Изучение хозяйственного использования реки
Большое значение имеет работа по выявлению хозяйственного использования изучаемого водного объекта. По усмотрению руководителя похода сбор таких сведений может быть более или менее углубленным. Необходимо установить, можно ли вообще плавать по реке на лодках, моторных катерах. Если исследуемая река уже используется в целях судоходства в данной местности, надо собрать сведения о видах судоходства (пассажирское, грузовое), указать начальный и конечный пункты и протяженность судоходных участков. Привести данные об общей продолжительности навигационного периода, существующих для судоходства затруднениях (обмеление перекатов, порожистость русла, зарастаемость его густой водной растительностью, засоренность корчами и топляками); перечислить мероприятия по улучшению судоходных условий (водоподъемные плотины, полузапруды, струенапра-вляющие дамбы, шлюзы, углубление дна); перечислить пристани и места причалов, затоны, зимовки. Если река не судоходная, то выяснить, почему (мелководная, порожистая, имеющая водопады); проводятся ли по берегам реки и впадающих в нее оврагов лесопосадочные и иные противоэрозионные мероприятия. Надо установить границу участков реки, пригодных и фактически используемых для сплава леса, характер сплава (россыпью, в кошелях, плотами); затруднения, испытываемые при сплаве леса. Определить, какие формы лесосплава наиболее пагубно влияют на экологическое состояние реки. При наличии на реке гидроэлектростанций, водяных мельниц, кру- порушек и других гидросиловых установок надо выяснить: местоположение, тип водяных двигателей (простые водяные колеса или турбины), их количество и мощность (в лошадиных силах или киловаттах). Как применяется водная энергия: для размола зерна, в маслобойне, для выработки электроэнергии. Вся ли вода реки используется мельницей или гидроэлектростанцией при полной их нагрузке, бывают ли перерывы в работе из-за недостатка воды. Установить разность уровней воды в водопроводящем канале умельницы или ГЭС и в отводящем канале ниже гидросилового сооружения.
При обследовании реки участники похода производят непосредственный обмер (не вдаваясь в конструктивные детали) имеющихся на реке гидротехнических сооружений (мосты на проселочных дорогах, плотины, пруды и водохранилища, водяные мельницы, гидроэлектрические станции, водозаборные сооружения). Получают путем опроса обслуживающего технического персонала и местных жителей сведения, необходимые для общей технико-экономической характеристики сооружения, наносят результаты обследований на рабочую карту. Желательно для каждого описываемого сооружения составить простейшую схему его расположения и устройства. Крупные сооружения общегосударственного значения и железнодорожные мосты не обмериваются и описанию не подлежат, о них даются только сведения о местоположении. При изучении рек из числа гидротехнических сооружений чаще всего приходится составлять описания мостов и плотин. По роду материала мосты могут быть деревянные, каменные, бетонные, железобетонные, металлические. У всякого моста различают береговые опоры (устои), а в многопролетных мостах - и промежуточные опоры: быки, сваи, ряжи (бревенчатые срубы, загруженные камнем). Простейшие пешеходные мосты (лавы) устраиваются на козлах. По характеру передачи давления на опоры различают мосты балочные (передающие давление на опоры только по отвесному направлению) и арочные (если они имеют в пролете форму дуги). Среди металлических мостов преимущественное распространение имеют мосты с фермами (с ездой понизу или поверху). Расстояние между береговыми опорами (в однопролетных мостах) или сумма отверстий отдельных пролетов (в многопролетных мостах) носит название «отверстия моста*.
Мосты бывают высоководными, обеспечивающими переправу по ним в любое время года и низководными (переливными либо разбираемыми), возводимыми без учета пропуска под мостом ледохода и паводковых вод. В отношении мостовых переходов необходимо отметить: длину по настилу, ширину проезжей части, число пролетов, высоту над меженным и наивысшим уровнем воды в реке, грузоподъемность, состояние моста, условия подъезда к нему, ширину реки под мостом. Если мост затопляемый, то надо установить глубину воды над мостом при его затоплении. Плотины в конструктивном отношении различают глухие (без водоспускных отверстий), водосливные, водоспускные и разборные. Тело плотины может быть: земляное, с каменной наброской, фашинно-хворо-стяное, деревянное, каменное, бетонное, железобетонное, металлическое. Помимо типа, материала и конструкции плотины, необходимо в полевом дневнике записать ее длину и ширину по гребню, размеры и пропускную способность водослива или водоспуска, наличие при плотине силовой установки или ГЭС, лесосплавного или рыбопропускного лотка и т. п. Если во время похода встречена недействующая плотина, надо описать, что именно в ней нарушено. Для туристских групп будут интересны сведения о местах забора воды из реки для целей водоснабжения, тип водозаборных сооружений (насосная установка, самотечное устройство, чигирь); для каких целей используют воду (для питьевых, хозяйственно-бытовых, производственных нужд, полива огородов). Река может служить источником орошения прилегающей местности. Характеризуя оросительные системы, необходимо указать название, местоположение и площадь орошаемого участка. Следует также назвать виды сельскохозяйственных культур, возделываемых на орошаемых площадях; вид орошения (по бороздам, лиманное, дождевое, самотечное или механическое, т. е. с помощью насосных установок). Дать историческую справку об оросительных работах в данном районе. Если исследуемая река служит водоприемником осушительной системы, то необходимо выяснить и записать: название, местоположение и площадь осушаемого участка; применяемый способ осушения (открытые канавы, подземный дренаж, т. е. система уложенных под землей труб, собирающих болотные воды; механический водоотлив); расположение,
В отношении рыболовства и рыбоводства собирают следующие све-дения: основные промысловые виды рыб, места и периоды их лова, способы и орудия лова, годовой улов, современное рыборазведение и возможности его развития. Установите, водятся ли в реке двустворча-тые моллюски и раки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|