Использование тестов в сфере труда
Как следует из изложенного выше, правомерность использования тестов при принятии кадровых решений не может рассматриваться независимо от специфических целей, ситуаций и популяций, включенных в данный контекст.1 Следует также отметить, что если мы и можем сгруппировать тесты по типам ради удобства рассмотрения, на практике демаркационные линии между знаниями, способностями (abilities), навыками и чертами личности не всегда столь отчетливы, как нам хотелось бы. Поэтому, возможно, было бы более продуктивно считать трудовую деятельность определяемой потенциальными возможностями реагирования (response capabilities), как предлагали некоторые специалисты (Lubinski, & Dawis, 1992).2 Кроме того, хотя валид-ность теста часто анализируют изолированно, сами тесты едва ли когда-нибудь применяются подобным образом. Большинство кадровых решений, принимаемых с учетом результатов тестирования, опираются на совокупную информацию, полученную с помощью одного или нескольких измерительных инструментов в сочетании с другими способами оценки — такими, как интервью или биографические опросники.3 Помня обо всех этих предуведомлениях, перейдем к рассмотрению использования тестов в сфере профессиональной деятельности. Роль академического интеллекта. «Интеллект» — широкий термин, имеющий множество определений. То, что включается в состав интеллекта, бесспорно, зависит от конкретной культуры, исторической эпохи и стадии возрастного развития (см. главы 11 и 12). Традиционные тесты интеллекта, напротив, охватывают более ограниченный кластер поддающихся раздельной оценке когнитивных умений и знаний, которые в большинстве своем оказались неплохими прогнозирующими параметрами
' Краткое рассмотрение многообразия переменных, влияющих на успешность взаимодействия «человек х контекст», дано в работе Sternberg (1994a). Сравнительный анализ понятий skill, ability, aptitude и capacity в контексте психологии труда можно найти в книге «Экспериментальная психология» под ред. С. С. Стивенса (гл. XXXVI. Р. А'. Сишор. Работа и ее моторное исполнение. — С. 1011-1012). — Примеч. науч. ред. ' См. работу Guion (1991), где дан прекрасный обзор процесса оценки, отбора и расстановки кадров, включая данные о валидности и справедливости различных тестов и других типов предикторов. Глава 17. Основные области применения тестов в наше время 543 уровня учебной и трудовой деятельности в современном индустриальном обществе. Вследствие того что в этот кластер входят, в основном, знания, умения и навыки, приобретенные в ходе обязательного в таком обществе школьного обучения, данный кластер часто описывают как академический интеллект или академические способности. Его содержание сводится, главным образом, к вербальному пониманию, количественному рассуждению и другим аспектам абстрактного мышления. Хорошо известно, что показатели выполнения тестов академического интеллекта существенно коррелируют с объемом полученного образования. Почему бы тогда вместо применения этих тестов не ввести требования к объему образования, покрывающие квалификационные требования в области такого важного кластера знаний и навыков к кандидату на рабочее место? Однако на этом пути решения проблемы есть определенные трудности. Объем образования является косвенным показателем когнитивного статуса индивидуума на данный момент, и его корреляция с показателями тестов академического интеллекта далека от полной. Сам факт формального обучения еще не гарантирует одинакового усвоения учащимися всего того, чему учили в школе или колледже; более того, знания и умения, обычно формируемые в период формального обучения, могут приобретаться иными путями. Поэтому более справедливо тестировать знания и когнитивные умения конкретного человека, чем принимать или отказывать в приеме на работу на основе объема формального образования.
Среди серийно издаваемых инструментов есть несколько коротких тестов академического интеллекта, которые специально разрабатывались для применения в промышленности. Пример — Кадровый тест Вандерлика (Wonderlic Personnel Test, Inc., 1992). Появившийся в результате переработки одного из первых групповых тестов интеллекта — Самоприменяемых тестов умственных способностей Отиса (Otis Self-Administering Tests of Mental Ability), созданный Вандерликом инструмент представляет собой состоящий из 50 заданий 12-минутный тест. Он включает разные типы заданий с вербальным, числовым и пространственным содержанием, представленные в спиральном формате (in a spiral-omnibus format), и дает только один показатель. За несколько десятков лет использования теста Вандерлика, имеющего множество форм, по нему накоплены обширные нормативные данные для различных профессиональных групп, а его прогнозирующая сила в отношении успешности профессионального обучения и работы получила документальное подтверждение (что касается рецензий, см. Belcher, 1992; Schmidt, 1985; Schoenfeldt, 1985). Интерес к потенциальной полезности общих тестов академического интеллекта для отбора персонала возобновился благодаря исследованиям, посвященным обобщению валидности (см., например, Hunter, 1986). В частности, были получены данные о том, что тесты вербального и числового рассуждения обладают в той или иной степени прогностической валидностью для широкого разнообразия профессиональных занятий. Вдобавок ко всему, эта валидиость повышается для таких видов работы, которая требует более частого принятия решений и более полной обработки информации. Однако хотя тесты общих когнитивных способностей существенно облегчают предсказание уровня выполнения работы (jobperformance), особенно сложной, точность прогнозов можно повысить путем оценки дополнительных переменных. Главными среди таких переменных являются более специализированные знания и навыки, требующиеся для выполнения конкретных видов работы (в том числе психомоторные навыки и не выраженные в словах, или процедурные знания), а также некогнитивные переменные, такие как свойства темперамента и особенности аттитюдов (см., например,
544 Часть 5. Области применения тестирования Таблица 17-1 Факторы и комбинированные меры Батареи тестов общих способностей (GATB) Факторы G. Общая способность S. Пространственная способ- К. Моторная координация к обучению (General ность (Spatial Aptitude) (Motor Coordination) Learning Ability) V. Вербальная способ- Р. Восприятие форм F. Быстрота и ловкость ность (Verbal Aptitude) (Form Perception) движений пальцев (Finger Dexterity) N. Числовая способность Q. Восприятие канцелярских М. Быстрота и ловкость (Numerical Aptitude) документов (Clerical Perception) движений рук (Manual Dexterity) Комбинированные меры Когнитивная = G + V + N Перцептивная = S + Р + Q Психомоторная = К + F+ М
Ackerman, 1992; J. P. Campbell, 1990 b; Carroll, 1992; Kanfer, Ackerman, Murtha, & Goff, 1995; Sternberg, Wagner, Williams, & Horvath, 1995). Многие из этих связей были вскрыты и подтверждены в крупномасштабных исследовательских проектах с применением классификационных батарей, используемых в вооруженных силах и в некоторых агентствах по найму гражданских госслужащих. Батареи способностей для специальных программ. ' Батарея тестов общих способностей (General Aptitude Test Battery [GATB]) была разработана Управлением размещения и регулирования рабочей силы США (USES) для использования консультантами по вопросам трудоустройства, работающими в организованных в каждом штате бюро по найму рабочей силы (U. S. Department of Labor, 1970). Кроме того, эту батарею могут получить некоммерческие организации, такие как средние школы, колледжи и тюрьмы. В настоящее время GA ТВ включает 12 тестов, 4 из которых требуют для проведения простого оборудования, а остальные 8 относятся к тестам типа «бумага-карандаш». Проведение всей батареи тестов занимает примерно 2,5 ч. GATB дает показатели по 9 факторам и трем комбинированным мерам, получаемым из этих факторов, — все они перечислены в табл. 17-1.
Применение показателей GATB может строиться в соответствии с двумя различными подходами. Первый основан на использовании множественных критических показателей по наиболее важным способностям, необходимым для относительно однородных групп профессиональных занятий. Одним из механизмов реализации этого подхода является система Паттернов профессиональной пригодности (Occupational Aptitude Pattern [ОАР]), разработанная в 1970-х гг. (U. S. Department of Labor, 1979, 1980). Паттерны профпригодности (ОАР) были подготовлены для более 60 семейств профессий, охватывающих тысячи конкретных специальностей. Для каждой группы профессий были вычислены критические показатели высокого, среднего и низкого уровней пригодности по соответствующим способностям, которые могут использо- 1 Предварительные сведения к этому разделу см. в главах 10 и 11. Глава 17. Основные области применения тестов в наше время 545 ваться в профконсультировании.1 Второй подход к использованию GATB сложился в результате применения процедур обобщения валидности (VG) к данным из более 500 ранее проведенных USES исследований валидности. Эта процедура, которую стали называть VG-GATB, использует оценки валидности, основанные на соответствующих комбинациях показателей для всех специальностей, входящих в каждое семейство профессий (U. S. Department of Labor, 1983а, 1983с, 1983d). Предсказания строятся на основе трех комбинированных мер — когнитивной, перцептивной и психомоторной, — выводимых из показателей по первичным факторам. Из этих трех мер когнитивная комбинированная оценка дает наибольшие коэффициенты валидности для большинства специальностей, но психомоторная комбинированная мера может улучшать прогноз в тех случаях, когда снижается уровень сложности выполняемых работ (Hunter, & Hunter, 1984). Благодаря возможностям такой мощной организации, как USES, был накоплен обширный корпус данных no GA ТВ, большей частью подтверждающих исключительную надежность и существенную прогностическую валидность этой батареи (см. рецензии В. Bolton, 1994; Kirnan, & Geisinger, 1986). Однако практика субгруппового нормирования, введенная в 1980-х гг. вместе с VG-GATB для обеспечения сопоставимости относительного количества направлений на работу, полученных белыми, черными и испаноязычными кандидатами, привела к горячим политическим дебатам по поводу справедливости тестирования перед направлением на работу (Hartigan, & Wigdor, 1989). Споры достигли кульминации с принятием закона о гражданских правах от 1991 г. (Civil Rights Act of 1991 — P.L. 102-166), запрещающего установление норм для подгрупп. Этот законодательный акт повлиял на использование Батареи тестов общих способностей и сделал ее будущее неопределенным (L. S. Gottfredson, 1994; Wigdor, & Sackett, 1993 — см. также главу 18). Тем не менее исследовательская программа, включающая разработку двух новых форм и экспериментального образца компьютеризованной адаптивной версии GATB, продолжает выполняться.
Другим важным средством отбора и распределения персонала является Батарея профессиональной пригодности вооруженных сил США (Armed Services Vocational Aptitude Battery [ASVAB]), разработанная совместно для использования во всех родах войск США (Bayroff, & Fuchs, 1970). Эта батарея проводится с учащимися средних школ, проявляющим интерес к военным специальностям, а также со всеми, кто обратился с заявлением о желании поступить на армейскую службу. Современные формы ASVAB включают 10 субтестов, перечисленных в табл. 17-2.2 Квалификационный тест вооруженных сил (Armed Forces Qualification Test [AFQT]) есть не что иное, как комбинированный показатель, используемый всеми армейскими службами в качестве меры общей обучаемости (general trainability) при предварительном отборе по- 1 Группы Батареи тестов специальных способностей {Special Aptitude Test Battery [SATB]) обеспечивают альтернативный механизм для использования критических показателей наряду с GATB. Стратегия мультикритериалыюго отсева более подробно обсуждается в главе 6. В области профотбора, в отличие от профконсультирования, наиболее подходящим применением критических показателей считается предварительный отсев кандидатов по одному или более необходимым для конкретной работы навыкам. 2 Имеется также компьютеризованная адаптивная версия ASVAB {CAT-ASVAB), разработка которой велась с 1979 г. Теперь она введена в эксплуатацию и используется для обработки входных данных по некоторым военным специальностям (Т. L. Russell, Reynolds, & Campbell, 1994). Описание CAT-ASVAB и особенностей ее разработки см. в работе Wiskotf, & Schratz (1989). 546 Часть 5. Области применения тестирования Таблица 17-2 Батарея профессиональной пригодности вооруженных сил США (ASVAB) Субтесты ASVAB
* — Составная часть комбинированного показателя AFQT. ** — Скоростной тест. тенциальных новобранцев. В добавление к этому, каждая из служб объединяет субтесты таким образом, чтобы создавать комбинированные показатели для отбора и распределения персонала в соответствии с собственными нуждами. Например, для боевых подразделений комбинированный показатель образуется путем суммирования показателей следующих субтестов: AR + CS + AS + МС. Стандартные показатели для ASVAB основываются на нормах, полученных при обследовании репрезентативной выборки американских юношей (U. S. Department of Defense, 1982). Факторная структура батареи изучена довольно подробно. Типичные результаты в этом случае свидетельствуют о наличии одного общего фактора, объясняющего 60 % полной дисперсии ASVAB, и четырех групповых факторов, которые неоднократно выделялись разными исследователями (J. R. Welsh, Watson, & Ree, 1990). Эти четыре фактора вместе с субтестами, по которым они имеют наибольшие нагрузки, таковы: 1) Вербальный (WK и PC), 2) Скоростной (N0 и CS), 3) Количественный (AR и МК) и 4) Технический (AS, МС и ЕГ). Валидность субтестов ASVAB и получаемых на их основе комбинированных показателей исследовалась относительно широкого множества критериев учебной и профессиональной деятельности. Нетрудно догадаться, что коэффициенты валидности существенно различаются в зависимости от типа и количества используемых критериев. В общем, коэффициенты валидности выше для критериев «исполнения» (can-do), таких как общий срок службы в армии и техническая квалификация, чем для критериев «намерения» (will-do), — наподобие служебного рвения, лидерства и личной дисциплины. Как и следовало ожидать, первые оцениваются при помощи мер профессиональных знаний и «реальных дел» (hands-on), тогда как последние — с помощью самооценок и рейтингов военнослужащих, получаемых от их непосредственных начальников и сослуживцев (McHenry, Hough, Toquam, Hanson, & Ashworth, 1990; Т. L. Russell etal., 1994). Самое обширное исследование ASVAB было начато министерством обороны США в 1980 г. как часть Проекта объединенной комиссии по разработке стандартов измерения выполнения работы и зачисления на военную службу (Joint-Service Job Performance Measurement/Enlistment Standards [/PA/] Project — Wigdor, & Green, 1991 a, 199 lb). Цель этого крупного проекта — разработать устойчивые («робастные») меры выполнения работы для начального уровня военных специальностей и на их основе устано- Глава 17. Основные области применения тестов в наше время 547 вить значимые и обоснованные стандарты для зачисления добровольцев на службу во все рода войск. Первая фаза реализации проекта JPM дала все основания считать ASVAB хорошим предиктором воспроизводимых с высокой точностью, основанных на выполнении реальной работы признаков профессионального мастерства.1 Кроме того, были получены данные, подтверждающие дифференциальную валидность комбинированных показателей ASVAB в отношении разных специальностей. Однако величина различий в средних показателях между черными и не принадлежащими к меньшинствам испытуемыми оказалась существенно больше по AFQTn бланковым тестам профессиональных знаний, чем по результатам выборочных проверок реальной деятельности (hands-onjob sample tests). Следовательно, существует возможность того, что некоторые из мер ASVAB могут переоценивать величину фактических групповых различий в выполнении работы. Если это предположение подтвердится, данная ситуация будет иметь сходство с некоторыми результатами, полученными при применении GATB (Hartigan, & Wigdor, 1989). К тому же, коэффициенты валидности ASVAB относительно различных критериев оказались достаточно умеренными, чтобы оправдать поиск дополнительных предикторов. Вторая фаза проекта JPM посвящена предварительному исследованию моделей стандартов для зачисления на военную службу, которые, предположительно, должны повысить общую полезность решений по отбору и классификации персонала, — как с точки зрения затрат, так и с позиции уровней выполнения профессиональных функций. Проект отбора и распределения специалистов сухопутных войск США (Проект А) охватывает другой важный сегмент исследований ASVAB и новых предикторов выполнения профессиональных функций военными специалистами. Проект А возник как позиционный ответ армии на полномочия проекта/РМи, по-видимому, действительно является самым крупным и дорогостоящим из всех когда-либо осуществлявшихся проектов исследований отбора персонала (Schmidt et al., 1992). В дополнение к своему вкладу в построение теории профессиональной деятельности (обсуждавшейся выше в этой главе), Проект А связан с разработкой и оценкой многих новых предикторов, которые выходят за пределы традиционных когнитивных функций ASVAB. Создаваемая в рамках армейского проекта батарея включает компьютеризованные перцептивные и психомоторные тесты; специально сконструированные опросники для оценки параметров личности, темперамента и жизненного опыта, а также инвента-ри интересов (McHenry et al., 1990; N. G. Peterson et al., 1990). Кроме того, масштабность и лонгитюдный характер Проекта А обеспечили беспрецедентную возможность изучения временных изменений валидности (J. P. Campbell, 1990b).2 Тесты специальных способностей. Еще до создания комплексных батарей способностей многие специалисты сознавали, что тесты интеллекта охватывают далеко не все человеческие способности, и вскоре были предприняты попытки заполнить основные пробелы с помощью тестов специальных способностей, предназначенных для измерения более конкретных и практических способностей, наподобие механических. ' Теоретическая и методологическая работа, проведенная в ходе разработки прямых мер выполнения профессиональной деятельности, является ценным вкладом проекта JPM в область измерений, включая измерения в образовании. 2 Заключительный отчет по Проекту А в виде коллективной монографии под совместной редакцией Дж. Кэмпбелла (J. P. Campbell) и Д. Нэппа (D. Кпарр) планируется опубликовать в конце 1990-х гг. 548 Часть 5. Области применения тестирования Требования профотбора и профконсультирования тоже стимулировали разработку средств измерения пространственных, канцелярских, музыкальных и художественных способностей. С другой стороны, тесты зрения, слуха, мышечной работы (muscular performance) и ловкости движений (motor dexterity) широко использовались при отборе и классификации персонала для промышленных и военных целей.1 Нужно добавить несколько слов о самом понятии специальные способности (special aptitudes). Термин возник в то время, когда главное место в тестировании отводилось измерению общего интеллекта. Технические, музыкальные и другие специальные способности рассматривались, таким образом, лишь как дополнение к IQ при характеристике конкретного человека. Однако с появлением факторного анализа пришло постепенное осознание того, что сам интеллект состоит из ряда относительно независимых способностей, таких как вербальное понимание, числовое рассуждение, оперирование пространственными образами и т. д. Более того, ряд способностей, традиционно рассматриваемых как специальные, например механические и канцелярские, теперь включаются в некоторые комплексные батареи способностей. Какова же в таком случае роль тестов специальных способностей? Во-первых, такие области, как зрение, слух, ловкость движений (сноровка) и художественное дарование, редко включаются в комплексные батареи способностей. Ситуации, требующие тестирования именно этих областей, являются слишком специализированными, чтобы было оправдано включение подобных тестов в стандартные батареи. Тем не менее тесты специальных способностей используются и в тех областях, которые охватываются комплексными батареями способностей, например, таких как канцелярские и механические способности. В некоторых программах тестирования тесты академического интеллекта объединяют со специально отобранными тестами других, соответствующих целям конкретной программы, способностей. Одна из причин такой практики — получить доступ к широким нормативным и валидационным данным, пригодным для некоторых широко используемых тестов специальных способностей. Другой причиной, бесспорно, является гибкость такого подхода, проявляющаяся не только в. выборе релевантных способностей, но и в полноте измерения каждой отдельной способности для конкретных целей. Довольно много тестов было придумано для измерения скорости и координации движений, а также других психомоторных навыков (psychomotor skills). Большинство тестов оценивает мануальную ловкость (manual dexterity), и лишь несколько — движения ног или ступней, необходимые при выполнении конкретных видов работы. Некоторые тесты измеряют комбинацию моторики с перцептивными, пространственными и механическими способностями. В основном, эти тесты применялись для отбора персонала в промышленности и армии. Психомоторные тесты, как правило, относятся к типу аппаратурных тестов, хотя несколько их адаптации типа «бумага—карандаш» были разработаны для группового проведения. Примером выпускаемого в настоящее время инструмента для оценки нескольких простых манипулятивных навыков может служить Тест ловкости оперирования мелкими деталями Кроуфорда (Crawford Small Parts Dexterity Test[CSPDT] - Crawford, & Crawford, 1981), общий вид которого показан на рис. 17-2. В первой части этого теста испытуемый должен, пользуясь пинцетом, вставить штифты в точно соответствующие их диаметру отверстия, а затем 1 Обзор методик отбора кадров для специальностей, предъявляющих требования к физическим данным, имеется в работе J. С. Hogan (1992). Глава 17. Основные области применения тестов в наше время 549 Рис. 17-2. Тест ловкости оперирования мелкими деталями Кроуфорда. (С любезного разрешения Психологической корпорации) на каждый штифт надеть маленькую узкую втулку. Во второй части маленькие винтики вставляются в имеющие резьбу отверстия и завинчиваются с помощью отвертки. Показателем является время, затраченное на выполнение каждой части теста. Что можно сказать об эффективности психомоторных тестов в целом? Наиболее важным моментом, который необходимо отметить при оценивании таких тестов, является высокая степень специфичности измеряемых с их помощью моторных функций. Корреляционный и факторный анализ большого количества моторных тестов не выявил широких групповых факторов, наподобие тех, что обнаружены для интеллектуальных функций (Fleishman, 1975; Fleishman, & Quaintance, 1984, chap. 12). При рассмотрении валидности психомоторных тестов нужно различать сложные моторные тесты, имеющие тесное сходство с конкретной критериальной деятельностью, и тесты простых моторных функций, предназначенные для общего использования. Первые относятся к разрабатываемым по индивидуальному заказу и, как правило, теперь уже компьютеризованным тестам, которые воспроизводят сочетание моторных способностей, предполагаемых критерием, и демонстрируют достаточную валидность. Так, например, было обнаружено, что некоторые тесты ВВС США улучшают предсказание уровня пилотирования после окончания летных курсов (см., например, R. Н. Сох, 1989; Kantor, & Carretta, 1988). Но для большинства целей использовать подобные тесты практически невозможно, так как пришлось бы придумывать очень большое число тестов, согласующихся с многообразными критериями. Что касается серийно выпускаемых и доступных для приобретения моторных тестов, то измеряемые ими функции весьма просты, а их валидность относительно большинства критериев не слишком высока. Вот почему такие тесты предпочтительней применять в составе используемой для отбора батареи, а не в качестве отдельных предикторов. Тесты механических способностей (mechanical aptitude) охватывают целый ряд функций. Психомоторные факторы входят в некоторые тесты этой категории либо потому, что выполнение теста требует умения быстро манипулировать с тестовым материалом, либо потому, что специальные субтесты для измерения ловкости движений включаются в тот или иной бланковый тест. Перцептивные и пространственные способности также играют важную роль во многих таких тестах. И, наконец, в ряде тестов механических способностей господствующее положение отводится осведомленности в области механики и умению рассуждать на этом материале. 550 Часть 5. Области применения тестирования Важно отдавать себе отчет в разнообразии функций, объединенных под рубрикой механических способностей, так как каждая функция может быть по-разному связана с другими переменными. Например, тесты на осведомленность в области механики гораздо больше зависят от прошлого опыта обращения с механическими устройствами, чем абстрактные пространственные или перцептивные тесты. Аналогично этому, половые различия могут приобретать прямо противоположный характер при переходе от одной функции к другой. Так, в тестах на мануальную ловкость и перцептивное различение женщины обычно превосходят мужчин; в абстрактных пространственных тестах обычно выявляются небольшие, но значимые средние различия в пользу мужчин, а в тестах на механическое рассуждение и осведомленность в области механики мужчины демонстрируют уже заметное преимущество (Anastasi, 1981c; Hedges, & No-well, 1995). Среди способностей, включаемых в состав всех комплексных батарей способностей, оказывается пространственная способность (spatial aptitude) или, иначе говоря, способность оперирования пространственными образами. Именно эта способность измеряется тестом «Пространственные отношения» из батареи DAT (см. главу 10), и она же, как оказалось, имеет высокую нагрузку во многих тестах действия и неязыковых тестах общего интеллекта. Одним из самых простых средств измерения этой способности является Пересмотренный миннесотский бланковый тест «Доска форм» (Revised Minnesota Paper Form Board Test [RMPFBT] — Likert, & Quasha, 1995). Другой важный тип тестов механических способностей касается осведомленности в области механики, механических рассуждений и понимания механических закономерностей. Хотя эти тесты требуют некоторого знакомства с механическими орудиями труда и законами механики, они предполагают у тестируемых лишь такой объем технических знаний, который можно приобрести из повседневного опыта жизни в современных промышленно развитых странах. Некоторые из ранних тестов в этой области требовали от испытуемого собрать из предлагавшихся деталей простые, широко используемые механические устройства. Когда проводится неспециализированное тестирование, вместо таких тестов теперь широко применяются групповые тесты типа «бумага-карандаш». Известным примером этого типа тестов является Тест понимания механических закономерностей Беннетта (Bennett Mechanical Comprehension Test [BMCT] — G. К. Bennett, 1994). Используемые в этом тесте короткие вопросы по картинкам требуют для ответа на них понимания законов механики, применяемых в самых разных ситуациях повседневной жизни. Два ознакомительных задания из этого теста воспроизведены на рис. 17-3. Тесты, предназначенные для измерения канцелярских способностей (clerical aptitudes), характеризуются общим акцентом на скорости и точности восприятия. Типичный пример — Миннесотский канцелярский тест (Minnesota Clerical Test [MCT] — Andrew, Paterson, & Longstaff, 1979), состоящий из двух раздельно оцениваемых по времени выполнения субтестов: Сравнение чисел (Number Comparison) и Сравнение названий (Name Comparison). В первом субтесте испытуемому даются 200 пар чисел, каждая из которых содержит от 3 до 12 цифр. Если числа, составляющие пару, одинаковы, то испытуемый ставит между ними галочку. Во втором субтесте задача та же самая, но вместо чисел испытуемому предъявляются слова. Такие относительно однородные тесты, как Миннесотский канцелярский тест, измеряют только один аспект работы служащего. Конторские же работы связаны с выполнением многочисленных функций. Более того, число и конкретное сочетание обя- Глава 17. Основные области применения тестов в наше время 551 Какой мужчина несет больший вес? (Если одинаковый, отметьте букву С.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|