План описания болота. Характеристика и зондирование торфяной залежи
План описания болота 1. Местоположение болота (междуречье, водораздел, пойма, долина реки), привязка к населенному пункту. Название. Происхождение названия. 2. Примерные размеры болота. 3. Тип болота (низинное, переходное, верховое). 4. Происхождение болота (зарастание озера, заболачивание луга, заболачивание леса и т. п. ). 5. Грунт (твердый, вязкий, мягкий).
6. Рельеф окружающей местности. Микрорельеф (кочки, бугры, мочажины). 7. Поверхность болота (плоская, вогнутая, выпуклая). Состояние поверхности.
8. Растительность болота. Сомкнутость травостоя, виды мхов, их обилие. Древесная и кустарниковая растительность. Виды кустарников, обилие, фенологическая фаза. Растительность кочек и бугров. Виды растений, обилие, фенологическая фаза. Виды растений на их окраинах. 9. Наличие открытых водных окон.
10. Цвет, прозрачность, запах воды. 11. Животный мир. 12. Охрана болота и его использование человеком. Мероприятия по его осушению. Большой интерес представляют фенологические наблюдения на верховом болоте, где среди господства сфагновых мхов и пушицы много другой растительности. Необходимо отметить фенофазы разных видов растений. При проведении гидрологических исследований может возникнуть необходимость составления более или менее исчерпывающей характеристики болотного массива или заболоченных земель. В отдельных случаях может быть также поставлена задача выявления запасов торфяной залежи на исследуемой территории. Обследуя болотные массивы, юным исследователям приходится выполнять следующий комплекс полевых работ: общий осмотр местности, где находится болото, уточнение на рабочей карте контура болота и выделение его частей, имеющих особое строение или тип, осмотр в описание поверхности болота, растительности на нем, водоемов и водотоков, дорог и троп; характеристика торфяной залежи и гидрологического режима болота, оценка его проходимости и хозяйственного использования по опросу и данным, собранным в местных мелиоративных, лесоустроительных организациях, лесничествах, предприятиях торфоразработок.
Полевые работы завершаются составлением краткого описания изучаемого болота. В заключение исследователи приводят свои соображения о возможности или необходимости проведения тех или иных мелиоративных и культурно-технических мероприятия в целях повышения эффективности хозяйственного использования заболоченных территорий или перевода бросовых болотных земель в культурное состояние. Рекогносцировочные полевые работы на болотах проводятся в соответствии с методическими указаниями, рекомендованными в отношении исследования рек и озер. Ниже приводятся рекомендации проведения лишь некоторых специальных работ (характеристика и зондирование торфяной залежи, оценка проходимости болот). Характеристика и зондирование торфяной залежи Различают несколько видов торфа. Сфагновый - состоит из остатков разного вида сфагновых мхов, цвет - от светло-желтого до темно-ржавого. Сфагново-пушицевый - тот же, что и сфагновый, но выделяются длинные и плоские корешки пушицы в виде желто-бурых и темных волокон. Гипновый - состоит из остатков гипновых мхов; обычно встречается с примесью полусгнивших листьев, стеблей корневищ и корней осок, тростника, хвоща и других болотных растений. Цвет молодого торфа светло-бурый или коричневый, разложившегося - темно-бурый. Осоковый - состоит из корневищ и корней крупных осок, представляя собой плотную мелковолокнистую массу. В свежем состоянии -желтый или коричневый, на воздухе быстро темнеет.
Тростниковый (камышовый) - состоит из тростника, камыша и рогоза, распознается по длинным корневищам этих растений. Цвет -светло-желтый, часто тростниковый торф содержит также остатки крупных осок и тогда его называют тростниково-осоковым. Древесный (лесной) - включает значительное количество остатков древесины ольхи, березы, сосны, ели и других древесных растений. Древесно-моховой - состоит из остатков древесины и мхов. Степень разложения торфа определяется визуально, согласно количеству ясно различимых растительных остатков в пробе. Зондирование торфяной залежи применяется для определения мощности и характера торфяной залежи, вида торфа. Зондирование ведут либо в направлении наибольшей длины болота, либо по ряду линий, перпендикулярных к основной оси болота. Промер торфяной залежи, в зависимости от задач исследования и размеров болота, выполняют через 50, 100, 200 м. При зондировании для определения запасов торфяной залежи промерочные линии и пункты зондирования назначаются чаще. Зондированием определяют толщину наносного слоя (на низинных болотах) или очеса (на верховых болотах), общую мощность торфа, его ботанический состав, наличие в нем древесных и минеральных включений, грунт дна болота, степень разложения торфа, его влажность, зольность. Вместо специальных зондов можно применить самодельный деревянный шест с одной или двумя косыми зарубками (карманами) в 6-10 см от нижнего конца шеста. Шест изготавливают из легкого и достаточно прочного дерева диаметром 4-5 см и длиной 3-4 м, нижний край шеста заостряют. При проведении зондирования шест вдавливают вертикально в торфяную залежь и по достижении им заданной глубины слегка вращают его по ходу часовой стрелки. Затем зонд вытаскивают. Если в кармане шеста будет обнаружен только грунт или только торф, то зонд опускают в залежь вторично на новом месте, отступая от прежней точки примерно на 1 метр, но уже на иную глубину. Необходимо добиться того, чтобы в кармане шеста оказались и частицы грунта и торф, это значит, что зонд достиг основания торфяной залежи. Результаты зондирования вносят в журнал наблюдений. Проходимость болота, т. е. возможность передвижения по нему без дорог транспорта и пешеходов, определяется по балльной шкале.
Болото пересохло (балл 1а) - поверхность сухая, может проехать тяжелый воз, торф может гореть. Болото свободно проходимо (1б) - вода стоит очень низко, след сухой. Болото легко проходимо (1в) - воды на поверхности нет, нога пешехода вязнет неглубоко, след мокрый. Болото средней проходимости (1г) насыщено водой до поверхности, нога пешехода вязнет на 20-30 см, след быстро заполняется водой. Болото труднопроходимо (балл 2) - пешеход с трудом может передвигаться лишь по кочкам, возвышающимся над водой. Болото непроходимо (балл 3) - большая часть поверхности болота представляет водное пространство, моховая или травяная поверхность болота не выдерживает тяжести пешехода. Проходимость принято оценивать в теплое время года. Литература Аквилова Г. Н., Клепикова ЗА. Наблюдение и опыты на уроках природоведения. — М.: Просвещение, 1988. Добржицкий Б. С., Кондратьев БА. Практические работы по физической географии в средней школе. — М.: Просвещение, 1980. Обучение географии по усовершенствованной программе /Под ред. И. С. Ма-трусова. — М.: Просвещение, 1984. Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении физической географии /Под ред. И. И. Бариновои, Т. П. Герасимовой. - М.: Просвещение, 1983. Боголюбов А. С. Геоморфологические исследования: организация и проведение /У Биология в школе, - 1999. - № 4. С. 44-49. Добржицкий Б. С, Кондратьев Б. А. Практические работы по физической географии в средней школе. — М.: Просвещение, 1980. Дьяконов К. Н., Касимов Н. С., Тикунов B. C. Современные методы географических исследований: Книга для учителя. - М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. Капустин В. Г. Региональная экология: Свердловская область. // География в школе. - 1995. - № 3. - С. 48-51. Комиссарова Т. С. Обучающая природа, или неформальное геоэкологическое образование // География в школе. - 1995, - № 3. - С. 55-56. Немцева Т. Н. Методика выполнения самостоятельных и практических работ учащимися при изучении географии родного края в IX классе: (На примере Псковской обл. ): Автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Рос. гос. пед. гос. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 1998. Обучение географии по усовершенствованной программе / Под ред. И. С. Матрусова. — М.: Просвещение, 1984. Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении физической географии / Под ред. И. И. Бариновои, Т. П. Герасимовой. М.: Просвещение, 1983. Тессман Н. Ф. Учебно-полевая практика по основам общего землеведения. М., Просвещение, 1976. Щенев В. А. Приемы учебной работы учащихся, в курсах физической географии. — М., Учпедгиз, 1963.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|