Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этические учения древнего мира




Беляева Е.В.

Б 44 Этика: Практикум для студ. всех специальностей и форм обучения БГУИР/Е.В.Беляева. – Мн: БГУИР, 2005. – 49 с.

 

ISBN 985-444-756-1

 

 

Данный практикум включает задания, которые составлены на основании учебного материала, изложенного Беляевой Е.В. в «Конспекте лекций по курсу «этика» (Мн.: БГУИР, 2002) Он может использоваться при проведении семинарских занятий, а также для организации индивидуальной самостоятельной работы студентов.

 

УДК 17 (075.8)

ББК 87.7 я 7

 

ISBN 985-444-756-1

 

© Е.В.Беляева, 2004

© БГУИР, 2004


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.. 5

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.. 5

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.. 8

ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 13

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ XIX И XX ВЕКОВ.. 15

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ.. 21

ДОНРАВСТВЕННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ.. 21

ТРАДИЦИОННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ.. 21

НРАВЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.. 24

БУРЖУАЗНАЯ МОРАЛЬ.. 26

СИСТЕМА НРАВСТВЕННОСТИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА.. 28

СОВРЕМЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ И ЕЁ ПЕРСПЕКТИВЫ... 31

ТЕМА 3. ТЕОРИЯ МОРАЛИ.. 34

СВОЙСТВА МОРАЛИ. АНТИНОМИИ В МОРАЛИ.. 34

СТРУКТУРА МОРАЛИ. ФУНКЦИИ МОРАЛИ.. 39

ТЕМА 4. ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.. 42

СВОБОДА КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.. 42

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.. 43

СЧАСТЬЕ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ.. 46


ВВЕДЕНИЕ

 

Практикум призван дополнить ряд методических пособий, первым из которых был «Конспект лекций по курсу «этика». Он призван закрепить и расширить знания по предмету благодаря дополнительной информации. Поскольку многие задания построены на основе цитат из произведений различных философов, то можно сказать, что практикум включает в себя элементы хрестоматии.

По каждой теме курса предлагаются различные виды заданий, которые можно выполнять как подряд, так и выборочно. Некоторые упражнения целесообразно обсуждать в группе, другие ориентированы на индивидуальное (домашнее письменное) исполнение.

Главная цель практикума – побудить читателя к самостоятельному размышлению над этическими проблемами. Очень немногие задания имеют однозначное решение, зачастую читателю предлагается аргументировать как одну, так и альтернативную позицию по обсуждаемому вопросу. Только при поверхностном знакомстве с этикой может создаться впечатление, что она складывается из набора разнородных и даже противоречивых мнений. Внимательное изучение курса позволяет понять, что выработанные за две с половиной тысячи лет варианты ответов на главные вопросы человеческой жизни образуют целостное знание. Все мыслители с разных теоретических позиций исследовали один предмет (мораль), удерживая в мышлении его многообразные характеристики. Усвоение идей великих философов и формирование собственной позиции по вопросам нравственности не противоречат друг другу. Освоение человеком культурных достижений человечества делает его суждение компетентным, а, значит, по-настоящему оригинальным, возвышающимся над обывательскими банальными разговорами «про мораль». Поскольку этика представляет собой не просто массив информации, но знание о ценностях, с помощью практикума личность сможет развить своё мировоззрение.

Большинство цитат, приведённых в практикуме, сопровождается указанием на произведения, к которым читатель при желании может обратиться. Высказывания без ссылки на источник заимствованы из сборников афоризмов:

Разум сердца. – М., 1989.

Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.

Симфония разума. – М., 1976.


ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

 

1. «Сколько достоинств у человека, столько и пороков» (индийское изречение).

· Какая система морали не согласится с этим изречением?

2. Какая этическая школа в Древней Индии была наиболее фанатичной в исполнении аскетических предписаний? Почему в буддизме подобное усердие не приветствуется?

3. Воздержание от мяса – одно из самых распространенных аскетических правил. Чем отличается нравственный смысл поста, диеты и вегетарианства?

4. Сравните аскетизм в христианской и в буддистской традициях.

5.«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» (Конфуций).

· Зачем милосердному мужество? А мужество предполагает милосердие?

6. Когда кто-то спросил Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло», он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».

· В чём же отличие справедливости от добра?

· Какая моральная система считает правильным отвечать на зло добром?

7. Правитель Шэ-гун сказал Конфуцию: «Есть у нас в общине человек прямой. Его отец украл барана, а сын выступил против отца свидетелем». Конфуций ответил: «У нас же в общине прямые люди отличаются от ваших: отцы тут покрывают сыновей, а сыновья отцов. В этом и заключается прямота».

· К какому этическому течению Древнего Китая относился Шэ-гун?

· Какую ценность выше всего ставит Конфуций, а какую Шэ-гун?

· Рассмотрите достоинства и недостатки каждой позиции.

8. В чем состоял конфуцианский принцип «жэнь» («гуманность»)? Чем он отличается от современного принципа гуманизма?

9. Попробуйте закончить мысль:

а) «Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие люди…» (Конфуций);

б) «Любовь к людям содержит и любовь к себе, ибо…» (Мо-Цзы).

· Чем отличается позиция Мо-Цзы от тезиса некоторых современных психологов: «Не любя себя, ты не будешь любить других».

в) «Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что…» (Конфуций).

10. В книге «Дао-дэ цзин» написано:

«Когда Великий Путь в упадке, являются «человечность» и «долг».

Когда возникают суемудрие и многознайство, является великая ложь.

Когда среди родичей нет согласия, являются почтительность и любовь.

Когда государство во мраке и смуте, являются «преданные подданные».

· Как, согласно даосизму, следует достигать подлинной человечности, согласия и любви?

11. Почему ни Будда, ни Конфуций, ни Сократ, ни Иисус сами не записали своих учений? О каком специфическом свойстве этического знания свидетельствует данное обстоятельство?

12. Согласились бы Вы подавить свою индивидуальность, если бы знали, что это приведет к счастью? Возможно ли неиндивидуальное (коллективное, общественное) счастье? Чем различаются счастье и блаженство? В каких этических учениях именно блаженство считается целью стремлений?

13. Определите авторов следующих высказываний:

а) «Благородный муж любезен, но не льстив, маленький человек льстив, но не любезен»;

б) «Мы называем удовольствие началом и концом, альфой и омегой счастливой жизни»;

в) «Само презрение к наслаждению благодаря привычке становится высшим наслаждением»;

г) «Кто встал на цыпочки, долго не простоит. Кто широко шагает, далеко не уйдёт. Кто рвётся вперёд, славы не стяжает»;

д) «Нравственная добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий серединой между двумя пороками, один из которых состоит в недостатке, а другой – в избытке качества»;

е) «Ничто так не способствует людской добродетели, как законодательство и основание государств»;

ж) «Рождение – это страдание, старение – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание».

14. Попробуйте закончить мысль:

а) «Лучше мужественно умереть, чем…» (Сократ);

б) «Благодеяние мерится не величиной, а…» (Сенека);

в) «Наилучшее воспитание других людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а…» (Платон);

г) «Многие, получив богатство, находят в нем не избавление от зол, но…» (Эпикур).

15. Кто-то восхвалял роскошную жизнь. «Такую бы жизнь детям врагов наших!» – воскликнул Антисфен. К какой этической школе он относился?

16. Услышав похвалу в свой адрес, Антисфен задавался вопросом: «Что же я натворил дурного?» Чем можно объяснить такое беспокойство?

17. Какие аргументы приводил Аристипп в пользу приоритета чувственных удовольствий над духовными? К какой школе он относился? Что Вы отнесёте к чувственным удовольствиям?

18. Какие аргументы приводили Аристотель и Эпикур в пользу приоритета духовных удовольствий над чувственными? Какие духовные удовольствия Вам известны?[1]

19. Почему древние греки считали дружбу самым совершенным отношением между людьми и ставили ее значительно выше любви?

20. Диоген говорил, что бедность сама пролагает путь к философии. То, в чём философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.

· Покажите, как бедность учит мудрости.

· Чем аскетизм Диогена отличается от христианского?

21. «Итак, добродетель есть сознательно избираемый склад [души], состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причём определённой таким суждением, каким определит её рассудительный человек. Серединой обладают между двумя [видами] порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка. А ещё и потому [добродетель означает обладание серединой], что как в страстях, так и в поступках [пороки] преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка; добродетель же [умеет] находить середину и её избирает.

Именно поэтому по сущности и по понятию, определяющему суть её бытия, добродетель есть обладание серединой, а с точки зрения высшего блага и совершенства – обладание вершиной»[2].

· Если следовать логике Аристотеля, между какими пороками серединой являются такие добродетели, как дружелюбие, мужество, щедрость, остроумие?

· В чём разница между добродетелью-серединой и добродетелью-вершиной?

22. Из письма Эпикура Менелаю:

«Надо принять во внимание, что желания бывают одни – естественные, другие – пустые, и из числа естественных одни необходимые, а другие только естественные, а из числа необходимых одни – необходимы для счастья, другие – для спокойствия тела, третьи – для самой жизни»[3].

· Приведите примеры каждого вида желаний и соответствующих им удовольствий.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...