OD
Препятственно-доминантный тип
реакции (с фиксацией
на препятствии)
Самозащитный тип реакции (с фиксацией на защите собственной личности)
NP
Разрешающий тип реакции
(с фиксацией на разрешении
ситуации)
E
Е'. В ответе подчеркивается чувство фрустрированности, активность индивида направлена на переживание информации о препятствии.
Пример. «Жаль», «Вот так неудача».
Е. В ответе выражаются порицание, враждебность против кого-либо в окружении, обвинения, упреки, саркастические атаки.
Пример. «Пошел к черту», «Мы из-за вас сорвем срок сдачи...»
Е. Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок.
Пример. «Я никогда не обещаю того, что сделать не смогу».
e. В ответе требуется, ожидается или явно подразумевается разрешить эту ситуацию.
Пример. «Это вам надо разрешить этот вопрос».
Глава 2. Психодиагностика: практика
Продолжение табл. 25
OD
Препятственно-доминантный тип
реакции (с фиксацией
на препятствии)
Самозащитный тип реакции (с фиксацией на защите собственной личности)
NP
Разрешающий тип реакции
(с фиксацией на разрешении
ситуации)
I
I'. Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно-выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение или заслуживающая наказания.
Пример. «Блестящее совпадение. У меня тоже нет времени».
В ситуациях обвинения оцениваются ответы, в которых выражаются смущение или сожаление отвечающего по поводу того, что он послужил причиной неприятности.
Пример. «Надеюсь, вы на меня не сердитесь».
I. Агрессия в форме осуждения, порицания или самоумаления направлена на себя.
Пример. «Простите, ради бога», «Я действительно виноват в случившемся».
I. Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства.
Пример. «Да, но я же не хотел...»
i. Субъект сам берется разрешить фрустрационную проблему.
Пример. «Я беру ответственность за исправление этой ситуации на себя».
M
М'. Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к полному ее отрицанию.
Пример. «Ничего страшного, я ее уже прочитал».
М. Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена к минимуму, осуждение избегается.
Пример. «Ничего, на ошибках учатся».
m. В ответе выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать или же что взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.
Пример. «Давайте спокойно поговорим, подумаем».
БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Таблица 26
Таблица профилей
OD
ED
ND
Таблица 27
Фамилия Должность t = объект
0,5 = 2,5 %
5,5 = 27,5 %
1,0 = 5,0 %
6,0 = 30,0 %
1,5 = 7,5 %
6,5 = 32,5 %
2,0 = 10,0 %
7,0 = 35,0 %
2,5 = 12,5 %
7,5 = 37,5 %
3,0 = 15,0 %
8,0 = 40,0 %
3,5 = 17,5 %
8,5 = 42,5 %
4,0 = 20,0 %
9,0 = 47,5 %
4,5 = 22,5 %
9,5 = 47,5 %
5,0 = 27,5 %
10,0 = 50,0 %
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Продолжение табл. 27
10,5 = 52,5 %
15,5 = 77,5 %
11,0 = 55,0 %
16,0 = 80,0 %
11,5 = 57,5 %
16,5 = 82,5%
12,0 = 60,0 %
17,0 = 85,0 %
12,5 = 62,5 %
17,5 = 87,5 %
13,0 = 65,0 %
18,0 = 90,0 %
13,5 = 67,5 %
18,5 = 92,5 %
14,0 = 70,0 %
19,0 = 95,0 %
14,5 = 72,5 %
19,5 = 97,5 %
15,0 = 75,0 %
20,0 = 100 %
OD
ED
NP
Е
%
E
I
M
%
Таблица 28
Таблица стандартных ответов
OD
ED
ND
Е'
E
Em
Im
E
E
I
E E
E
E
I'
I
М'
M
Im
I
M
M
M
E
Таблица 29
Таблица перевода средних оценок по методике «Деловые ситуации»
Группа
n
Е'
I'
М'
E
E
I
I
M
e
I
m
OD
ED
NP
E
I
M
IM
Руководи-тели
Ж
1,42
1,24
1,24
2,66
1,18
0,61
1,26
2,28
3,42
1,8
2,85
20 %
40 %
40 %
43,5 %
25 %
31,5 %
М
1,06
1,27
1,06
2,47
1,16
1,76
0,88
1,93
3,74
2,57
2,97
17 %
36,3 %
46,7 %
42,4%
27,5 %
30 %
1,08
1,27
1,07
2,47
1,16
0,75
0,91
1,95
3,74
2,51
2,97
17 %
36,5 %
46,5 %
42,6%
27,4 %
30 %
Ведущие
Ж
1,26
1,48
1,18
2,12
1,11
0,71
0,84
2,14
2,96
2,53
3,24
20 %
35 %
45 %
38%
28,4 %
38,6 %
М
1,36
1,19
1,29
2,63
0,85
0,48
1,05
2,34
3,08
2,14
3,39
20 %
36,7 %
43,3 %
40%
25 %
35 %
1,33
1,36
1,25
2,47
0,92
0,55
0,98
2,27
3,06
2,26
3,36
20 %
36,3 %
43,7 %
39,3%
26 %
34,7 %
Рядовые
Ж
1,44
1,39
1,08
2,59
1,20
0,82
0,98
2,16
2,93
2,43
2,97
19,5 %
39 %
41,5 %
41%
28 %
21 %
М
1,12
1,21
1,24
2,60
1,21
0,83
1,11
2,17
3,17
2,19
3,05
18 %
40 %
42 %
40,7%
27 %
32,3 %
1,34
1,33
1,13
2,59
1,21
0,82
1,02
2,17
3,00
2,36
2,99
19 %
39,2 %
41,8 %
40%
28 %
32 %
Женщины
Мужчины
1,42
1,39
1,10
2,54
1,19
0,80
0,98
2,17
2,96
2,42
3,00
19,6 %
38,4 %
42 %
40,6%
28 %
31,4 %
1,14
1,26
1,16
2,55
1,12
0,73
0,99
2,08
3,46
2,38
3,30
17,8 %
37,4 %
44,8 %
41,4 %
26,8 %
31,8 %
1,27
1,36
1,13
2,55
1,15
0,76
0,98
2,12
3,23
2,39
3,05
18,6 %
38 %
43,4 %
41 %
27,3 %
31,7 %
Глава 2. Психодиагностика: практика
Таблица 30
Таблица перевода сырых оценок в шкальные по методике «Деловые ситуации». Выборка женщин
Шкальные
Оценка
Фактор
Сырые
Е'
—
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
3,0
3,5—4
4,5 и >
I'
—
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
3—3,5
4—4,5
5,0
М'
—
—
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5—3
3,5
4,0
E
0—0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
3—3,5
4,0
4,5—5
5,5—6
6,5
E
—
—
0,5
1,0
1,5
2—2,5
3—3,5
4—4,5
5,0
I
—
—
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5—3
3,5—4
4,5
I
—
—
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5—3
3,5—4
4,5
M
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
3—3,5
4—4,5
5—6
6,5
e
0—0,5
1,0
1,5
2,0
2,5—3
3,5
4—4,5
5—5,5
6—6,5
7,0
i
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
3—3,5
4—4,5
5—5,5
6,0
m
0—0,5
1,5
1,5
2,0
2,5—3
3,5
4—4,5
5—5,5
6—6,5
7,0
Таблица 31
Таблица перевода сырых оценок в шкальные по методике «Деловые ситуации». Выборка мужчин
Шкальные
Оценка
Фактор
Сырые
Е'
—
0,5
0,5
1,0
2—2,5
2,5
3—3,5
4—4,5
4,5 и >
I'
—
0,5
—
1,0
2,5
2,5
3—3,5
4—4,5
5,0
М'
—
—
0,5
1,0
2,0
2,0
2,5
3—3,5
4,0
E
0—0,5
1,0
1,5
1,5—2
2,5
4—4,5
4,0
5—5,5
6—6,5
7,0
E
—
—
0,5
1,0
2,5—3
2—2,5
3,5—4
4,5—5,5
6,0
I
—
—
0,5
1,0
2,0
2,0
2,5—3
3,5—4
4,5
I
—
—
0,5
1,0
2,0
2,0
2,5—3
3,5—4,5
5,0
M
0,5
1,0
1,5
2,0
3—3,5
3—3,5
4,0
4,5—5
5,5
e
0—0,5
1,0
1,5
2—2,5
3—3,5
4,5—5
4—4,5
5,5—6
6,5—7
7,5
i
0,5
1,0
1,5
2,0
3—3,5
4—4,5
5—5,5
6—6,5
6,0
m
0—0,5
1,5
1,5
2,0
2,5—3
4—4,5
4—4,5
5—5,5
6—6,5
7,0
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Таблица 32
Таблица средних сырых оценок и стандартных отклонений по методике «Деловые ситуации»