Некоторые важные тенденции
Разработка и использование опросников. К самым ярким событиям в области современных средств измерения интересов можно отнести слияние двух главных теоретических позиций в психологии профессий (occupationalpsychology), а также и различных подходов к конструированию опросников, и перекрестное использование банков эмпирических данных в целях интерпретации. Все больше и больше инструментов обеспечивают получение показателей как по однородным, общим шкалам интересов, так и по специфическим шкалам профессий. Шесть профессиональных тем модели Холланда вновь «всплыли на поверхность» в большом количестве недавно разработанных или пересмотренных инвентарей интересов. С другой стороны, устанавливаются связующие звенья с имеющимися эмпирическими данными о профессиях, накопленными в отношении больших групп населения. Эта тенденция была проиллюстрирована на примере использования данных по инвентарю Стронга при интерпретации результатов, полученных с помощью Обозрения профессиональных интересов Джексона. Ее иллюстрацией служит также связывание многих современных инвентарей, таких как SDS Холланда и SII, с данными, предоставляемыми Словарем названий профессий (U.S. Department of Labor Employment and Training Administration, 1991). Все это — многообещающие события, которые повышают полезность любого отдельно взятого инструмента, и их последствия должны быть благотворными, разумеется, при условии, что при установлении таких связей применяются надежные психометрические процедуры и принимаются необходимые меры для предотвращения возможной сверхгенерализации в интерпретации показателей. Другая отличительная особенность вновь создаваемых или перерабатываемых в последнее время инвентарей интересов — расширение уровней охватываемых ими профессий. Вначале инвентари интересов были нацелены на выбор карьеры, связанной с интеллектуальным трудом, и включали малое число профессий, которые не требовали образования на уровне колледжа или профессиональной школы. Несмотря на отдельные попытки расширить в инвентарях интересов диапазон профессий в сторону менее квалифицированного труда (например, Clark, 1961), эти инструменты не нашли в то время широкого применения. В противоположность этому, самая свежая версия инвентаря Стронга предлагает значительное число шкал профессий в разных сферах труда, не требующих диплома об окончании колледжа. Более того, некоторые из последних разработок, такие как Вопросник для оценки карьеры — Профессионально-техническая версия (Johansson, 1984) и Инвентарь направлений профессиональной деятельности (Career Directions Inventory —Jackson, 1986), предназначены прежде всего для лиц, чье образование не выходит за рамки средней школы или профессионально-технического училища. Скорее всего, такие изменения отражают, по крайней мере отчасти, растущее осознание важности правильного выбора карьеры на всех профессиональных уровнях и вместе с тем решающей роли интересов в достижении успеха и личной удовлетворенности работой независимо от ее характера.
Ещеодна заметная тенденция имеет последствия, выходящие за пределы сферы измерения интересов и распространяющиеся на другие виды тестирования. В своей смелой попытке предугадать будущее инвентарей интересов Дж. Л. Холланд (Holland, 1986) указал на растущее понимание таких опросников, как методик вмешательства. Какие воздействия оказывает инвентарь интересов на тестируемого? Например, у °Д" Глава 14. Измерение интересов и аттитюдов 441 ного человека он может укрепить и усилить существующие профессиональные стремления. Другого он может побудить к всестороннему изучению мира профессий и привлечь внимание к не рассматриваемым до сих пор вариантам карьеры. Ну а третьему просто помочь лучше разобраться в себе. Такое разнообразие возможных воздействий может отражаться не только в индивидуализированных интерпретациях показателей, но также в проведении и даже конструировании инвентарей интересов. Вполне вероятно, что здесь находится еще одна сфера приложения компьютеризованного адаптивного тестирования.
В 1990-х гг. психология профессионального самоопределения и трудовой жизни обогатилась за счет применения парадигм из области когнитивной психологии (см., например, Peterson, Sampson, & Reardon, 1991). Взгляд на принятие связанных с профессией решений как на процесс решения задач (problem-solving), возобновляемый на разных этапах жизненного пути человека, подчеркнул потребность людей в знаниях и навыках обработки информации, необходимых для достижения оптимальных решений. Многие новые инструменты встроены в комплексные программы исследования карьеры, являющиеся логическим продолжением взглядов Д. Супера на профессиональный цикл человека и подхода Дж. Л. Холланда к выбору профессии. Становится все более очевидным, что область профессионального поведения (vocational behavior)1 предлагает исключительно благоприятные возможности для вовлечения людей в активное и непосредственное пользование теоретическими и инструментальными достижениями психологии (Borgen, 1991). Модели профессий. Большинство рассматриваемых в этой главе средств измерения профессиональных интересов либо построены на основе холландовской модели профессиональных тем (например, CAI и SDS), либо вобрали ее — в большей или меньшей степени — в свои процедуры (например, SIIhKOIS). Фактически, на протяжении двух последних десятилетий теоретические постулаты Холланда играли ведущую роль в стимулировании исследований в области психологии профессий, причем не только в США, но и в других частях мира (см., например, Borgen, 1991; Lokan, & Taylor, 1986). Осуществляя всестороннюю проверку этой модели, Трейси и Раунде (Tracey, & Rounds, 1993) провели на широком множестве инструментов структурный метаанализ шкал R-I-A-S-E-C. Это исследование, охватившее 104 американские выборки, дало хорошее подтверждение модели Холланда. Однако аналогичный метаанализ, проведенный позднее теми же авторами с использованием иностранных и американских выборок этнических меньшинств, не показал столь же хорошего соответствия эмпирических данных проверяемой модели (Rounds, & Tracey, 1996). Другие сравнительные исследования разных национальных и этнических выборок дали смешанные результаты (Fouad, & Dancer, 1992; Hansen, 1987; Khan, Alvi, Shaukar, & Hussain, 1990; Swanson, 1992). Пожалуй, не стоило рассчитывать на то, что кросс-культурные исследования модели R-I-A -S-E- С покажут ее одинаковую применимость, причем во всех своих аспектах и в разных культурах.
Так или иначе, простота шестиугольника R-1-A-S-E-Ca явное господство этой модели в исследованиях последних 20 лет склонили многих специалистов к выводу, что, возможно, для этой области настало время выйти за пределы модели Холланда или, ' Имеется в виду поведение, связанное с реализацией задач, встающих пред человеком на всех этапах профессионального цикла (см., например, Super, 1957). — Примеч. науч. ред. 442 Часть 4. Тестирование личности по крайней мере, повысить ее полезность путем введения дополнительных элементов.1 Одни призывали к разработке новых теоретических структур для объяснения других аспектов профессий, таких как способности и предпочитаемые источники подкрепления, тогда как другим хотелось бы видеть исследованными дополнительные переменные и измерения (см., например, Dawis, 1992; Prediger, & Vansickle, 1992-R. H. Schwartz, 1992). Сам Холланд заявил, что исследования следует нацелить на изучение способов применения и интерпретации инвентарей интересов, а также оказываемого ими влияния на тестируемых, а не на бесконечное воспроизведение шестиугольника профессиональных тем в различных выборках (Holland, & Gottfredson, 1992). Одна из самых амбициозных попыток модифицировать и расширить модель Хол-ланда с помощью новых и весьма сложных методов анализа данных, включая многомерное шкалирование, была предпринята Трейси и Раундсом (Tracey, & Rounds, 1996). Их трехмерное представление профессиональных интересов использует типологию Холланда и еще два измерения (dimensions), которые, предположительно, лежат в ее основе,2 как отправную точку для построения расширенной сферической модели, приспосабливаемой к переменному числу типов интересов, в зависимости от потребностей тестируемого, и вмещающей такое измерение, как престиж (prestige). Недавний uoMepJournal ofVocational Behavior специально посвящен представлению этой новой модели и комментариям к ней разных исследователей. Реакции на работу Трейси и Раундса, в общем, положительные и свидетельствуют о том, что их модель, по-видимому, служит своего рода катализатором интеграции и дальнейших прорывов в области теории выбора профессии и измерений профессиональных интересов (см. Вог-gen, & Donnay, 1996; Gonzalez, 1996; G. D. Gottfredson, 1996; Hansen, 1996; Harmon, 1996; Prediger, 1996).
Исследования характера, количества и структуры базисных интересов имеют сходство с исследованиями, проводимыми с целью установления главных (первичных) факторов в области способностей и личности (см. главы 11 и 13).3 Во всех трех случаях выявленные в результате анализа данных категории являются функцией специфических переменных и тех выборок, на которых собирались эти данные. Кроме того, это описательные, а не объяснительные категории, основная ценность которых заключается в их способности упрощать сбор и использование информации для оценки и предсказания поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|