Свойства морали. Антиномии в морали
1. Какие правила Вы сочтёте относящимися к морали, а какие нет: – переходи улицу на зелёный сигнал светофора; – гражданин государства должен соблюдать его законы; – учащиеся должны выполнять требования учителя; – дал слово – держи; – сам погибай, а товарища выручай; – следует возмещать моральный ущерб в денежной форме; – больше трёх человек не собираться; – надо уважать старших; – пионер должен уважать своих товарищей? · Какими критериями Вы руководствовались? · Какие другие виды правил, кроме моральных, здесь представлены? 2. В каких случаях могут приобрести нравственный смысл следующие действия: – чистить картошку, – играть в футбол, – зажигать свечи, – ставить лабораторные опыты, – стрелять из винтовки? · От чего зависит нравственный смысл наших дел? 3. Могут ли оказаться безнравственными: – помощь старому человеку, – благотворительный взнос, – забота о воспитании ребёнка, – защита слабого? · Чем могут быть испорчены наши добрые, на первый взгляд, поступки? 4. Разделите действия на нравственные и приятные: – дарить подарки, – радоваться чужому горю, – раскаиваться за совершённое зло, – давать взятку, – возвращать долг, – ставить студенту двойку. · Какие выводы о соотношении морали и удовольствия можно сделать? 5. Определите соотношение нравственного и полезного в следующих действиях: – помогать маме, – пить натуральные соки, – есть краденую клубнику, – всегда говорить правду, – изучать этику, – дразнить злую собаку. · Сделайте выводы: полезна ли мораль, всегда ли моральна польза? 6. Оцените с точки зрения приличий и нравственности следующие действия: – не возражать старшим, что бы они ни говорили,
– жениться из-за денег, – носить вызывающие наряды, – включать по ночам громкую музыку, – здороваться при встрече. · Сделайте выводы: что делает поведение приличным, а что нравственным? 7. Какие правила морали должен соблюдать человек на необитаемом острове? 8. В чем состоят нравственные обязанности по отношению к самому себе? 9. Часто мораль кажется клеткой, ограничивающей наши желания и стремления. Какие правила морали лично Вам не нравятся? Что будет, если их отменить? 10. На все моральные поучения регулярно хочется ответить: я никому ничего не должен. Так ли это? Для кого мы должны соблюдать моральные правила? Почему от этого хочется уклониться? 11. Можно ли страдать от собственной безнравственности? 12. Дворяне издавна защищали свою честь в поединках. Современное законодательство предполагает денежную компенсацию при выигрыше дела о защите чести и достоинства. Что, как Вам представляется, более соответствует духу морали? 13. В бандитском сообществе есть свои правила взаимоотношений. Можно ли сказать, что в нем действует своя мораль? Какая? Чем она отличается от морали законопослушных граждан? 14. Сравните моральную и правовую регуляцию поведения, выделите элементы сходства и различия. 15. Рассмотрите трактовку соотношения морали и права у ряда философов: Гегель: «Правовое и моральное не могут существовать каждое само по себе, и они должны иметь своим носителем и своей основой нравственное, ибо праву недостаёт момента субъективности, а мораль опять-таки односторонняя, ибо обладает единственно лишь субъективностью и, таким образом, оба момента сами по себе не обладают действительностью»[52]. Кант: «Таким образом, учение о праве и учение о добродетели отличаются друг от друга не столько своими разными обязанностями, сколько характером законодательства, связывающего с законом различные мотивы»[53].
В.С.Соловьёв: «Для юриста лишение жизни есть нарушение права, или урон, противозаконно причинённый жертве преступления и общественному порядку, но с чисто нравственной точки зрения лишение жизни не есть ещё тем самым урон, а может быть даже приобретением для убитого – убийство есть несомненный урон только для убийцы – не как факт, а как последнее слово той злобы, которая сама уже есть урон для человека, поскольку она роняет его достоинство как разумного существа»[54]. · В чём едины право и мораль? · Чем «субъективна» мораль и «объективно» право? · Чем отличается моральная мотивация от правовой? · В чём различие правового и морального законодательства? · Может ли убийство быть «приобретением для убитого»? · Чем моральное преступление отличается от правового? 16. Чем религиозная регуляция поведения отличается от моральной? Чем моральная регуляция похожа на религиозную? 17. Сравните «золотое правило нравственности» («Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе») с житейским правилом: «Относись к другим так, как они относятся к тебе». 18. Человечество не раз пыталось сформулировать общечеловеческую суть морали. Сопоставьте: а) «золотое правило нравственности»: относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе; б) категорический императив И. Канта: поступай так, чтобы твои мотивы могли стать принципом всеобщего законодательства. в) евангельскую заповедь: возлюби ближнего, как самого себя. 19. Чем различаются поступки под воздействием страха, стыда и совести? Какое значение каждый из этих факторов имеет в морали? 20. В теории морали много места уделяется специфике морального мотива, от качества которого зависит нравственная ценность поступка. Обратите внимание на другой аспект этой проблемы: «Субъективное сознание чистоты намерения, свободы от всякого личного расчёта, даже проявление жертвенности при совершении поступка вовсе не гарантируют ещё нравственного совершенства его. Якобинцы, инквизиторы, большевики, совершая бесчисленные убийства и жестокости, пытаются оправдать свои поступки великими благами и принципами, за которые они борются… Обыкновенно в глубине души таких поборников добра, считающих себя благодетелями человечества, а в действительности совершающих бесчеловечные поступки, таится гордыня; она побуждает их ценить выше живого человека выработанные ими идеалы и проекты»[55].
· Если субъективной чистоты намерения недостаточно для положительного нравственного деяния, то что может служить объективным критерием моральности поступка? · Что объединяет фанатиков церкви и социальных реформаторов? · Стремиться к реализации идеала – возвышенная нравственная цель, почему её реализация ведёт к аморальным последствиям? 21. Какое свойство морали подчёркивается в следующем фрагменте: «Задача нравственного развития состоит при этом в том, чтобы освобождаться от неполноты и односторонности каждого отдельного кодекса, включая в состав поведения ценности, уже признанные в других кодексах. Особенно простой случай представляет собой та неполнота кодекса, которая состоит в применении некоторых нравственных правил поведения только к определённому кругу лиц, например к членам своей семьи, своего народа и т.д., при этом задача нравственного развития состоит в расширении круга существ, благожелательное отношение к которым считается обязательным»[56]. · На основании данных из истории нравственности покажите, как расширялся круг лиц, по отношению к которым следовало выполнять нравственные нормы. 22. Вспомните самого хорошего (нравственного) человека в Вашей жизни. Был ли он скучным? Почему? 23. Чем отличается ошибочная моральная позиция от позиции аморальной? 24. В работе «Моё философское миросозерцание» знаменитый русский философ Н.А. Бердяев охарактеризовал этику следующим образом: «Основой этики является персонализм. Нравственные суждения и акты всегда личностны, индивидуальны. Они не могут определяться понятиями и выбором коллектива или общества. Появление различия между добром и злом есть следствие грехопадения. Райское существование находится выше добра и зла. Существуют три вида этики: этика закона, этика искупления и этика творчества. Этика закона есть этика социальной обыденности. Она основана на подчинении человека норме, для неё не существует человеческой индивидуальности. У неё человек существует для субботы[57]. Однако «добрые», которые соблюдают моральный закон, оказывались часто «злыми». В этой этике господствует идея абстрактного добра. Этика закона нашла своё крайнее выражение в фарисействе[58]. Это нормативная этика. Этика искупления не знает жестокого разделения на «добрых» и «злых». Это этика благодати, этика любви. Здесь суббота для человека. Этика искупления исходит из живого человеческого существа, а не из абстрактной идеи добра. Этика творчества основана на творческих дарованиях человека. Творческий акт имеет нравственное значение, и нравственный акт есть творческий акт. Истинный нравственный акт уникален, он не может повториться. Он всегда актуален. Нравственный акт есть не выполнение закона, а творческая новизна в мире. Всякий творческий акт имеет нравственное значение, будь то творчество познавательных или эстетических ценностей» [59].
· Какие свойства морали отражены в этике Бердяева? · Какая известная Вам антиномия в морали демонстрируется здесь? · Приведите примеры нравственного творчества личности. · В чём разница между абстрактным и абсолютным добром? Почему абстрактное добро почти всегда осуждается, а абсолютное большинством авторов приветствуется? · Может ли творческий акт иметь безнравственный характер? Или творчество всегда оправдано? Или то, что безнравственно, не является творчеством? · В каких случаях «добрые», т.е. соблюдающие моральный закон люди, оказываются «злыми», т.е. нравственно неправыми? 25. Известно, что зло подчас оборачивается добром. Рассмотрите два суждения о природе этого феномена: Н.О. Лосский: «В системе мирового бытия, руководимой Провидением, даже и зло используется так, что среди следствий его находятся какие-либо виды добра, так что зло никогда не бывает абсолютным. В обществе, где есть частная собственность, жажда наживы ведёт к развитию промышленности и торговли; честолюбие и зависть, побуждающие учёного напрягать свой ум, чтобы найти слабые места в исследованиях других учёных, ведут к открытию новых истин и уточнению знания и т.п. Если подавить у человека любовь к собственности, не развив в нём более высоких мотивов к труду, если отнять у мыслителя честолюбие, не заменив его чистой любовью к истине, то в душе человека образуются пустота, леность и тупое безразличие; вместо восхождения вверх получается падение. Неудивительно поэтому, что Мандевиль в своей «Басне о пчёлах» не без доли истины развивал мысль о полезности пороков»[60].
Б. Мандевиль: «Такой уж был гражданский строй, Что благо нёс порок любой, Что все благие устремленья Предполагали преступленья; И даже худшая пчела Для блага общества жила… Оказывали все друг другу Как бы невольную услугу; И добродетели одних питали слабости других. Здесь скупость мотовству служила, А роскошь бедняков кормила; Будили трудолюбье здесь Тщеславье, зависть, алчность, спесь… Сменяя в обществе порядки, В нём устраняли недостатки; В итоге славным пчёлам зло Благополучие несло»[61]. · Как объясняет причины существования и статус зла философ буржуазной эпохи Мандевиль, а как русский религиозный философ Лосский? 26. Ян Чжу сказал: «Добро творят не ради славы, но слава следует за добром. Славы желают, не думая о наградах, но награда следует за славой. Награды желают, не думая о соперничестве, но соперничество приходит вслед за наградой. Вот почему благородный муж должен быть осмотрительным, когда он желает сделать доброе дело». · Какую антиномию в морали иллюстрирует это высказывание?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|