Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Счастье как нравственная ценность




 

1. Прокомментируйте высказывания:

Шеллинг: «Счастье есть состояние пассивности. Чем мы счастливее, тем мы пассивнее по отношению к окружающему миру. Чем свободнее мы становимся, тем более мы приближаемся к разумности, тем меньше мы нуждаемся в счастье…»;

Л.Н. Толстой: «Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе – от судьбы»;

Народная поговорка: «Счастливы только дураки»;

Лейбниц: «Никто не может быть несчастным, кроме как по собственной вине»;

Ф. Гёльдерлин: «Трудно перенести несчастье, но ещё труднее счастье»;

Н.Г. Чернышевский: «Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние – вещь, необходимая для счастья»;

Гераклит: «Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды».

2. И. Кант связывал счастье и мораль следующим образом:

«Для человека соблюдение своего долга – это всеобщее и единственное условие достойности быть счастливым… если мы сами не сделаем себя недостойными счастья – а это происходит, когда мы нарушаем свой долг, то можем также надеяться, что это счастье выпадет на нашу долю»[73].

· Почему моральность у Канта – лишь предпосылка, но не причина счастья?

· Обратите внимание на формулировку «не сделаем себя не достойными счастья» вместо «сделаем себя достойными счастья». В чём здесь оттенок смысла?

3. Мыслители самых разных мировоззренческих ориентаций были согласны в одном:

Д. Дидро: «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей»;

В.А. Сухомлинский: «Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других»;

И. Бентам: «Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим»;

Н.Г. Чернышевский: «Личное счастье невозможно без счастья других»;

И. Гёте: «Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем»;

Л.Н. Толстой:«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого».

· Обоснуйте эту мысль с точки зрения натуралистического, утилитаристского, социологического, рационалистического, сенсуалистического, религиозного подходов в этике.

4. Древнеримский мыслитель Цицерон считал, что: «Не философы, а ловкие обманщики утверждают, что человек счастлив, когда может жить сообразно со своими желаниями: это ложно».

· Приведите доказательства этого тезиса.

· Каково же истинное соотношение желаний и счастья?

5. Сопоставьте два высказывания о соотношении счастья и морали:

В. Розанов: «Идея счастья как верховного начала человеческой жизни, не указывая постоянно на должное, не может служить и руководительным принципом для человека»[74];

Ф. Энгельс: «Стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали».

· Попробуйте подобрать собственные аргументы в поддержку каждой позиции.

6. Другой русский философ – Михаил Тареев – продолжает мысль Розанова:

«Идея счастья не может служить руководительным началом общественной жизни… счастье со стороны материальной одно и то же для всех, и потому счастьем одного человека исключается счастье другого. На то же самое богатство, которого желает себе один человек, притязают другие люди; первенство и господство одного основываются на унижении и рабстве других; наслаждение немногих наукой и искусством покупается чёрным трудом многих, страдающих от своего зависимого положения и стремящихся к тому же наслаждению. Поэтому применённая к общественной жизни идея счастья порождает войну всех против всех»[75].

· Следует ли из этого, что люди не должны стремиться стать счастливыми?

· Является ли идеалом социального устройства такое, при котором достигается «наибольшее счастье для наибольшего числа людей»?

7. Сопоставьте два суждения:

Дж. Милль: «Единственная возможность достигнуть счастья заключается в том, чтобы считать не счастье, а что-либо другое целью в жизни»[76].

Л.Н. Толстой: «Свобода достигается не исканием свободы, а исканием истины. Свобода не может быть целью, а может быть только последствием».

· Какое общее свойство высших моральных ценностей выявили мыслители? Какова причина этого?

· Почему прямое стремление к счастью не приводит к его достижению?

· Какие цели в жизни следует преследовать для достижения счастья?

8. Л.Н. Толстой писал: «Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения».

· Разве быть счастливым – это обязанность?

· В чём виноват несчастливый?

9. О.Уайльд писал: «Ничто так не старит человека, как счастье: наслаждение – это единственное, ради чего нужно жить».

· В чём различие наслаждения и счастья?

· Почему счастье «старит»?


Св. план 2005, поз. 61

 

Учебное издание

 

Беляева Елена Валериевна

 

Этика: Практикум

 

для студентов всех специальностей БГУИР

Редактор Н.А.Бебель

Корректор Е.Н.Батурчик

 

Подписано в печать Гарнитура «Таймс» Формат 60х80 1/16

Бумага офсетная. Печать ризографическая Усл.печ.л. 2,0

 

Уч.-изд.л. 2,4 Тираж 300 Заказ

________________________________________________________________

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

Лицензия ЛП № 156 от 05.02.2001

Лицензия ЛВ №509 от 03.08.2001.

220013, Минск, П.Бровки, 6.

 


[1] Постарайтесь не сводить разницу между чувственным и духовным удовольствием к разнице между объектами, которыми они вызваны (пища приносит чувственное удовольствие, а картина – духовное). Например, музыка может служить и духовному удовольствию, и чувственному. В чём разница?

[2] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М., 1983. С. 87.

[3] Эпикур приветствует Менелая // Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. – М., 1955. С. 210.

[4] Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1991. С. 97.

[5] Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. – М., 1991. С. 129.

[6] Атман – наименование духовного первоначала мира (наряду с Брахманом).

[7] Бхагавадгита. – Ашхабад, 1978. С. 89.

[8] Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М., 1995. С. 135.

[9] Пётр Дамиани. О божественном всемогуществе // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М., 1995. С. 377.

[10] Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: В 3 т. Т. 1. – М., 1961. С. 53–55, 64.

[11] Гольбах П.А. Избр. философ. произв.: В 2 т. Т. 1. – М., 1963. С. 310.

[12] Юм Д. Соч.: В 2 т. Т.2. – М., 1966. С. 316, 319.

[13] Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. – М., 1994. С. 562.

[14] Кант И. Критика практического разума. – СПб., 1995. С. 433.

[15] Там же. С. 275.

[16] Максима – мотив, избранный личностным принципом поведения.

[17] Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 1. – М., 1965. С. 260.

[18] Там же. С. 270.

[19] Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990. С. 347.

[20] Ницше Ф. Помрачение кумиров // Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990. С. 359.

[21] Кант И. Критика практического разума. – СПб., 1995. С. 195.

[22] Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992. С. 75.

[23] Шопенгауэр А. Две основные идеи этики // Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 4. – М., 1910. С. 220.

[24] Соловьёв В.С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990. С. 160.

[25] Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 2. – М., 1965. С. 398,399.

[26] В трудах русских философов начала ХХ века фамилия Ницше имела именно такое начертание.

[27] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989. С. 467.

[28] Макиавелли Н. Государь. – М., 1997. С. 81,82.

[29] Фейербах Л. Избр. филос. произв.: В 2 т. Т. 1. – М., 1955. С. 579.

[30] Булгаков С.Н. Свет невечерний. – М., 1994. С. 47.

[31] Цит. по Розанов В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни. – М., 1994. С. 35.

[32] Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992. С. 147.

[33] Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 2. – М., 1966. С. 337.

[34] Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990. С. 378.

 

[35] Здесь «клятва» означает «проклятие».

[36] Измарагд // Домострой. – СПб., 1994. С. 296–297.

[37] Изборник. – М., 1969. С. 359–361.

[38] Цветочки святого Франциска Ассизского. – СПб., 2000. С. 329.

[39] Лоренцо Медичи (1449–1492) правил Флоренцией в течение 23 лет.

[40] За свою меценатскую деятельность Лоренцо получил прозвище Великолепный (Magnifico).

[41] Гвиччардини Франческо. История Флоренции // Сочинения великих итальянцев XVI века. – СПб., 2002. С. 75–78.

[42] Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. – М., 1996. С. 22.

[43] Франклин Б. Из «Автобиографии» // Человек, который создал себя сам. – М., 1993. С. 33–34.

[44] Конвей Р.Г. Акры алмазов // Человек, который создал себя сам. – М., 1993. С. 197–198.

[45] Луначарский А.В. Статьи о советской литературе. – М., 1958. С. 158.

[46] Цит. по Лаперуз С.Л. Духовный порыв «американской мечты» // Американский характер. – М., 1995. Ч. 2. С. 62,63.

[47] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 25. С. 145.

[48] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 170.

[49] Биомедицинская этика. – Мн., 2001. С. 83.

[50] Эвтаназия (от греч. eu – благой, хороший и tanatos – смерть) – ускорение смерти тех, кто переживает тяжёлые страдания.

[51] Советская Белоруссия. 2003. 28 марта

[52] Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. – М.-Л., 1934. С. 263.

[53] Кант И. Критика практического разума. – СПб., 1995. С. 276.

[54] Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990. С. 109.

[55] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991. С. 126.

[56] Там же. С. 90.

[57] Одна из десяти заповедей Ветхого Завета гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20, 8). Иудеям в этот день запрещалось совершать что бы то ни было, кроме молитв. В Новом Завете описано, как Иисус излечивает больных в субботу, нарушая таким образом религиозное предписание и провозглашая, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мар. 2, 27).

[58] Фарисеи – представители религиозно-политической секты в Древней Иудее, отличавшиеся фанатизмом и лицемерным исполнением правил благочестия. Согласно Евангелию, Иисус отвергал такую форму религиозности. С тех пор фарисейством называют лицемерие и ханжество.

[59] Бердяев Н.А. Моё философское миросозерцание. – Свердловск, 1991. С. 25.

[60] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991. С. 167.

[61] Мандевиль Б. Басня о пчёлах // Субботин А.Л. Бернард Мандевиль. – М., 1986. С. 122.

[62] Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 7. – М.-Л., 1934. С. 153.

[63] Лосский О.Н. Условия абсолютного добра. – М., 1991. С. 95.

[64] Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М., 1995. С. 218.

[65] Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990. С. 402.

[66] Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1. – М.-Л., 1934. С. 261.

[67] Суфийская мудрость. – Мн., 1998. С. 114.

[68] Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. – М., 1997. С. 65.

[69] Монтень М. Опыты: В 3 т. Т. 1. – М., 1992. С. 92, 94.

[70] Эпикур приветствует Менелая // Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. – М., 1955. С. 209.

[71] Толстой Л.Н. Крейцерова соната // Собр. соч.: В 12 т. Т. 11. – М., 1984. С. 121.

[72] Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1996. С. 398.

[73] Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. – М., 1994. С. 530.

[74] Розанов В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни. – М., 1994. С. 40.

[75] Тареев М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни. – М., 1994. С. 135.

[76] Цит. по Тареев М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни. – М., 1994. С. 137.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...