Профессиональная ответственность издателей тестов
Право на приобретение тестов обычно предоставляется лицам, соответствующим определенному квалификационному минимуму. В каталогах основных издателей тестов приводятся требования, которым должны удовлетворять их покупатели. Некоторые издатели распределяют тесты по уровням с точки зрения требований к квалифи- Глава 18. Этические и социальные аспекты тестирования 589 кации возможных пользователей, начиная с тестов учебных достижений и тестов профессионального мастерства и кончая такими клиническими инструментами, как индивидуальные тесты интеллекта и большинство личностных тестов. Кроме того, делаются различия между индивидуальными и уполномоченными конкретной организацией покупателями одних и тех же тестов. Студенты-дипломники и аспиранты, которым может понадобиться определенный тест для выполнения практических заданий или проведения исследований, должны иметь заявку на приобретение, подписанную еще и их преподавателем психологии, берущим на себя ответственность за надлежащее использование данного теста.1 Меры по ограничению распространения тестов преследуют двоякую цель: неразглашение тестовых материалов и предупреждение их неправильного применения. Следует, однако, отметить, что хотя распространители тестов могут прилагать все усилия для достижения этой цели, контроль, который они в состоянии осуществить, неизбежно ограничен. В некоторых случаях у издателей просто нет возможности проверить свои сомнения в отношении квалификации покупателей тестов (см., например, Oles, & Davis, 1977). Кроме того, официальные квалификационные документы обеспечивают лишь самый грубый отсев. Очевидно, например, что степень магистра или даже доктора психологии, лицензия штата и аттестат Совета по профессиональной психологии не обязательно означают, что данный человек достаточно квалифицирован для использования какого-то конкретного теста, или что его подготовки достаточно для правильной интерпретации его результатов. Основная ответственность за надлежащее использование тестов, в конечном счете, возлагается на индивидуального пользователя или заинтересованную организацию.
Еще одна сфера профессиональной ответственности связана с маркетингом психологических тестов, осуществляемым авторами и издателями. Не следует выпускать для общего применения неподготовленные тесты. Недопустимы какие-либо заявления о достоинствах теста при отсутствии достаточно объективных оснований. Когда недоработанный тест распространяется только с исследовательскими целями, это условие должно быть четко оговорено, а распространение теста соответственно ограничено. В руководстве к тесту должны приводиться все необходимые и достаточные данные для оценки самого теста и полная информация о его проведении, подсчете показателей и нормах. Руководство должно давать фактическое представление о том, что известно о тесте, а не быть средством его рекламы, представляющим тест в выгодном свете. Обязанностью авторов и издателей является достаточно частый пересмотр тестов и их норм, с тем чтобы предупредить их старение. Разумеется, время, за которое тест устаревает, весьма различно и зависит от природы теста. Тесты, которые должны быть закрытыми вследствие их применения при отборе и расстановке кадров или при принятии диагностических решений, по понятным причинам не могут публиковаться в средствах массовой информации ни целиком, ни частично. Предание гласности даже каких-либо отдельных заданий теста может сделать невалидным последующее применение теста к другим людям. Вдобавок ко всему, публикация тестов в широкой печати может привести к формированию психологи-
1 Комитет АПА по психологическим тестам и психологической оценке (APA's Committee on Psychological Tests and Assessment, 1995) подготовил специальное Положение по использованию закрытых психологических тестов в обучении аспирантов и студентов последних курсов психологических отделений и факультетов. 590 Часть 5. Области применения тестирования чески вредящих самооценок у некоторых читателей, когда результаты самопроверки противоречат сложившимся представлениям о себе. Еще одним непрофессиональным (за редким исключением) использованием психологических тестов является тестирование по почте. Такой способ не только не обеспечивает контроля условий тестирования, но обычно предполагает интерпретацию тестовых показателей без привлечения другой важной информации о тестируемом. Если вынести за скобки те редкие исключения, когда инвентари интересов или ценностей рассылаются по почте достаточно подготовленным и высоко мотивированным лицам, результаты тестирования в таких условиях могут оказаться не только бесполезными, но и вредящими.1 Начиная с 1980-х гг., издатели тестов начали предпринимать некоторые шаги для обеспечения того, чтобы издаваемые и распространяемые ими тесты использовались надлежащим образом, а их показатели корректно интерпретировались. С этой целью они попытались расширить и укрепить связи со своими клиентами, а также улучшить понимание роли тестирования среди широких слоев населения. Большинство издателей приняли участие вместе с АП А и другими национальными организациями в проектах Объединенного комитета по практическому применению тестирования (Joint Committee on Testing Practices \JCTP ]), посвященных разработке квалификационных требований к пользователям тестов и программ специальной подготовки пользователей (Eyde et al., 1988,1993). В добавление к этому они учредили Ассоциацию издателей тестов (Association of Test Publishers [ATP] — см. приложение Б). Члены этой организации взяли на себя обязательство следовать принципу честности в распространении своей продукции и предоставлении услуг по психологической оценке, а также содействовать повышению их ценности в глазах общественности. А ТР недавно опубликовала второй выпуск серии Типовых инструкций по обеспечению честности тестирования при приеме на работу (Model Guidelines forPreemployment Integrity Testing — ATP, 1996).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|