— приготовление бутербродов из нарезан ных продуктов
— пользование ножом
— приготовление салатов
— узнавание среди банок консервированных пищевых продуктов
— использование консервного ножа
Нет Нет Нет
Нет Нет
Имя и фамилия ребенка
Галя Т.
Действие
Освоение действия
— пользование плитой (газовой или электри ческой)
— выбор кухонной посуды, другое...
Нет Нет
Выводы психолога; рекомендации
4. Стирка вещей
— пользование раковиной
— водопроводным краном
— моющие средства
— стиральная машина
— одежда и цветные ткани
— узнавание достоинства купюр и монет
— ориентировка в стоимости товара
— выбор необходимого товара
— оплата и получение сдачи
Нет Нет Нет Нет
Выводы психолога; рекомендации
Социальные навыки
1. Пользование телефоном
— действия при поступлении звонка
— умение вести разговор самостоятельно
— знание телефонов экстренной помощи
Нет Нет Нет
Выводы психолога; рекомендации
2. Ориентация на проезжей части улицы
— узнавание места перехода
— распознавание сигналов светофора
— меры предосторожности на улице
Нет Нет Нет
Выводы психолога; рекомендации
3. Пользование общественным транспортом
— нахождение места остановки
— чтение и узнавание номера маршрута
— целевое ожидание на остановке
— оплата проезда
— распознавание конечного пункта поездки
— соблюдение норм поведения в обществен ном транспорте
Нет Нет Нет Нет Нет
Нет
Выводы психолога; рекомендации
После выявления у учащихся с выраженной умственной отсталостью первоначальных умений и навыков для каждого из них составляется индивидуальная программа обучения. Основой индивидуализации программы являются показатели развития ребенка (см. выше), которые нашли отражение в примерном бланке регистрации содержания актуального опыта ребенка. Результаты можно представить в виде психологического профиля развития ребенка. Обратимся к результатам приведенного примера.