Описание поймы. План изучения
Описание поймы Приступая к изучению поймы, т. е. наносного, затопляемого в половодье дна речной долины, прежде всего надо определить пределы ее распространения и общие черты строения. Различают: а) хорошо дренированную прирусловую часть поймы, непосредст б) пониженную и выровненную центральную часть поймы; в) присклоновую (притеррасную) пойму, имеющую, как правило, Рельеф поймы может быть непересеченный, умеренно пересеченный, пересеченный, волнистый, но в основном его можно разбить на два более общих типа: плоский (ровный) и изрезанный (гривистый). В последнем случае отдельные гривы и возвышения чередуются с многочисленными ложбинами, второстепенными ответвлениями речного русла, озерами-старицами. Значительные по величине старицы могут быть объектом самостоятельного исследования (для рыбного хозяйства, разведения водоплавающей птицы, сбора раковин моллюсков). Очень часто поверхность поймы бывает покрыта кочками и изобилует разнообразными по величине и форме впадинами, ямами, мелкими буграми. В зависимости от характера растительности и степени увлажнения в меженный период различают поймы: луговая (открытая), кустарниковая или лесная (закрытая. ), сухая, мокрая, заболоченная. По расположению меженного русла пойма может быть односторонняя и двухсторонняя, т. е. располагающаяся на одном либо обоих берегах.
Описывая пойму, необходимо отметить в полевом дневнике все ее значительные расширения и сужения, положение относительно реки, обычную и наибольшую ширину разлива, степень кочковатости, наличие дюнных всхолмлений, пересечение поймы ручьями и старицами; дать сжатое описание больших впадин, холмов, стариц, болот и озер; охарактеризовать распространенные в пределах поймы типы почв и растительные сообщества, заболоченность поймы, продолжительность ее затопления паводковыми водами, проходимость по сезонам; собрать сведения о наличии дорог, проходящих по пойме, и хозяйственном ее использовании (сенокос, огороды, разработка торфа и т. п. ). Особое внимание должно быть обращено на определение высоты уровня наибольшего и обычного разлива и нанесение на рабочую карту границ разлива; при этом следует различать пойму низкого уровня (низкая пойма), ежегодно затопляемую, и пойму высокого уровня (высокая пойма), заливаемую лишь при наиболее высоких половодьях. Границу разлива реки в период прохождения высоких вод можно установить путем опроса местных жителей, хорошо знакомых с жизнью реки, а также путем изучения естественных следов высоких вод на берегах, например: содранная ледоходом кора на деревьях, борозды поврежденного дерна по склонам берега, остатки мусора, который несет полая вода, на деревьях, кустарнике. На типичных и интересных в гидрологическом и хозяйственном отношениях участках поймы целесообразно провести глазомерную съемку, показав на плане основное русло, старицы, обрывистые берега и пляжи, границу разлива обычных и исключительно высоких вод. Одновременно необходимо сделать зарисовку характерных мест поймы, выделяющихся наиболее типичными формами почв и растительных сообществ. Водный режим и хозяйственное использование реки План изучения 1. Время обследования, название реки
2. Откуда река берет начало (из ключей, озера, болота). Куда впадает, координаты истока и устья, какие имеет притоки, какие районы (области) пересекает. 3. Общее направление течения. Длина реки. Площадь водосбора. 4. Гидрографическая схема реки (последовательность впадения 5, Уровень воды в реке в момент обследования (обычный межен 6. Когда начинает прибывать вода весной. Вскрытие реки ото льда Т. Установите границу разлива в половодье (максимальную, среднюю, минимальную). 8. Определите, каковы сроки окончания половодья. 9. Выясните, бывают ли паводки летом (как часто, какой высоты достигают). Затопляется ли при паводках пойма.
10. Определите, когда и как сильно понижается уровень воды летом. 11. Как изменяется уровень воды осенью. Какой высоты достигает подъем воды. 12. Укажите сроки установления ледостава (ранние, средние, поздние). Имеются ли полыньи. 13. Определите, какова толщина льда к концу зимы. Имеются ли замерзшие рыбы (когда, при какой зиме)? 14. Как используется река (сплав, орошение, судоходство, полив и пр. ). 15. Какая рыба водится. 16. Какие гидротехнические сооружения имеются на реке (мельницы, плотины, ГЭС и др. ). Изучение водного режима Одной из важнейших задач водных исследований является характеристика режима исследуемых объектов по сезонам. Режимом реки называется совокупность особенностей ее состояния в разное время года. Элементы режима - уровень, расход воды, скорость течения, питание реки, размываемость русла, ледовые явления и т. п. Источниками получения сведений о режиме вод служат данные стационарных наблюдений на гидрометеорологических станциях и постах, непосредственные наблюдения иных исследователей при полевых работах, опрос местного населения, литературные материалы. Сведения о питании рек можно получить из гидрологических и климатических справочников и специальных карт.
По материалам наблюдений на гидрологических постах строятся графики внутригодового и многолетнего колебания уровня воды в реке. От старожилов можно узнать о колебании уровня реки в маловодные и многоводные годы, о времени наступления половодья, паводков, межени, характере ледовых явлений, об особых гидрологических явлениях: катастрофических наводнениях, обмелениях, пересыханиях и промерзаниях реки. Питание реки в разные сезоны года возможно от грунтовых вод, Для характеристики весеннего режима необходимо установить, ко-гда начинает прибывать вода в реке; сроки вскрытия реки ото льда и начала весеннего ледохода (ранние, средние, поздние), продолжитель-ность и характер ледохода, случаи вскрытия реки без ледохода (лед та-ет на месте). Надо выяснить, наблюдаются ли заторы льда (где и поче-му), какова бывает высота заторных подъемов воды, время прохожде-ния и высота наивысшего уровня (гребня) весенних вод. Бывает ли один или несколько гребней, какова продолжительность и ширина разлива весенних вод, уровень выхода воды на пойму. Выли ли особо выдающиеся весенние половодья (маловодные и многоводные). Во время летнего режима надо определить начало и конец установ-ления низкой воды в реке; в какие месяцы наблюдаются летние павод-ки от дождей, их высота, продолжительность и повторяемость; затоп-ляется ли пойма при летних наводках и на сколько дней; не бывает ли -сильного летнего обмеления реки и как часто это происходит. Попро- буйте выяснить, не наблюдается ли полного пересыхания реки на от- дельных ее участках или даже на всем протяжении, каковы его причи- ны, в какие месяцы оно происходит и ежегодно ли; какова высота ми-нимального уровня в сравнении с обычным меженным уровнем. По-пробуйте определить, как влияют на режим летних уровней зарастае-мость русла, искусственные пуски воды через плотины, забор воды на орошение. Во время осенних наблюдений определите начало осеннего подъема воды в реке, при каких уровнях обычно замерзает река, время появле-ния сала, шуги, замерзания воды у берегов. Сравните осенние уровни воды с летними.
Установите, бывает ли осенний ледоход, его характер и продолжи-тельность; ранние, средние и поздние сроки наступления на реке пол-ного ледостава, места, ранее и позднее всего покрывающиеся льдом. Во время зимних наблюдений определите продолжительность за-мерзания реки, общий характер зимней межени (устойчивая, с мед-ленным падением, повышением или довольно резкими колебаниями уровня). Бывают ли зимние вскрытия реки. Какова обычная и наи-большая толщина льда к концу зимы (на плесах и перекатах), есть ли участки, где река не замерзает. Установите, не промерзает ли река до дна так, что в ней не остается воды, наблюдаются ли донный лед, зажо-ры, заторы льда и их последствия; сроки начала и конца переправы через реку по льду для пешеходов, гужевого транспорта и автотранспорта; используется ли река как санный путь. Особенно выдающиеся гидрологические явления, т. е. исключительные по размерам наводнения, сильные обмеления, значительные пересыхания и промерзания реки до дна следует описывать с возможной подробностью, освещая все обстоятельства и причины, вызвавшие эти явления. Установить величину характерных расходов воды можно, используя соответствующие материалы местного управления гидрометеорологической службы. Выясняются средние месячные и годовой расход, наибольший расход весеннего половодья, летних и осенних дождевых паводков, минимальный расход летней и зимней межени. При собирании режимных сведений о расходах воды и стоке следует всемерно пользоваться консультациями специалистов-гидрологов. У местных старожилов, рыбаков, охотников надо постараться узнать название притоков, впадающих в исследуемую реку, примерные размеры и место, откуда они берут начало. Нужно установить, постоянные это или временные водотоки, т. е. не пересыхают ли они в летнее время и не промерзают ли до дна зимой, много ли они несут воды и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|