Категория «Позиция персонажей»
Та или иная жизненная позиции (действенная, страдательная, созерцательная, агрессивная) — это принятие места того или иного персонажа на картинке в личных или общественных отношениях, отождествление себя с изображенным лицом. Позиция является отправной точкой для решения жизненных задач и конфликтов. Так, направленность на изменение ситуации, на активный выход из нее, на ее развитие или предупреждение развития наблюдается при действенной позиции, и наоборот, пассивность и бездействие, предоставление действовать другим — при страдательной позиции. Смотрение со стороны в качестве третьего лица, не участвующего в ситуации, но наблюдающего и принимающего в равной степени все исходы, характерно для созерцательной позиции. Направленность на уничтожение, разрушение, вхождение в конфликт — выражение агрессивной позиции. Все виды позиции являются прямыми показателями соответствующих тенденций личности. Все они дают материал к решению вопросов о способах действия личности. Общими признаками, свидетельствующими о том, что человеком принята какая-то позиция, является рассуждение испытуемого со стороны только одного лица (в картинках с несколькими действующими лицами), а также высокая степень эмоциональности высказываний. Признаками действенной позиции являются: подборка глаголов преимущественно в настоящем времени, отражающих стремление к изменению существующего положения путем оперирования с собственными возможностями без нарушения зоны действий и интересов другого человека. Характерна также акцентированность на предвидении (хороший прогноз). Признаками страдательной позиции являются высказывания по поводу влияний и воздействий. Рассуждение ведется обычно от имени лица, на которое воздействуют.
Внимание фокусируется на факте преследования, на несправедливости гонения, давления. Воздействие осуждается. Много внимания обращено на причины, на истоки данной ситуации, на то, что привело к ней (хорошее знание истоков). Признаком агрессивной позиции (помимо содержательной стороны) является преобладающее количество императивных конструкций. Акцентируется воздействие на другую личность. В отличие от действенной позиции характерно отсутствие последовательности в намерениях, системы и планов в действиях. Признаками созерцательной позиции являются рассуждения, включающие моменты эмоционально окрашенного резонерства. Категория «Солидаризация» Солидаризация рассматривается как понимание какого-либо лица, разделение его взглядов, сочувствие этому лицу и соучастие в его переживаниях. Испытуемый может не принимать позиции лица (т. е. не отождествлять себя с ним), но тем не менее его качества и свойства будут импонировать испытуемому. Обычно эти качества испытуемый прямо называет. Солидаризация означает, что с человеком, подобным изображенному, у испытуемого могут быть точки соприкосновения. Таким образом, по особенностям солидаризации мы судим о характере Глава 2. Психодиагностика: практика интерперсональных связей, о круге лиц, составляющих среду, в которой действует человек, и (косвенно) об особенностях этой среды. Категория «Отступления от сюжетной линии» Признаком данной категории является внезапная смена направления рассказа, отвлекаемость по случайной ассоциации (выходящей из зоны привычных ассоциаций). Различаются отступления справочные и мемориальные. Справочные отступления — показатели склонности к резонерству. Мемориальные — показатели эгоцентричности. Частые отступления расцениваются как «скачка» идей.
Категория «Ошибки восприятия» Ошибкой восприятия считается называние, но не выдумывание и добавление предметов не того типа и вида, что изображены на картинке. Ошибки восприятия — признак доминирования прочных установок, признак нарушенного баланса между внешними и внутренними моментами, определяющими особенности воспринимаемого образа (сдвиг в сторону внутренних тенденций). Категория «Количество деталей» Значительное количество деталей, взятых из картины, оценивается как склонность к полевому поведению. И наоборот, малое количество деталей картины, используемых для построения рассказа, характеризует самостоятельность лица, его независимость и в то же время сниженное внимание к окружающему. Категория «Общее время рассказа» Продолжительные (без пауз) рассказы по всем картинам характеризуют богатую представлениями и ассоциациями сферу сознания, склонность к фантазии. Избирательно длительный рассказ (на 1 картину) говорит о том, что ситуация и сюжет, которые увидел испытуемый, захватили его. Паузы более 30 мин (в середине рассказа) — показатели аффективных реакций. В целом все временные характеристики, их баланс и соотношение представляют сведения о динамической стороне личности. Процедура эксперимента До начала опыта испытуемый не должен быть осведомлен ни о системе показателей, ни о критериях оценки теста. Карточки теста предъявляются испытуемому в последовательности, отраженной номером отдельной карточки. Испытуемому дается инструкция, состоящая из 5 частей: 1) опишите ситуацию, что вы видите на этой картинке; 2) что, по вашему мнению, способствовало возникновению ситуации, что ей предшествовало; 3) что, по вашему мнению, произойдет дальше; 4) какие мысли у людей, изображенных на картинке; 5) какие чувства испытывают действующие лица. Все ответы регистрируются в первоначальный протокол (без оценок) и, по возможности, дословно (запись ведется на чистом листе бумаги).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|