психических функций (мышления, интуиции, ощущения и чув­ства) выделяется 8 типов личности:

1) экстравертированный мыслительный тип;

2) экстравертированный ощущающий тип;

3) экстравертированный чувствующий тип;

4) экстравертированный интуитивный тип;

5) интровертированный мыслительный тип;

6) интровертированный ощущающий тип;

7) интровертированный чувствующий тип;

8) интровертированный интуитивный тип.

По аналогии с классификацией Юнга все много­образие рисунков можно свести к 8 видам (по Г. Ри­ду), таким как:

1) эмфатический (импрессионистский, экспрес­сивный);

2) гаптический;

3) ритмический;

4) структурный;

5) органический;

6) перечисляющий;

7) декоративный;

8) имажинарный (содержащий персонажи, сюжет, заимствованные из книги или собственной фан­тазии).

Краткое описание

психологической типологии К. Юнга

1. Экстравертированный мыслительный тип — перечисляющий рисунок. Изображение предме­тов, знаков, которые не связаны общим сюжетом, т. е. простое перечисление. Такие рисунки создают рассудочные люди, действующие, исходя из интел­лектуально обдуманных мотивов, с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от тради­ций, воспитания, образования. Мышление их пози­тивно, ведет к новым фактам или общим концеп­циям разрозненного материала. Суждение обычно синтетическое. Как правило, накопление эмпири­ческих данных не прерывается до конца, а объяс­нение сводится к некоей общей интеллектуальной формуле, где все зависит от широты данной фор­мулы. Если она широка, то это — реформатор, об­щественный обвинитель, очиститель нравов, про­поведник серьезных нововведений; если узка, то


может стать брюзгой, мудрствующим и самодо­вольным критиком, который и себя и других хотел бы втиснуть в свою схему.

Чувства людей этого типа поддерживают интел­лектуальную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функция чувств, что приводит к формуле «цель оправдывает средства». Эмфати­ческий (импрессионистский), гаптический.

Насколько широк размах индивидуального само­пожертвования, настолько мелочны, консерватив­ны, подозрительны бывают чувства.

2. Экстравертированный ощущающий тип
эмфатический рисунок, т. е. стремление к передаче
атмосферы, к непосредственному выражению
ощущений.

У людей этого типа критерий ценности — та или иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняет­ся интуиция. Чрезвычайно развито объективное чувство факта. Чаще это мужчины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты.

Человек осязаемой деятельности, без склонно­сти к рефлексии и властолюбивых намерений. Ос­новные тенденции — от грубого искателя наслаж­дений до рафинированного эстета. Вытесненная интуиция может развиться в фантазии ревности или состояние страха, фобии, навязчивые симпто­мы. Заболевания неврозом труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы часто аффективные нажимы.

3. Экстравертированный чувствующий тип —
декоративный рисунок
.

Для декоративного рисунка характерно рисова­ние орнамента, узора, цветов и т. д.

Тип, наиболее часто встречающийся среди жен­щин, руководствующихся чувством, согласован­ным с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: «лю­бит подходящего мужчину», отвечающего ее разум­ным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут осмыслить: «Я не могу так думать, потому что не чувствую этого». Чувства часто утрачивают лич­ный характер в ориентации на общепринятое.

4. Экстравертированный интуитивный тип —
ритмический рисунок
— изображение движущих­
ся объектов.

Мышление, ощущения, чувства людей этого ти­па вытесняются интуицией, с помощью которой



Глава 2. Психодиагностика: практика


человек стремится достичь наибольших возможно­стей. Интуиция — то вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда оно необходимо для разрешения ситуации, но, сослу­жив свою службу, она теряет свою ценность и отбра­сывается как обременительный придаток. Обладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет буду­щее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней силой рока. Мало считается с благо­получием окружающей среды. Физическое состоя­ние окружающих, как и его собственное, не явля­ется веским аргументом. Обладает собственной моралью, расходящейся с общепринятой. Охотно берется за профессии, позволяющие развить его способности.

5. Интровертированный мыслительный тип —
органический рисунок
— изображение органиче­
ских форм: растений, животных, человека.

Мышление данного типа ориентировано на субъективный фактор. Факты собираются только как средство доказательства, а не сами по себе. Ценности связаны с развитием и изложением субъективной идеи первоначального символиче­ского образа, воспринимаемого внутренним взо­ром. Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претендующей на оригинальность. Обычно полностью отвергает объект, так что при­сутствующий человек может чувствовать себя лишним, ненужным и отвергаемым помехой. Тип остается нормальным до тех пор, пока Я чувствует себя ниже уровня бессознательного, пока чувства раскрывают нечто более высокое и властное, неже­ли Я. В противном случае рождается подозритель­ность, переходящая в неврастению, анемия как следствие жестокой борьбы с противниками, где любые средства хороши.

6. Интровертированный ощущающий тип —
гаптический рисунок
. Изображение как бы изнут­
ри идущих ощущений — «болит ухо», «болит голо­
ва» и т. п.

Ориентируется на то, что происходит преиму­щественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объектив­ным раздражением, т. е. между объектом и ощуще­нием нет пропорциональных отношений, они субъективны. Извне нельзя предвидеть, что на него произведет впечатление, а что нет. С легкостью ставит вопрос, для чего существуют люди, почему


объекты имеют право на существование. Отлича­ется странностью, субъективностью поступков. На окружающих данный тип воздействует подавляю­ще, сводя все к некой правильной формуле норма­тива субъективного содержания, чтобы не выделя­лись и держались в должных границах. Такие люди могут позволять управлять собой, за что мстят уси­ленным сопротивлением и упрямством, в неко­торых случаях становясь жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других вследствие своей начальной безобидности. При отсутствии художе­ственных способностей самовыражения, впечатле­ния уходят вглубь, а при их наличии выражаются архаически банальными, повседневными фразами. Наиболее сильно вытеснена интуиция, имеющая экстравертированный и архаический характер.

7. Интровертированный чувствующий тип — имажинарный рисунок — изображение персона­жей, заимствованных из литературы, фантазии, от­личающиеся оригинальностью самовыражения.

Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Стремится к внутренней ин­тенсивности, для которой объекты, самое большее, дают внутренний толчок. Глубину этого чувствова­ния можно лишь полагать, но ясно постичь его нель­зя. Оно делает людей молчаливыми, труднодосту­пными, которые, подобно мимозе, свертываются от грубости. Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или поразительное равнодушие. Основополагающие идеи — Бог, свобода, бессмер­тие — имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна необычайная поэтическая или художественная вы­разительность. Если же чувства искажаются эго­центризмом, то более всего становится озабочен своим Я и делается несимпатичным. Интровертиро-ванному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в рабской зависимости от фактов, отрекается от всего традиционного. Случа­ется, что люди этого типа испытывают буквально ощущение парализованности от напористой эмо­ции или резкое холодное отражение может пора­зить собеседника в самое уязвимое место. Если чувства заняты чем-то более высоким, чем эгоцен­тричным Я, человек остается в норме. При домини­ровании Я начинает чувствовать, что думают дру­гие, подозревая их во всевозможных низостях, в замышлении зла, интригах и подстрекательствах.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


8. Интровертированный интуитивный тип — структурный рисунок — изображение некоего це­лого, состоящего из частей, отображающее его об­щее устройство, обычно один изолированный предмет.

Интуиция этого типа направлена на внутренние субъективные образы. Относится с вниманием к изменяющемуся объекту, с живейшим сочув­ствием наблюдая особенности изменения объекта. Обычно тип мистика, мечтателя и провидца, с од­ной стороны, фантазера и художника — с другой. Углубление интуиции влечет за собой часто удале­ние от осязаемой действительности, и человек ста­новится загадкой для своей ближайшей среды. Если это художник, то его искусство возвышает вещи, которые бывают одновременно и значитель­ными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Если он не ху­дожник, то часто бывает непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде му­дрого полуглупца, фигурой для психологических романов.

На бессознательном уровне этот тип приобре­тает как компенсирующие черты ощущающего экстраверта. Отсюда — чрезвычайная привязан­ность к чувственному впечатлению.

ТЕСТ «ОБРАЗ МИРА»

Процедура. С целью изучения индивидуальных особенностей «образа мира», «картины мира» пред­лагается следующая инструкция.

Инструкция. Нарисуйте картину мира, т. е. мир, его образ, как вы его себе представляете.

Материал. Используется лист бумаги размером 250 × 150 см, карандаши, ручки.

Интерпретация. На основании особенностей изображения выделяется 5 основных видов рисун­ков.

1. Планетарная картина мира — изображение земного шара, других планет Солнечной системы — когнитивная картина мира в виде общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.

2. Пейзажная картина мира в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, жи­вотных, деревьев, цветов и тому подобного по само­отчетам — желаемая картина своего окружения.


 

3. Непосредственное окружение — обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная — то, что приходит на ум. Неожи­данные образы — лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.

4. Опосредованная, или метафорическая карти­на мира — передающая сложное смысловое содер­жание, представленное в виде какого-либо сложно­го образа.

5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лаконизмом построения в виде некоего абстракт­ного образа, знака, символа.

Исходя из перечисленных видов изображений образа мира можно отметить, что они имеют раз­личные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощу­щения, вызывающие те или иные образы, либо же­лаемая картина мира и т. д.

В основу интерпретации теста можно положить описанные выше психологические типы К. Юнга, определенные в соответствии со схемой Г. Рида, по­зволяющей классифицировать полученные рисунки.

Таблица 24

Общая таблица GGR для здоровых лиц (по Н. В. Тарабриной)

 

№ рисунка OD ED NP
1................................ .......... M’E’    
2................................ ..................... ........... I  
5................................ ..................... ..................... ...i
6................................ ..................... ..................... ...e
7................................ ..................... ........... E  
10.............................. ..................... ........... E  
       
12.............................. ..................... ........... E... ...m
13.............................. ..................... ..................... ...e
       
15.............................. ....E’    
16.............................. ..................... ...EI  
       
18.............................. ......... E’    
19.............................. ..................... ....I  
       
       
22.............................. ....M    

Глава 2. Психодиагностика: практика


МЕТОДИКА

ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ

(Розенцвейг)

Структура, психологическое содержание и стимульный материал

В структуру методики Розенцвейга входят сти-мульный материал, теоретическое обоснование и описание содержания методики, 2 интерпрета­ционные таблицы (общая и для подсчета выра­женности коэффициента конформности), бланк регистрации ответов и математических подсчетов результатов опроса.

Стимульный материал, предъявляемый испы­туемым, включает в себя инструкцию по процедуре исследования и 22 рисуночные ситуации, отражаю­щие проблемы бытового общения, вызывающие фрустрацию и даже стресс (приложение 1).

Психологическое содержание методики Розен-цвейга составляют те факторы личностного пове­дения, которые измеряются по данной методике. Последняя определяет поведенческие реакции лич­ности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях (т. е. ситуациях, вызывающих психологическую напряженность, переживания, ощущения субъек­тивной непреодолимости барьера). По этой методи­ке выявляются следующие психологические харак­теристики: 3 типа реакций, 3 направленности, коэффициент конформности, формула поведения в стрессовых ситуациях, тенденции развития пове­дения с течением времени. Для типов направленно­сти реакций CGR есть стандарты (приложение 2).

Доминантный тип реагирования (OD) определя­ет степень внутреннего напряжения (переживания) личности, возникающего в стрессовых и фрустри-рующих ситуациях. Чем выше по сравнению со стандартной величиной OD, тем более у человека развиты впечатлительность, склонность к сочув­ствию и сопереживанию (эмпатии), тем сильнее фрустрирован испытуемый.

Самозащитный тип реагирования (ED) опреде­ляет степень умения сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу и слабость личности. Чем выше этот показатель (ED), тем слабее лич­ность, сильнее ее неуверенность в себе. Ниже уро­вень самообладания, чаще колебания в принятии


решений и эмоциональные срывы. У лиц с высоким ED часто проявляются агрессивность, бестакт­ность, грубость в отношениях с окружающими. Субъекты, обладающие низким ED, характеризу­ются противоположными вышеперечисленными качествами.

Упорствующий тип реагирования (NP) — это степень адекватности реагирования и самостоятель­ность разрешения стрессовой, фрустрирующей си­туации. Чем выше этот показатель по сравнению со стандартным, тем чаще субъект проявляет само­стоятельность и тем адекватнее воспринимает си­туацию, реагирует на раздражители.

Экстрапунитивная направленность (Е) — это направленность реакций личности вовне, на окру­жающих. Субъект, обладающий высокой Е, требо­вателен к окружающим, стремится подключить к разрешению ситуации других, часто агрессивен. Сочетание Е и ED означает явное доминирование негативных тенденций в отношениях к людям. По­ложительным в преобладании развития Е (да и ED) является значительный негативный заряд в отно­шениях.

Интропунитивная направленность (I) означает направленность поведенческих реакций на себя, стремление самостоятельно разрешить ситуацию; признание своей вины. Высокой I соответствует самокритичность. Низкая I, наоборот, соответству­ет демонстрации своей непогрешимости (или со­знательному сокрытию неуверенности), низкой требовательности к себе.

Импунитивная направленность (М) выражает степень стремления разрешить ситуацию без жертв (чужих или своей), сглаживание остроты си­туации, деление вины на всех участников ситуа­ции. Часто М показывает либеральную тенденцию в поведении или выжидательную тактику (время, ход событий разрешат проблемы), избегание кон­фликтов.

Коэффициент конформности (CGR) означает степень подверженности личности влиянию (или давлению) группы и, по методике Розенцвейга, явля­ется мерой социальной адаптации. Чем выше CGR, тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии ре­шений и их выполнении. Чем ниже CGR, тем силь­нее развиты противоположные качества — незави­симость, самостоятельность, оригинальность.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Следует отметить, что для благоприятной, эф­фективной адаптации в зависимости от вида, спе­цифики деятельности требуются и в разной степе­ни развитые качества.

Полный образец поведения представляет собой формулу поведения личности в стрессовых и фруст-рирующих ситуациях, состоящую из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения. Нет 2 одинаковых образцов поведения, как нет 2 совер­шенно одинаковых людей.

Тенденция поведения количественно отражает динамику изменения показателей методики с тече­нием времени. Она отражает усиление или ослаб­ление той или иной психологической характерис­тики, выраженное в процентах.

Психологическое содержание методики Розен-цвейга позволяет выявить особенности личностно­го поведения в стрессовых и фрустрирующих си­туациях через определение:

1) выраженности его типов;

2) направленности;

3) подверженности влиянию и давлению других людей (конформности);

4) сформированности волевой саморегуляции;

5) степени и характера эмоциональных проявле­ний в стрессовых и фрустрирующих ситуациях бытового общения;

6) степени самостоятельности и адекватности реа­гирования;

7) изменения всех этих показателей с течением времени.

Методика Розенцвейга дает возможность также прогнозировать поведение личности в стрессовых, фрустрирующих ситуациях, так как выявляет ти­пичные для этой личности тенденции поведения и коммуникации.

Процедура и правила обследования личности или малой группы

Подготовительный этап включает в себя приве­дение инструментария в рабочее состояние, подго­товку бланков опроса, представляемых стимульных ситуаций, вызывающих фрустрацию и даже стресс у испытуемых. В начале опроса обязательным явля­ются:


 

1) предупреждение испытуемого об обследовании, разъяснение его цели;

2) просьба о помощи в исследовании (в качестве испытуемого).

Затем проводится инструктаж, в котором сооб­щается следующее: «Ваше участие в исследовании будет заключаться в ответе на вопрос, который произносит нарисованный на картинке участник ситуации. Поставьте себя на место отвечающего. Подходите к ответу серьезно, шутливый ответ не годится. На каждый из 22 вопросов отвечайте вдум­чиво, но быстро. Говорите не то, что вы сделаете, а то, что ответите человеку (какая мысль возникнет у вас сразу после прочтения вопроса и рассмотре­ния картинки). Я буду фиксировать ваш ответ и вре­мя, затраченное на него».

Как показывает практика, на ответы затрачивает­ся от 5 до 30—35 мин. Оптимальное время ответа — 15 мин.

Проводящий обследование должен:

1) обязательно расположить собеседника к себе
посредством:

а) правильной, адекватной его оценки в момент
знакомства и организации обследования;

б) правильного выбора своего поведения по от­
ношению к конкретному испытуемому. Ни
в коем случае не ведите себя однотипно со
всеми испытуемыми, чтобы не чувствовалась
игра в поведении;

2) в момент, предшествующий беседе, необходимо учесть пол, возраст, должностное положение, опыт испытуемого, сведения о нем из разных ис­точников (полученные вами ранее), его настрое­ние, черты характера, замеченные вами при пер­вом наблюдении за ним;

3) хорошо знать на память содержание и последо­вательность ситуаций, четко — инструкцию, на­изусть — ключ к обработке полученной инфор­мации;

4) вести наблюдение за реакциями испытуемого
во время ответа на стимульные ситуации.
Правила интерпретации и обработки информа­
ции.

1. Невозможно интерпретировать правильно, не владея тем, что описано в п. 3 (см. выше) обязанно­стей специалиста в данном обследовании.

2. Следует стремиться не более чем к 2-сложной интерпретации каждого ответа.



Глава 2. Психодиагностика: практика


3. Интерпретатор-психодиагност:

1) записывает символы, обозначающие какой-ли­бо ответ, на бланке ответа;

2) затем заполняет таблицу обсчета, подсчитав повторяемость каждого их символов, затем их сумму (сумма эта по вертикали и горизонтали должна равняться 22);

3) по таблице, данной в бланках, переводит полу­ченные суммы в проценты;

4) записывает в символах полный образец поведе­ния по убыванию количественной представлен­ности каждого символа;

5) сверяет по ключу для подсчета CGR количество совпадений с ключом, затем переводит их в про­центы;

6) подсчитывает тенденции. Для этого считает встречаемость символа (е, i, m, E, E, I, I, M, E', I', M') в первой половине ситуаций (до 13-й, включая 12-ю ситуацию) и во второй половине. Затем из большего числа вычитает меньшее с сохранением знака, делит разницу на сумму встречаемости это­го символа и переводит полученное число в про­центы (приложение 3).

4. Обязательна интерпретация не только каждо­
го показателя в отдельности, но и в комплексе, гар-


монии. Это важно, так как используется и в резуль­тирующей беседе, и в психокоррекционной, и в раз­вивающей работе с испытуемым.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...