Счастье как нравственная ценность
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
1. Прокомментируйте высказывания: Шеллинг: «Счастье есть состояние пассивности. Чем мы счастливее, тем мы пассивнее по отношению к окружающему миру. Чем свободнее мы становимся, тем более мы приближаемся к разумности, тем меньше мы нуждаемся в счастье…»; Л.Н. Толстой: «Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе – от судьбы»; Народная поговорка: «Счастливы только дураки»; Лейбниц: «Никто не может быть несчастным, кроме как по собственной вине»; Ф. Гёльдерлин: «Трудно перенести несчастье, но ещё труднее счастье»; Н.Г. Чернышевский: «Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние – вещь, необходимая для счастья»; Гераклит: «Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды». 2. И. Кант связывал счастье и мораль следующим образом: «Для человека соблюдение своего долга – это всеобщее и единственное условие достойности быть счастливым… если мы сами не сделаем себя недостойными счастья – а это происходит, когда мы нарушаем свой долг, то можем также надеяться, что это счастье выпадет на нашу долю»[73]. · Почему моральность у Канта – лишь предпосылка, но не причина счастья? · Обратите внимание на формулировку «не сделаем себя не достойными счастья» вместо «сделаем себя достойными счастья». В чём здесь оттенок смысла? 3. Мыслители самых разных мировоззренческих ориентаций были согласны в одном: Д. Дидро: «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей»; В.А. Сухомлинский: «Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других»;
И. Бентам: «Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим»; Н.Г. Чернышевский: «Личное счастье невозможно без счастья других»; И. Гёте: «Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем»; Л.Н. Толстой:«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого». · Обоснуйте эту мысль с точки зрения натуралистического, утилитаристского, социологического, рационалистического, сенсуалистического, религиозного подходов в этике. 4. Древнеримский мыслитель Цицерон считал, что: «Не философы, а ловкие обманщики утверждают, что человек счастлив, когда может жить сообразно со своими желаниями: это ложно». · Приведите доказательства этого тезиса. · Каково же истинное соотношение желаний и счастья? 5. Сопоставьте два высказывания о соотношении счастья и морали: В. Розанов: «Идея счастья как верховного начала человеческой жизни, не указывая постоянно на должное, не может служить и руководительным принципом для человека»[74]; Ф. Энгельс: «Стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали». · Попробуйте подобрать собственные аргументы в поддержку каждой позиции. 6. Другой русский философ – Михаил Тареев – продолжает мысль Розанова: «Идея счастья не может служить руководительным началом общественной жизни… счастье со стороны материальной одно и то же для всех, и потому счастьем одного человека исключается счастье другого. На то же самое богатство, которого желает себе один человек, притязают другие люди; первенство и господство одного основываются на унижении и рабстве других; наслаждение немногих наукой и искусством покупается чёрным трудом многих, страдающих от своего зависимого положения и стремящихся к тому же наслаждению. Поэтому применённая к общественной жизни идея счастья порождает войну всех против всех»[75].
· Следует ли из этого, что люди не должны стремиться стать счастливыми? · Является ли идеалом социального устройства такое, при котором достигается «наибольшее счастье для наибольшего числа людей»? 7. Сопоставьте два суждения: Дж. Милль: «Единственная возможность достигнуть счастья заключается в том, чтобы считать не счастье, а что-либо другое целью в жизни»[76]. Л.Н. Толстой: «Свобода достигается не исканием свободы, а исканием истины. Свобода не может быть целью, а может быть только последствием». · Какое общее свойство высших моральных ценностей выявили мыслители? Какова причина этого? · Почему прямое стремление к счастью не приводит к его достижению? · Какие цели в жизни следует преследовать для достижения счастья? 8. Л.Н. Толстой писал: «Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения». · Разве быть счастливым – это обязанность? · В чём виноват несчастливый? 9. О.Уайльд писал: «Ничто так не старит человека, как счастье: наслаждение – это единственное, ради чего нужно жить». · В чём различие наслаждения и счастья? · Почему счастье «старит»? Св. план 2005, поз. 61
Учебное издание
Беляева Елена Валериевна
Этика: Практикум
для студентов всех специальностей БГУИР Редактор Н.А.Бебель Корректор Е.Н.Батурчик
Подписано в печать Гарнитура «Таймс» Формат 60х80 1/16 Бумага офсетная. Печать ризографическая Усл.печ.л. 2,0
Уч.-изд.л. 2,4 Тираж 300 Заказ ________________________________________________________________
Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» Лицензия ЛП № 156 от 05.02.2001 Лицензия ЛВ №509 от 03.08.2001. 220013, Минск, П.Бровки, 6.
[1] Постарайтесь не сводить разницу между чувственным и духовным удовольствием к разнице между объектами, которыми они вызваны (пища приносит чувственное удовольствие, а картина – духовное). Например, музыка может служить и духовному удовольствию, и чувственному. В чём разница? [2] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М., 1983. С. 87. [3] Эпикур приветствует Менелая // Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. – М., 1955. С. 210.
[4] Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1991. С. 97. [5] Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. – М., 1991. С. 129. [6] Атман – наименование духовного первоначала мира (наряду с Брахманом). [7] Бхагавадгита. – Ашхабад, 1978. С. 89. [8] Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М., 1995. С. 135. [9] Пётр Дамиани. О божественном всемогуществе // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М., 1995. С. 377. [10] Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: В 3 т. Т. 1. – М., 1961. С. 53–55, 64. [11] Гольбах П.А. Избр. философ. произв.: В 2 т. Т. 1. – М., 1963. С. 310. [12] Юм Д. Соч.: В 2 т. Т.2. – М., 1966. С. 316, 319. [13] Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. – М., 1994. С. 562. [14] Кант И. Критика практического разума. – СПб., 1995. С. 433. [15] Там же. С. 275. [16] Максима – мотив, избранный личностным принципом поведения. [17] Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 1. – М., 1965. С. 260. [18] Там же. С. 270. [19] Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990. С. 347. [20] Ницше Ф. Помрачение кумиров // Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990. С. 359. [21] Кант И. Критика практического разума. – СПб., 1995. С. 195. [22] Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992. С. 75. [23] Шопенгауэр А. Две основные идеи этики // Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 4. – М., 1910. С. 220. [24] Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990. С. 160. [25] Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 2. – М., 1965. С. 398,399. [26] В трудах русских философов начала ХХ века фамилия Ницше имела именно такое начертание. [27] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989. С. 467. [28] Макиавелли Н. Государь. – М., 1997. С. 81,82. [29] Фейербах Л. Избр. филос. произв.: В 2 т. Т. 1. – М., 1955. С. 579. [30] Булгаков С.Н. Свет невечерний. – М., 1994. С. 47. [31] Цит. по Розанов В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни. – М., 1994. С. 35. [32] Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992. С. 147. [33] Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 2. – М., 1966. С. 337. [34] Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990. С. 378.
[35] Здесь «клятва» означает «проклятие». [36] Измарагд // Домострой. – СПб., 1994. С. 296–297. [37] Изборник. – М., 1969. С. 359–361. [38] Цветочки святого Франциска Ассизского. – СПб., 2000. С. 329. [39] Лоренцо Медичи (1449–1492) правил Флоренцией в течение 23 лет.
[40] За свою меценатскую деятельность Лоренцо получил прозвище Великолепный (Magnifico). [41] Гвиччардини Франческо. История Флоренции // Сочинения великих итальянцев XVI века. – СПб., 2002. С. 75–78. [42] Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. – М., 1996. С. 22. [43] Франклин Б. Из «Автобиографии» // Человек, который создал себя сам. – М., 1993. С. 33–34. [44] Конвей Р.Г. Акры алмазов // Человек, который создал себя сам. – М., 1993. С. 197–198. [45] Луначарский А.В. Статьи о советской литературе. – М., 1958. С. 158. [46] Цит. по Лаперуз С.Л. Духовный порыв «американской мечты» // Американский характер. – М., 1995. Ч. 2. С. 62,63. [47] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 25. С. 145. [48] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 170. [49] Биомедицинская этика. – Мн., 2001. С. 83. [50] Эвтаназия (от греч. eu – благой, хороший и tanatos – смерть) – ускорение смерти тех, кто переживает тяжёлые страдания. [51] Советская Белоруссия. 2003. 28 марта [52] Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. – М.-Л., 1934. С. 263. [53] Кант И. Критика практического разума. – СПб., 1995. С. 276. [54] Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990. С. 109. [55] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991. С. 126. [56] Там же. С. 90. [57] Одна из десяти заповедей Ветхого Завета гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20, 8). Иудеям в этот день запрещалось совершать что бы то ни было, кроме молитв. В Новом Завете описано, как Иисус излечивает больных в субботу, нарушая таким образом религиозное предписание и провозглашая, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мар. 2, 27). [58] Фарисеи – представители религиозно-политической секты в Древней Иудее, отличавшиеся фанатизмом и лицемерным исполнением правил благочестия. Согласно Евангелию, Иисус отвергал такую форму религиозности. С тех пор фарисейством называют лицемерие и ханжество. [59] Бердяев Н.А. Моё философское миросозерцание. – Свердловск, 1991. С. 25. [60] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991. С. 167. [61] Мандевиль Б. Басня о пчёлах // Субботин А.Л. Бернард Мандевиль. – М., 1986. С. 122. [62] Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. – М.-Л., 1934. С. 153. [63] Лосский О.Н. Условия абсолютного добра. – М., 1991. С. 95. [64] Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М., 1995. С. 218. [65] Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990. С. 402. [66] Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1. – М.-Л., 1934. С. 261. [67] Суфийская мудрость. – Мн., 1998. С. 114. [68] Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. – М., 1997. С. 65. [69] Монтень М. Опыты: В 3 т. Т. 1. – М., 1992. С. 92, 94. [70] Эпикур приветствует Менелая // Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. – М., 1955. С. 209. [71] Толстой Л.Н. Крейцерова соната // Собр. соч.: В 12 т. Т. 11. – М., 1984. С. 121. [72] Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1996. С. 398. [73] Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. – М., 1994. С. 530.
[74] Розанов В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни. – М., 1994. С. 40. [75] Тареев М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни. – М., 1994. С. 135. [76] Цит. по Тареев М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни. – М., 1994. С. 137.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|