Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание поймы. План изучения




Описание поймы

Приступая к изучению поймы, т. е. наносного, затопляемого в поло­водье дна речной долины, прежде всего надо определить пределы ее распространения и общие черты строения. Различают:

а)       хорошо дренированную прирусловую часть поймы, непосредст­
венно прилегающую к действующему руслу реки обычно в виде более
или менее возвышенного наносного прируслового вала;

б)        пониженную и выровненную центральную часть поймы;

в)        присклоновую (притеррасную) пойму, имеющую, как правило,
вид заболоченной ложбины, прилегающей к уступу второй (надпой­
менной) террасы или (в случае отсутствия террасы) - непосредственно
к коренному склону долины.

Рельеф поймы может быть непересеченный, умеренно пересечен­ный, пересеченный, волнистый, но в основном его можно разбить на два более общих типа: плоский (ровный) и изрезанный (гривистый). В последнем случае отдельные гривы и возвышения чередуются с много­численными ложбинами, второстепенными ответвлениями речного русла, озерами-старицами.

Значительные по величине старицы могут быть объектом самостоя­тельного исследования (для рыбного хозяйства, разведения водоплава­ющей птицы, сбора раковин моллюсков).

Очень часто поверхность поймы бывает покрыта кочками и изобилует разнообразными по величине и форме впадинами, ямами, мелкими буграми.

В зависимости от характера растительности и степени увлажнения в меженный период различают поймы: луговая (открытая), кустарни­ковая или лесная (закрытая. ), сухая, мокрая, заболоченная. По распо­ложению меженного русла пойма может быть односторонняя и двух­сторонняя, т. е. располагающаяся на одном либо обоих берегах.

Описывая пойму, необходимо отметить в полевом дневнике все ее значительные расширения и сужения, положение относительно реки, обычную и наибольшую ширину разлива, степень кочковатости, наличие дюнных всхолмлений, пересечение поймы ручьями и старицами; дать сжатое описание больших впадин, холмов, стариц, болот и озер; охарактеризовать распространенные в пределах поймы типы почв и растительные сообщества, заболоченность поймы, продолжительность ее затопления паводковыми водами, проходимость по сезонам; собрать сведения о наличии дорог, проходящих по пойме, и хозяйственном ее использовании (сенокос, огороды, разработка торфа и т. п. ).

Особое внимание должно быть обращено на определение высоты уровня наибольшего и обычного разлива и нанесение на рабочую кар­ту границ разлива; при этом следует различать пойму низкого уровня (низкая пойма), ежегодно затопляемую, и пойму высокого уровня (вы­сокая пойма), заливаемую лишь при наиболее высоких половодьях.

Границу разлива реки в период прохождения высоких вод можно установить путем опроса местных жителей, хорошо знакомых с жиз­нью реки, а также путем изучения естественных следов высоких вод на берегах, например: содранная ледоходом кора на деревьях, борозды поврежденного дерна по склонам берега, остатки мусора, который не­сет полая вода, на деревьях, кустарнике.

На типичных и интересных в гидрологическом и хозяйственном от­ношениях участках поймы целесообразно провести глазомерную съем­ку, показав на плане основное русло, старицы, обрывистые берега и пляжи, границу разлива обычных и исключительно высоких вод.

Одновременно необходимо сделать зарисовку характерных мест поймы, выделяющихся наиболее типичными формами почв и расти­тельных сообществ.

Водный режим и хозяйственное использование реки

План изучения

1. Время обследования, название реки

2. Откуда река берет начало (из ключей, озера, болота). Куда впада­ет, координаты истока и устья, какие имеет притоки, какие районы (области) пересекает.

3. Общее направление течения. Длина реки. Площадь водосбора.

4.         Гидрографическая схема реки (последовательность впадения
всех рек, начиная с исследуемой, вплоть до главной реки, впадающей
в море). Например: Самотышка - Чермянка - Яуза - Москва - Ока -
Волга - Каспийское море,

5,         Уровень воды в реке в момент обследования (обычный межен­
ный- выше или ниже его и на сколько сантиметров).

6.         Когда начинает прибывать вода весной. Вскрытие реки ото льда
(сроки ранние, средние, поздние). Каковы величина и сроки макси­
мального подъема воды в реке.

Т. Установите границу разлива в половодье (максимальную, сред­нюю, минимальную).

8. Определите, каковы сроки окончания половодья.

9. Выясните, бывают ли паводки летом (как часто, какой высоты достигают). Затопляется ли при паводках пойма.

 

10. Определите, когда и как сильно понижается уровень воды летом.

11. Как изменяется уровень воды осенью. Какой высоты достигает подъем воды.

12. Укажите сроки установления ледостава (ранние, средние, позд­ние). Имеются ли полыньи.

13. Определите, какова толщина льда к концу зимы. Имеются ли замерзшие рыбы (когда, при какой зиме)?

14. Как используется река (сплав, орошение, судоходство, полив и пр. ).

15. Какая рыба водится.

16. Какие гидротехнические сооружения имеются на реке (мельни­цы, плотины, ГЭС и др. ).

Изучение водного режима

Одной из важнейших задач водных исследований является харак­теристика режима исследуемых объектов по сезонам. Режимом реки называется совокупность особенностей ее состояния в разное время го­да. Элементы режима - уровень, расход воды, скорость течения, пита­ние реки, размываемость русла, ледовые явления и т. п.

Источниками получения сведений о режиме вод служат данные ста­ционарных наблюдений на гидрометеорологических станциях и по­стах, непосредственные наблюдения иных исследователей при поле­вых работах, опрос местного населения, литературные материалы. Сведения о питании рек можно получить из гидрологических и клима­тических справочников и специальных карт.

По материалам наблюдений на гидрологических постах строятся графики внутригодового и многолетнего колебания уровня воды в ре­ке. От старожилов можно узнать о колебании уровня реки в маловод­ные и многоводные годы, о времени наступления половодья, паводков, межени, характере ледовых явлений, об особых гидрологических явлениях: катастрофических наводнениях, обмелениях, пересыханиях и промерзаниях реки.

Питание реки в разные сезоны года возможно от грунтовых вод,
снеговое, дождевое, ледниковое, озерное, болотное, смешанное.               

Для характеристики весеннего режима необходимо установить, ко-гда начинает прибывать вода в реке; сроки вскрытия реки ото льда и начала весеннего ледохода (ранние, средние, поздние), продолжитель-ность и характер ледохода, случаи вскрытия реки без ледохода (лед та-ет на месте). Надо выяснить, наблюдаются ли заторы льда (где и поче-му), какова бывает высота заторных подъемов воды, время прохожде-ния и высота наивысшего уровня (гребня) весенних вод. Бывает ли один или несколько гребней, какова продолжительность и ширина разлива весенних вод, уровень выхода воды на пойму. Выли ли особо выдающиеся весенние половодья (маловодные и многоводные).

Во время летнего режима надо определить начало и конец установ-ления низкой воды в реке; в какие месяцы наблюдаются летние павод-ки от дождей, их высота, продолжительность и повторяемость; затоп-ляется ли пойма при летних наводках и на сколько дней; не бывает ли -сильного летнего обмеления реки и как часто это происходит. Попро- буйте выяснить, не наблюдается ли полного пересыхания реки на от- дельных ее участках или даже на всем протяжении, каковы его причи- ны, в какие месяцы оно происходит и ежегодно ли; какова высота ми-нимального уровня в сравнении с обычным меженным уровнем. По-пробуйте определить, как влияют на режим летних уровней зарастае-мость русла, искусственные пуски воды через плотины, забор воды на орошение.

Во время осенних наблюдений определите начало осеннего подъема воды в реке, при каких уровнях обычно замерзает река, время появле-ния сала, шуги, замерзания воды у берегов. Сравните осенние уровни воды с летними.

Установите, бывает ли осенний ледоход, его характер и продолжи-тельность; ранние, средние и поздние сроки наступления на реке пол-ного ледостава, места, ранее и позднее всего покрывающиеся льдом.

Во время зимних наблюдений определите продолжительность за-мерзания реки, общий характер зимней межени (устойчивая, с мед-ленным падением, повышением или довольно резкими колебаниями уровня). Бывают ли зимние вскрытия реки. Какова обычная и наи-большая толщина льда к концу зимы (на плесах и перекатах), есть ли участки, где река не замерзает. Установите, не промерзает ли река до дна так, что в ней не остается воды, наблюдаются ли донный лед, зажо-ры, заторы льда и их последствия; сроки начала и конца переправы че­рез реку по льду для пешеходов, гужевого транспорта и автотранспор­та; используется ли река как санный путь.

Особенно выдающиеся гидрологические явления, т. е. исключи­тельные по размерам наводнения, сильные обмеления, значительные пересыхания и промерзания реки до дна следует описывать с возмож­ной подробностью, освещая все обстоятельства и причины, вызвавшие эти явления.

Установить величину характерных расходов воды можно, исполь­зуя соответствующие материалы местного управления гидрометеоро­логической службы. Выясняются средние месячные и годовой расход, наибольший расход весеннего половодья, летних и осенних дождевых паводков, минимальный расход летней и зимней межени.

При собирании режимных сведений о расходах воды и стоке следу­ет всемерно пользоваться консультациями специалистов-гидрологов.

У местных старожилов, рыбаков, охотников надо постараться уз­нать название притоков, впадающих в исследуемую реку, примерные размеры и место, откуда они берут начало. Нужно установить, посто­янные это или временные водотоки, т. е. не пересыхают ли они в летнее время и не промерзают ли до дна зимой, много ли они несут воды и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...