Изложение результатов исследования (оформление паспорта реки)
Изложение результатов исследования (оформление паспорта реки) По итогам проведенного исследования, если оно было комплекс- 1. Географическое положение реки и ее бассейна (административ-ный район, место в речной системе, изучаемый участок реки - верх-нее, среднее или нижнее течение, притоки, исток, устье). 2. Краткая физико-географическая характеристика бассейна реки (геологическое строение, рельеф, климат, гидрографическая сеть, почва и растительный покров). 3. Морфометрические характеристики реки и ее бассейна (протя- женность реки и ее притоков, густота речной сети, падение и уклон ре- ки, площадь водосборного бассейна). 4. Морфометрия и морфология речного русла (ширина, глубина, площадь живого сечения, форма русла, характер дна и берегов). 5. Основные характеристики стока (скорость течения, расход, объ-. ем, модуль и коэффициент стока). 6. Гидрологический режим реки (источники питания, колебание уровня воды, ледово-термический режим, физические свойства речной воды). 7. Химико-органолептические характеристики воды. 8. Хозяйственное использование реки и водоохранные мероприятия. указанием местоположения изученного участка, план русла реки в изобатах, профиль поперечного сечения реки, годограф скоростей, график вычисления средней скорости по вертикали, распределение -скоростей по живому сечению реки, графики расчета расхода воды, ко- лебания уровня, таблицы вычисления площади водного сечения и расхода воды.
К паспорту также прилагаются журналы полевых наблюдений, фотоснимки или рисунки разных участков реки. Исследование озер Общее исследование озер и болот в значительной части может быть выполнено по той же программе и теми же методами, что были предложены и для описания рек. Здесь будут изложены лишь специфические особенности исследований, которыми могут воспользоваться юные краеведы при гидрологических изысканиях в походах и экспедициях при описании озер. План описания озера 1. Местоположение. Название и происхождение названия. Географические координаты центра озера. Ближайшие населенные пункты. 2. Где имеются удобные подходы к озеру (по сторонам горизонта). 3. Если озеро небольшое, следует произвести глазомерную съемку береговой линии. Зарисуйте детали береговой линии. 4. Определите длину и ширину озера (на глаз, в метрах; или с помощью плавсредства). 5. Определите по карте площадь бассейна и высоту озера над уровнем моря. 6. Составьте план озера. Форма котловины. Тип озера по происхождению озерной котловины (озеро плотинное, пойменное, дельтовое, эрозионное, карстовое, лиман). 7. Имеются ли острова, отмели, плесы. 8. Обозначьте на плане речки, ручьи, впадающие в озеро и вытекающие из него. Определите принадлежность к бассейну реки. 9. Измерьте с лодки (а зимой со льда) глубины озера. Промеры глубин проводятся через равные интервалы. Все промеры глубин и максимальную глубину обозначьте на плане озера. Определите объем воды в озере.
10. Определите тип озера по признакам водообмена (бессточное, или глухое; сточное, или ключевое; проточное, или речное). 11. Вычертите на плане озера изобаты, изображающие подводный рельеф озера. 12. Характер дна (илистое, глинистое, песчаное, галечное) определяется с лодки.
13. Характер берегов озера (возвышенные, низменные, отлогие, крутые, их примерная высота в метрах). Размываются ли берега водой и на каких участках.
14. Какие породы слагают берега (песчаные, суглинистые, глинистые, каменистые и пр. ). 15. Измерьте температуру воды на поверхности и на разных глуби^ нах (1 м, 2 м, 3 м и так далее до дна). 16. Определите прозрачность воды. Определение ведется с теневой: стороны лодки. 17. Определите цвет, запах, жесткость воды, минерализацию (пресная, солоноватая, соленая, горько-соленая). 18. Характер растительности берегов озера. Состав растительности, берегов (какие деревья, кустарники, травы произрастают). Закрытые' или открытые - луговые - берега. 19. Прибрежная и донная растительность озера. Растительность ти-; хих заливов. 20. Животный мир озера. 21. Опишите характер окружающей озеро местности. Описание ок-ружающей местности проводится по той же программе, что и при опи-сании реки. 22. Решите вопрос о происхождении озера и степени его зрелости (молодое, зрелое, старое). 23. Охрана озера и его использование человеком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|