Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

План описания болота. Характеристика и зондирование торфяной залежи




План описания болота

1. Местоположение болота (междуречье, водораздел, пойма, долина реки), привязка к населенному пункту. Название. Происхождение на­звания.

2. Примерные размеры болота.

3. Тип болота (низинное, переходное, верховое).

4. Происхождение болота (зарастание озера, заболачивание луга, заболачивание леса и т. п. ).

5. Грунт (твердый, вязкий, мягкий).

 

6. Рельеф окружающей местности. Микрорельеф (кочки, бугры, мочажины).

7. Поверхность болота (плоская, вогнутая, выпуклая). Состояние поверхности.

 

8. Растительность болота. Сомкнутость травостоя, виды мхов, их оби­лие. Древесная и кустарниковая растительность. Виды кустарников, обилие, фенологическая фаза. Растительность кочек и бугров. Виды рас­тений, обилие, фенологическая фаза. Виды растений на их окраинах.

9. Наличие открытых водных окон.

 

10. Цвет, прозрачность, запах воды.

11. Животный мир.

12. Охрана болота и его использование человеком. Мероприятия по его осушению.

Большой интерес представляют фенологические наблюдения на верховом болоте, где среди господства сфагновых мхов и пушицы мно­го другой растительности. Необходимо отметить фенофазы разных ви­дов растений.

При проведении гидрологических исследований может возникнуть необходимость составления более или менее исчерпывающей характе­ристики болотного массива или заболоченных земель. В отдельных случаях может быть также поставлена задача выявления запасов тор­фяной залежи на исследуемой территории.

Обследуя болотные массивы, юным исследователям приходится вы­полнять следующий комплекс полевых работ: общий осмотр местно­сти, где находится болото, уточнение на рабочей карте контура болота и выделение его частей, имеющих особое строение или тип, осмотр в описание поверхности болота, растительности на нем, водоемов и водо­токов, дорог и троп; характеристика торфяной залежи и гидрологиче­ского режима болота, оценка его проходимости и хозяйственного ис­пользования по опросу и данным, собранным в местных мелиоратив­ных, лесоустроительных организациях, лесничествах, предприятиях торфоразработок.

Полевые работы завершаются составлением краткого описания изучаемого болота. В заключение исследователи приводят свои сообра­жения о возможности или необходимости проведения тех или иных мелиоративных и культурно-технических мероприятия в целях повы­шения эффективности хозяйственного использования заболоченных территорий или перевода бросовых болотных земель в культурное со­стояние.

Рекогносцировочные полевые работы на болотах проводятся в соот­ветствии с методическими указаниями, рекомендованными в отноше­нии исследования рек и озер.

Ниже приводятся рекомендации проведения лишь некоторых спе­циальных работ (характеристика и зондирование торфяной залежи, оценка проходимости болот).

Характеристика и зондирование торфяной залежи

Различают несколько видов торфа.

Сфагновый - состоит из остатков разного вида сфагновых мхов, цвет - от светло-желтого до темно-ржавого.

Сфагново-пушицевый - тот же, что и сфагновый, но выделяются длинные и плоские корешки пушицы в виде желто-бурых и темных во­локон.

Гипновый - состоит из остатков гипновых мхов; обычно встречает­ся с примесью полусгнивших листьев, стеблей корневищ и корней осок, тростника, хвоща и других болотных растений. Цвет молодого торфа светло-бурый или коричневый, разложившегося - темно-бурый.

Осоковый - состоит из корневищ и корней крупных осок, представ­ляя собой плотную мелковолокнистую массу. В свежем состоянии -желтый или коричневый, на воздухе быстро темнеет.

Тростниковый (камышовый) - состоит из тростника, камыша и ро­гоза, распознается по длинным корневищам этих растений. Цвет -светло-желтый, часто тростниковый торф содержит также остатки крупных осок и тогда его называют тростниково-осоковым.

Древесный (лесной) - включает значительное количество остатков древесины ольхи, березы, сосны, ели и других древесных растений.

Древесно-моховой - состоит из остатков древесины и мхов.

Степень разложения торфа определяется визуально, согласно коли­честву ясно различимых растительных остатков в пробе.

Зондирование торфяной залежи применяется для определения мощности и характера торфяной залежи, вида торфа. Зондирование ведут либо в направлении наибольшей длины болота, либо по ряду ли­ний, перпендикулярных к основной оси болота.

Промер торфяной залежи, в зависимости от задач исследования и размеров болота, выполняют через 50, 100, 200 м. При зондировании для определения запасов торфяной залежи промерочные линии и пун­кты зондирования назначаются чаще.

Зондированием определяют толщину наносного слоя (на низинных болотах) или очеса (на верховых болотах), общую мощность торфа, его ботанический состав, наличие в нем древесных и минеральных вклю­чений, грунт дна болота, степень разложения торфа, его влажность, зольность.

Вместо специальных зондов можно применить самодельный дере­вянный шест с одной или двумя косыми зарубками (карманами) в 6-10 см от нижнего конца шеста. Шест изготавливают из легкого и доста­точно прочного дерева диаметром 4-5 см и длиной 3-4 м, нижний край шеста заостряют.

При проведении зондирования шест вдавливают вертикально в тор­фяную залежь и по достижении им заданной глубины слегка вращают его по ходу часовой стрелки. Затем зонд вытаскивают. Если в кармане шеста будет обнаружен только грунт или только торф, то зонд опуска­ют в залежь вторично на новом месте, отступая от прежней точки при­мерно на 1 метр, но уже на иную глубину. Необходимо добиться того, чтобы в кармане шеста оказались и частицы грунта и торф, это значит, что зонд достиг основания торфяной залежи.

Результаты зондирования вносят в журнал наблюдений. Проходимость болота, т. е. возможность передвижения по нему без дорог транспорта и пешеходов, определяется по балльной шкале.

Болото пересохло (балл 1а) - поверхность сухая, может проехать тя­желый воз, торф может гореть.

Болото свободно проходимо (1б) - вода стоит очень низко, след сухой. Болото легко проходимо (1в) - воды на поверхности нет, нога пеше­хода вязнет неглубоко, след мокрый.

Болото средней проходимости (1г) насыщено водой до поверхности, нога пешехода вязнет на 20-30 см, след быстро заполняется водой.

Болото труднопроходимо (балл 2) - пешеход с трудом может пере­двигаться лишь по кочкам, возвышающимся над водой.

Болото непроходимо (балл 3) - большая часть поверхности болота представляет водное пространство, моховая или травяная поверхность болота не выдерживает тяжести пешехода.

Проходимость принято оценивать в теплое время года.

Литература

Аквилова Г. Н., Клепикова ЗА. Наблюдение и опыты на уроках природове­дения. — М.: Просвещение, 1988.

Добржицкий Б. С., Кондратьев БА. Практические работы по физической географии в средней школе. — М.: Просвещение, 1980.

Обучение географии по усовершенствованной программе /Под ред. И. С. Ма-трусова. — М.: Просвещение, 1984.

Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении физической географии /Под ред. И. И. Бариновои, Т. П. Герасимовой. - М.: Просвещение, 1983.

Боголюбов А. С. Геоморфологические исследования: организация и проведе­ние /У Биология в школе, - 1999. - № 4. С. 44-49.

Добржицкий Б. С, Кондратьев Б. А. Практические работы по физической географии в средней школе. — М.: Просвещение, 1980.

Дьяконов К. Н., Касимов Н. С., Тикунов B. C. Современные методы географи­ческих исследований: Книга для учителя. - М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.

Капустин В. Г. Региональная экология: Свердловская область. // Геогра­фия в школе. - 1995. - № 3. - С. 48-51.

Комиссарова Т. С. Обучающая природа, или неформальное геоэкологиче­ское образование // География в школе. - 1995, - № 3. - С. 55-56.

Немцева Т. Н. Методика выполнения самостоятельных и практических ра­бот учащимися при изучении географии родного края в IX классе: (На приме­ре Псковской обл. ): Автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Рос. гос. пед. гос. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 1998.

Обучение географии по усовершенствованной программе / Под ред. И. С. Матрусова. — М.: Просвещение, 1984.

Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении физической географии / Под ред. И. И. Бариновои, Т. П. Герасимовой. М.: Просвещение, 1983.

Тессман Н. Ф. Учебно-полевая практика по основам общего землеведения. М., Просвещение, 1976.

Щенев В. А. Приемы учебной работы учащихся, в курсах физической гео­графии. — М., Учпедгиз, 1963.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...