Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этические учения XIX и XX веков




 

1. И. Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – звёздное небо надо мной и моральный закон во мне»[13].

· Как Вы понимаете утверждение И. Канта, что есть две основополагающие ценности: «звездное небо надо мной» и «моральный закон во мне»?

· Почему две главные ценности вызывают изумление и благоговение?

· Отличается ли моральный закон от законов природы согласно Канту?

2. И. Кант писал:

«Делать добро есть долг. Кто часто делает добро и ему удается осуществить свою благодетельную цель, приходит, в конце концов, к тому, что действительно любит того, кому он сделал добро. Поэтому, когда говорят: полюби ближнего, как самого себя, то это не значит, что ты должен непосредственно (сначала) любить и посредством этой любви (потом) сделать ему добро, а наоборот – делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие»[14].

· Правда ли, что если делать человеку добро, то полюбишь его?

· В Евангелии говорится «возлюби ближнего твоего». Почему же Кант не считает возможным сделать любовь мотивом морального поведения?

3. И. Кант различал моральное и легальное поведение следующим образом:

«Одно лишь соответствие или несоответствие поступка закону безотносительно к его мотиву называют легальностью (законосообразностью); то соответствие, в котором идея долга, основанная на законе, есть в то же время мотив поступка, называется моральностью (нравственностью) поступка»[15].

· Какие виды поступков можно отнести к легальным?

· Какой мотив Кант считает специфически моральным?

4. Рассмотрим формулировки кантовского «категорического императива»:

а) «Поступай только согласно той максиме[16], руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»[17].

· Почему, согласно Канту, всеобщим законом должен стать мотив поступка, а не сам поступок должен стать всеобщим примером?

· Почему Кант отверг идею, на которой часто основывается нравственное воспитание: поступай согласно всеобщим нравственным законам, которые должны стать твоим мотивом?

б) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»[18].

· Что означает на практике «отнестись к человеку как к цели»?

· Казалось бы, к себе самому никто не станет относиться как к средству. Почему же «относиться к себе как к цели» оказывается требованием морали? Как конкретно выполнить это требование?

· Почему Кант формулирует правило «по отношению к человечеству», а не к отдельному человеку?

5. «Принцип человеческого достоинства, или безусловное значение каждого лица, в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех, – вот единственная нравственная норма. Многих нравственных норм, в собственном смысле этого слова, быть не может, как не может быть многих верховных благ или многих нравственностей»[19].

· Так писал русский философ В.С. Соловьев. Почему он, как и Кант, настаивает на единственности морального закона?

· Сопоставьте формулировку В. Соловьева с «категорическим императивом» И. Канта.

6. Сопоставьте две цитаты:

Ф. Ницше: «Самая общая формула морали, лежащая в основе всякой нравственности, гласит следующее: «Делай то-то и то-то, оставь то-то и то-то – и будешь счастлив! А иначе…»[20];

И. Кант: «Долг! Ты возвышенное великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать к себе уважение (хотя и не всегда исполнение)»[21].

7. Сопоставьте два высказывания И. Канта:

«Красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения»;

«Привычку нельзя признать добром, даже привычку к хорошим поступкам. Добро только то, что добывается усилием».

· Получается, что красивый поступок – это не добрый, а добрый – не красивый. Так ли это?

· В чём состоит усилие при совершении доброго дела?

8. И. Кант утверждал, что для себя самой мораль «отнюдь не нуждается в религии». Почему? А религия нуждается в морали?

9. Определите авторов следующих высказываний:

а) «Всякая теория морали являлась до сих пор, в конечном счете, продуктом данного экономического положения общества»;

б) «Жизнь рисуется нам как бесконечный обман и в малом, и в великом. Если она дает обещания, она их не сдерживает или сдерживает только для того, чтобы показать, как мало желательно было желанное»;

в) «Абсурд равно зависит от человека и от мира. Пока он – единственная связь между ними. Абсурд скрепляет их так прочно, как умеет приковывать одно живое существо к другому только ненависть. Абсурдность становится болезненной страстью с того момента, как осознается»;

г) «Что хорошо? – Все, от чего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество. Что дурно? – Все, что идет от слабости. Не мир – война; не добродетель, а доблесть. Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего человеколюбия».

· В чем здесь состоит человеколюбие?

д) «Ненависть не может победить ненависть: только любовь в состоянии сделать это. Ненависть умножает ненависть; насилие умножает насилие и жестокость умножает жестокость, закручиваясь в адской спирали разрушения».

10. А. Шопенгауэр писал: «И вот этот мир устроен именно так, как его надо было устроить для того, чтобы он мог еле-еле держаться; если бы он был еще несколько хуже, он бы совсем уже не мог существовать. Следовательно, мир, который был бы хуже нашего, совсем невозможен… и значит, наш мир – худший из всех возможных миров»[22].

· А какой мыслитель считал наш мир «наилучшим из всех возможных»?

· Является ли утверждение о несовершенстве мира заведомо атеистическим?

11. Сопоставьте суждения о сострадании:

А. Шопенгауэр: сострадание – «процесс изумительный и, более того, таинственный… Мы видим, что в этом процессе снимается перегородка, которая с точки зрения естественного света разума совершенно отделяет одно существо от другого»[23];

В. Соловьёв: «Внутреннее участие одного существа в страдании других, сострадание, или жалость, есть нечто постоянное и с эмпирической точки зрения, как выражение естественной и очевидной солидарности всего существующего. Это участие существ друг в друге соответствует явному смыслу вселенной, вполне согласно с разумом или совершенно рационально»[24];

Ф. Ницше: сострадание – «депрессивный, заразный инстинкт, который парализует инстинкты, направленные на сохранение жизни, на повышение ее ценности, бережет и множит всякое убожество, а потому выступает как главное орудие, ускоряющее упадок»;

И. Кант: «Если другой страдает, и его боль, которую я не в состоянии устранить, глубоко трогает меня (посредством силы воображения), то страдают уже двое, хотя несчастье, собственно (в природе), постигло лишь его одного. Но ведь не может быть долгом умножение несчастья в мире, и, стало быть, не может быть долгом совершение благодеяний из сострадания; это был бы также оскорбительный способ благодеяния, так как оно выражает благоволение, которое относится к недостойному и называется милосердием и которое не должно проявляться в отношении друг друга у людей, как раз не имеющих права похвастаться тем, что они достойны счастья»[25].

· Чем идея сострадания у Шопенгауэра отличается от идеи сострадания в христианстве?

· Ницше – идейный противник Канта. Почему же оба они отвергали сострадание как мотив морального поведения?

· Сострадание – таинственное чувство или его природа рациональна?

12. Сопоставьте этическую позицию Ницше с идеями Канта:

«Все, что не обусловливается нашей жизнью, вредит ей: вредна добродетель, основанная на почитании понятия “добродетель”, как того хотел Кант. “Добродетель”, “долг”… – все химеры, в которых находит выражение деградация, крайняя степень жизненной дистрофии. Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как “безличный долг”, как жертва молоху абстракции. И почему только категорический императив Канта не воспринимался как жизнеопасный!» (Ф.Ницше).

· В чём Ницше видит опасность категорического императива?

· Что бы «ответил» Кант на такие возражения?

13. Философия Ницше получала в истории самую разнообразную интерпретацию. Русский философ ХХ века Н.А. Бердяев так комментирует его идеи:

«Религия Христа совсем не то, за что Нитцше[26] ее принимал. Христианская мораль не рабски-плебейская, а аристократически-благородная, мораль сынов Божьих, их высокого происхождения и высокого предназначения. Подлинная христианская мораль возлагает на человека, усыновленного Богом, свободную ответственность за свою судьбу и судьбу мира... Поэтому путь христианской морали – через жертву к творчеству, через отречение от мира сего и его соблазнительных благ к творчеству мира иного и иной жизни. Жертвенность предполагает силу духа и исключает слабость духа»[27].

· Что аристократического можно найти в христианской морали?

· Покажите, что принесение себя в жертву – это не признак слабости человека.

· Каково предназначение сверхчеловека Ницше и предназначение христианина?

14. Прокомментируйте высказывания Ж.-П. Сартра:

а) «Общим между моралью и искусством является то, что в обоих случаях мы имеем творчество и изобретение».

· В чем состоит моральное творчество?

б) «Культ человечества приводит к замкнутому гуманизму и – стоит сказать – к фашизму». «Сегодняшние палачи – это вчерашние гуманисты».

· Каким образом гуманизм может привести к фашизму?

15. Противопоставьте рассуждению Никколо Макиавелли аргументы «этики ненасилия»:

«Итак, князь не должен бояться, что его ославят безжалостным, если ему надо удержать своих подданных в единстве и верности. Ведь, показав в крайности несколько устрашающих примеров, он будет милосерднее тех, кто по своей чрезмерной снисходительности допускает развиться беспорядкам, вызывающим убийства и грабежи; это обычно потрясает целую общину, а кары, налагаемые князем, падают на отдельного человека»[28].

16. Ницше сказал: «Бог умер». В ХХ веке Ж.П. Сартр добавил: «Бог умер, и люди остались одни. Надо сделать все выводы из этого». Какие?

17. В левом столбце таблицы приведены высказывания различных авторов. Проставьте в правом столбце наименования этических направлений, к которым они принадлежат (рационализм, иррационализм, сенсуализм, социологизм, утилитаризм, теологизм, эвдемонизм, гедонизм):

 

Нравственность – это польза, порок – это вред, который мы причиняем нашим ближним (П.А. Гольбах)  
Стремление к счастью – это стремление стремлений. Каждое стремление – это безымянное стремление к счастью, ибо оно получает название только от предмета, в котором человек полагает своё счастье[29] (Л. Фейербах)  
Мы убеждены, что человек родится не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумно-законное наслаждение благами бытия, что его стремления справедливы, истинны, благородны. Зло скрывается не в человеке, но в обществе (В.Г. Белинский) Улучшение общественного и материального положения – вот необходимейшее предварительное средство для возможности распространяться просвещению и улучшаться нравам (Н.Г. Чернышевский)  
Мораль не автономна, а геторономна, ибо трансцендентна, т.е. религиозна её санкция. Она имеет корни в религиозном сознании[30] (С.Н. Булгаков)  
Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие (Д. Локк) Природа поставила человечество под управление двух верховных правителей: страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны делать[31] (И. Бентам)  
Невозможно ни быть собственно добродетельным без рассудительности, ни быть рассудительным без нравственной добродетели (Аристотель)  
Вот почему самый прекрасный характер можно встретить в сочетании с очень слабым интеллектом, и для того чтобы пробудилось наше сострадание, нет нужды в каком-либо напряжении со стороны нашего ума[32] (А. Шопенгауэр)  
Представляется очевидным, что конечные цели человеческих поступков ни в коем случае не могут быть объяснены исходя из разума, но полностью опираются на чувства и привязанности людей вне какой-либо зависимости от их интеллектуальных способностей[33] (Д. Юм)  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...