Социальный конфликт и коммуникация
При определенных условиях, отдельные представители правящей элиты, особенно встревоженные действиями других, полагаются на коммуникацию как средство сохранения власти. Поэтому одной из функций коммуникации является обеспечение информацией об активности и возможностях конкурирующих элит. (...) Правящие элиты весьма чувствительны к потенциальным угрозам, исходящим от их окружения внутри страны. Здесь помимо использования открытых источников информации используются и секретные средства. Применяются меры предосторожности для сохранения в секрете как можно большего числа политических вопросов. При этом идеология элит утверждается, а контр-идеология подавляется. (…)
Эффективная коммуникация Остановимся на вопросе об эффективности и неэффективности процесса коммуникации. В человеческих обществах этот процесс является эффективным в случае, если уровень рациональности возрастает. В сообществах животных коммуникация является эффективной, если она способствует выживанию или удовлетворению других потребностей группы. Те же критерии применимы и к отдельному организму. Одна из задач рационально организованного общества состоит в выявлении и контроле любых факторов, препятствующих эффективной коммуникации. (…) Однако технические сложности могут быть преодолены с помощью знаний. (...) В течение последних лет были сделаны успешные шаги по преодолению дефектов слуха и зрения. Наблюдаются, конечно, и преднамеренные препятствия коммуникации, такие как цензура, жесткие ограничения на передвижение и путешествия. (...) Другим фактором, не получившим до конца адекватной оценки, является широкое распространение невежества (неведения). Под неведением здесь понимается отсутствие у людей знаний, которые повсеместно доступны в обществе. Не получив достаточных навыков, персонал, занятый сбором и распространением информации, зачастую неверно истолковывает или не замечает важные факты. Причем эти факты не прошли бы мимо хорошо обученного наблюдателя. Кроме того, на эффективность коммуникации влияют факторы престижности и сенсационности материалов, а также особенности психологической структуры коммуникатора. (...)
Одна из наиболее серьезных угроз эффективной коммуникации в обществе в целом связана с реализацией ценностей власти, благосостояния и уважения. Наиболее яркие примеры злоупотребления касаются тех случаев, когда содержание коммуникации намеренно регулируется исходя из задач идеологии или контр-идеологии. Негативные явления, относящиеся к богатству, связаны не только, например, с попытками влияния на рынок. Также они могут исходить из упрощенных концепций экономических интересов. Типичным случаем неэффективности, связанной с категорией уважения (социально-классового плана) являются контакты представителей высшего класса только с членами своей страты. При этом необходимость коррекции своего поведения в связи с контактами с представителями других классов не рассматриваются вообще.
Исследования коммуникации Факторы, влияющие на эффективность коммуникации, могут быть предметом различных типов репрезентативных исследований. Причем анализу подлежит вся коммуникационная цепь. Каждый агент коммуникации отражает сложную взаимозависимость факторов среды и индивидуальных предрасположенностей. Понятно, что кто бы не выполнял функции трансляции — он может быть изучен с точки зрения входных и выходных воздействий. Среди исследовательских вопросов отметим следующие. Какие позиции, заявления привлекают особое внимание каналов трансляции? Что оказывается упущенным при дословной обработке? Как различия информации на входе и выходе связаны с особенностями культуры и личности? Ответив на эти вопросы можно определить роль тех или иных факторов в обеспечении полного, частичного прохождения или непрохождения сообщений.
Помимо каналов трансляции изучению подлежит первичная линия (или источник) коммуникации. Здесь прежде всего изучается фокус внимания наблюдателя. Акцент обычно делается на таких аспектах, как информация, к которой наблюдатель имеет доступ; важные особенности среды. Так, атташе или иностранный корреспондент представляя себя средствам массовой информации, может использовать частные беседы. В то же время, он может подсчитывать количество солдат, перемещение орудий, фиксировать время работы предприятий, видеть «масло и сало» на столе.
Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002. (Первое, о чем стоит упомянуть при ответе, что статья эта написана в 1948 году, и на тот момент в средствах массовой коммуникации господствовала эпоха радио (плюс газеты). Соответственно, ни телевидение, ни тем более Интернет, не были известны Лазарсфельду и Мертону. Отсюда вытекает тот факт, что методы, описанные авторами, далеко не всегда применимы в нашем современном обществе). Некоторые социальные функции средств массовой коммуникации: Функция присвоения статуса Средства массовой коммуникации присваивают статус общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям. Исследования показывают, что общественная репутация индивида или политика повышается в случае их благоприятного освещения в средствах массовой коммуникации. Но это лишь одна составляющая данной функции. Более высокий статус приписывается тем, кто просто оказался в сфере внимания средств массовой коммуникации независимо от редакционных предпочтений. Средства массовой коммуникации наделяют престижем и усиливают власть индивидов и групп, легитимизируя — т. е. признавая законным их социальный статус. Внимание средств массовой коммуникации свидетельствует, что объект сообщения достоин быть выделенным из анонимной массы, его поведение и мнения достаточно важны для всех.
Укрепление социальных норм Такая фраза как «власть прессы» относится к этой функции. Средства массовой коммуникации могут инициировать организованное социальное действие «показом» условий, отличающихся от общественно принятой морали. Пресса, радио, журналы освещают достаточно известные отклонения (расизм, наркомания и проч). Как правило, это приводит к некоторым общественным действиям против того, к чему в частном плане относились терпимо. То есть, до момента публичного освещения той, или иной информации, некоторые индивиды могли нормально воспринимать аморальные формы поведения и действий: к примеру, паренек из маленькой деревушки в Костромской области, где нет ТВ и радио, не знал, что наркотики – это зло, поэтому спокойно по утрам курил косяк. Но потом, увидев сюжет по ТВ, понял, что этим заниматься не стоит. Иногда средства массовой коммуникации посредством показа тех или иных действий могут организовать кампании за или против чего-либо. Кампании могут непосредственно воздействовать на общественность. Например, внимание граждан, пребывающих в летаргическом состоянии и становящихся все более безразличными из-за осведомленности о распространяющейся коррупции, может быть активизировано посредством освещения нескольких драматически упрощенных сюжетов. По замечанию Л. Лоуэлла, сложности проблемы в целом препятствуют распространению массовых действий. Для того, чтобы социальные действия стали реальными общественные альтернативы должны быть определены максимально просто, в терминах белого и черного. Дисфункция наркотизации Здесь мы говорим о дисфункции, а не о функции исходя из следующего. Дело в том, что отнюдь не в интересах современного сложного общества иметь массы населения, находящиеся в состоянии политической апатии и инертности. Суть в следующем:
Доступность информационных потоков для рядового слушателя или читателя зачастую способствует их усыплению, наркотизации, нежели активности. Все большая часть времени отводится чтению и прослушиванию и, соответственно, меньшая часть может быть уделена организованному социальному действию. Индивид читает сообщения о проблемах и даже может обсуждать альтернативные варианты действий. Однако все это в значительной мере относится к области интеллектуальной. Тем самым не происходит даже отдаленной активизации организованного социального действия. Короче говоря, он рассматривает свои вторичные контакты с миром политической реальности — чтение, прослушивание, размышления — как замещающее действие. И удовлетворяется этим. То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности широких слоев населения является бесспорным. Вместе с тем, возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|