Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Добавление к дереву различных объектов




трактуется в зависимости от конкретных объек­тов.

Пейзаж означает сентиментальность.

Переворачивание листа — независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля

Земля, изображенная одной чертой, — сосредо­точенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля, изображенная несколькими различны­ми чертами, — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих зем­лю, изображены в совокупности и касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ»

В структуре самосознания личности обычно вы­деляют главные компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социаль­ной значимости и т. д.) и эмоциональный (самоотно­шение, самооценка и т. д.). Иногда эти составляю­щие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках Я-кон-цепции, адекватное формирование которой явля­ется условием для оптимальной адаптации челове­ка к социальному окружению.

В то же время важнейший вопрос о том, как че­ловек формирует то или иное представление о се­бе, на основе каких эталонов, суждений, умозаклю­чений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще мало­изученной проблемой.


Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки лично­сти служит тест «Автопортрет».

Тест адаптирован Р. Бернсом (США), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти до­мой, закричать или заплакать, — пишет Р. Бернс, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отра­зится в вашем рисунке».

Интерпретация 1

Элементы, которые могут быть обнаружены в ав­топортрете, трактуются следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно пред­полагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок ма­ленькой головы обычно отражает чувство интел­лектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабочен­ности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закры­тые глаза обычно предполагают самопоглощен­ность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувстви­тельность к критике. Акцент, смещенный на нос, пред­полагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитив­ные оральные тенденции или возможную затруд­ненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окру­жающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки — физическую или психоло­гическую слабость. Длинные, сильные руки пред­полагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в не­зависимости. Большие ноги подразумевают неста­бильность и отсутствие основы. Дезертиры, напри­мер, часто рисуют людей без ног.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность


Итерпретация 2 (интегративно-оценочная)

Разработана для выявления индивидуально-ти­пологических особенностей человека, его предста­влений о себе, своей внешности, личности и отно­шения к ней.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги 10 × 15 см.

Инструкция. Нарисуйте свой портрет.

При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки мож­но объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение. Как правило, вы­полняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, вырази­тельность черт, лаконичность образа отличают ри­сунки этих людей.

2. Схематическое изображение выполнено в ви­де лица, схемы тела, бюста, нарисованных в про­филь и анфас; чаще к такому типу изображения тя­готеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить на­иболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-ви­димому, это изображение соответствует синтетиче­скому когнитивному стилю с тенденцией к обобще­нию.

3. Реалистическое изображение выполнено с бо­лее тщательными подробностями, т. е. с прорисов­кой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантично­стью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение. Человек изоб­ражает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д.). Такое изображение выполняют ли­ца художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способно­стями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. Автопортрет в интерьере. Изображение чело­века в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. К такому виду изобра­жения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.


 

6. Эмоциональный автопортрет. Человек отра­жает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-ви­димому, лица, обладающие более высокой эмоцио­нальностью, рефлексирующие собственное со­стояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противо­положна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.

7. Изображение позы или движения. Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

8. Изображение автопортрета со спины. Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречиво­стью в отношении к инструкции (например, экспе­риментатору и т. д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют вы­полнить первый этап обработки материала.

Способы обработки данного места могут быть самыми различными — от поверхностного соотне­сения с тем или иным типом изображения до слож­ных и точных измерений и сопоставления с фото­графией. Для обработки этого теста предлагается специальная схема (см. ниже), которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

На основании схемы обработки возможно срав­нение индивидуальных и групповых данных выпол­нения теста, а также сопоставление полученных данных по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, парамет­ров восприятия, памяти и др.).

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

1) перечисляющий рисунок — изображение не­скольких автопортретов при инструкции нари­совать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу);

2) органический рисунок — изображение на фоне живой природы, в окружении растений, живот­ных — мыслительный интроверт;

3) гаптический рисунок — изображение себя в не­коем состоянии (часто в состоянии болезни —



Глава 2. Психодиагностика: практика


«болит зуб», «болит голова» и т. д.) — сенсорный интроверт;

4) эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, иду­щей извне — сенсорный экстраверт;

5) декоративный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также соз­данного в собственном воображении — эмоцио­нальный интроверт;

6) ритмический рисунок — изображение, в кото­ром подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт;

7) структурный рисунок — изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т. д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изоб­ражение в полный рост — интуитивный интро­верт.

Для более полной интерпретации теста необхо­дима дальнейшая работа по сопоставлению показа­телей, выявляемых при обработке рисунка, с пока­зателями других методик и данных наблюдения.

Схема

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...