Этические учения XIX и XX веков
1. И. Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – звёздное небо надо мной и моральный закон во мне»[13]. · Как Вы понимаете утверждение И. Канта, что есть две основополагающие ценности: «звездное небо надо мной» и «моральный закон во мне»? · Почему две главные ценности вызывают изумление и благоговение? · Отличается ли моральный закон от законов природы согласно Канту? 2. И. Кант писал: «Делать добро есть долг. Кто часто делает добро и ему удается осуществить свою благодетельную цель, приходит, в конце концов, к тому, что действительно любит того, кому он сделал добро. Поэтому, когда говорят: полюби ближнего, как самого себя, то это не значит, что ты должен непосредственно (сначала) любить и посредством этой любви (потом) сделать ему добро, а наоборот – делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие»[14]. · Правда ли, что если делать человеку добро, то полюбишь его? · В Евангелии говорится «возлюби ближнего твоего». Почему же Кант не считает возможным сделать любовь мотивом морального поведения? 3. И. Кант различал моральное и легальное поведение следующим образом: «Одно лишь соответствие или несоответствие поступка закону безотносительно к его мотиву называют легальностью (законосообразностью); то соответствие, в котором идея долга, основанная на законе, есть в то же время мотив поступка, называется моральностью (нравственностью) поступка»[15]. · Какие виды поступков можно отнести к легальным? · Какой мотив Кант считает специфически моральным? 4. Рассмотрим формулировки кантовского «категорического императива»:
а) «Поступай только согласно той максиме[16], руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»[17]. · Почему, согласно Канту, всеобщим законом должен стать мотив поступка, а не сам поступок должен стать всеобщим примером? · Почему Кант отверг идею, на которой часто основывается нравственное воспитание: поступай согласно всеобщим нравственным законам, которые должны стать твоим мотивом? б) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»[18]. · Что означает на практике «отнестись к человеку как к цели»? · Казалось бы, к себе самому никто не станет относиться как к средству. Почему же «относиться к себе как к цели» оказывается требованием морали? Как конкретно выполнить это требование? · Почему Кант формулирует правило «по отношению к человечеству», а не к отдельному человеку? 5. «Принцип человеческого достоинства, или безусловное значение каждого лица, в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех, – вот единственная нравственная норма. Многих нравственных норм, в собственном смысле этого слова, быть не может, как не может быть многих верховных благ или многих нравственностей»[19]. · Так писал русский философ В.С. Соловьев. Почему он, как и Кант, настаивает на единственности морального закона? · Сопоставьте формулировку В. Соловьева с «категорическим императивом» И. Канта. 6. Сопоставьте две цитаты: Ф. Ницше: «Самая общая формула морали, лежащая в основе всякой нравственности, гласит следующее: «Делай то-то и то-то, оставь то-то и то-то – и будешь счастлив! А иначе…»[20]; И. Кант: «Долг! Ты возвышенное великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать к себе уважение (хотя и не всегда исполнение)»[21].
7. Сопоставьте два высказывания И. Канта: «Красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения»; «Привычку нельзя признать добром, даже привычку к хорошим поступкам. Добро только то, что добывается усилием». · Получается, что красивый поступок – это не добрый, а добрый – не красивый. Так ли это? · В чём состоит усилие при совершении доброго дела? 8. И. Кант утверждал, что для себя самой мораль «отнюдь не нуждается в религии». Почему? А религия нуждается в морали? 9. Определите авторов следующих высказываний: а) «Всякая теория морали являлась до сих пор, в конечном счете, продуктом данного экономического положения общества»; б) «Жизнь рисуется нам как бесконечный обман и в малом, и в великом. Если она дает обещания, она их не сдерживает или сдерживает только для того, чтобы показать, как мало желательно было желанное»; в) «Абсурд равно зависит от человека и от мира. Пока он – единственная связь между ними. Абсурд скрепляет их так прочно, как умеет приковывать одно живое существо к другому только ненависть. Абсурдность становится болезненной страстью с того момента, как осознается»; г) «Что хорошо? – Все, от чего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество. Что дурно? – Все, что идет от слабости. Не мир – война; не добродетель, а доблесть. Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего человеколюбия». · В чем здесь состоит человеколюбие? д) «Ненависть не может победить ненависть: только любовь в состоянии сделать это. Ненависть умножает ненависть; насилие умножает насилие и жестокость умножает жестокость, закручиваясь в адской спирали разрушения». 10. А. Шопенгауэр писал: «И вот этот мир устроен именно так, как его надо было устроить для того, чтобы он мог еле-еле держаться; если бы он был еще несколько хуже, он бы совсем уже не мог существовать. Следовательно, мир, который был бы хуже нашего, совсем невозможен… и значит, наш мир – худший из всех возможных миров»[22].
· А какой мыслитель считал наш мир «наилучшим из всех возможных»? · Является ли утверждение о несовершенстве мира заведомо атеистическим? 11. Сопоставьте суждения о сострадании: А. Шопенгауэр: сострадание – «процесс изумительный и, более того, таинственный… Мы видим, что в этом процессе снимается перегородка, которая с точки зрения естественного света разума совершенно отделяет одно существо от другого»[23]; В. Соловьёв: «Внутреннее участие одного существа в страдании других, сострадание, или жалость, есть нечто постоянное и с эмпирической точки зрения, как выражение естественной и очевидной солидарности всего существующего. Это участие существ друг в друге соответствует явному смыслу вселенной, вполне согласно с разумом или совершенно рационально»[24]; Ф. Ницше: сострадание – «депрессивный, заразный инстинкт, который парализует инстинкты, направленные на сохранение жизни, на повышение ее ценности, бережет и множит всякое убожество, а потому выступает как главное орудие, ускоряющее упадок»; И. Кант: «Если другой страдает, и его боль, которую я не в состоянии устранить, глубоко трогает меня (посредством силы воображения), то страдают уже двое, хотя несчастье, собственно (в природе), постигло лишь его одного. Но ведь не может быть долгом умножение несчастья в мире, и, стало быть, не может быть долгом совершение благодеяний из сострадания; это был бы также оскорбительный способ благодеяния, так как оно выражает благоволение, которое относится к недостойному и называется милосердием и которое не должно проявляться в отношении друг друга у людей, как раз не имеющих права похвастаться тем, что они достойны счастья»[25]. · Чем идея сострадания у Шопенгауэра отличается от идеи сострадания в христианстве? · Ницше – идейный противник Канта. Почему же оба они отвергали сострадание как мотив морального поведения? · Сострадание – таинственное чувство или его природа рациональна? 12. Сопоставьте этическую позицию Ницше с идеями Канта: «Все, что не обусловливается нашей жизнью, вредит ей: вредна добродетель, основанная на почитании понятия “добродетель”, как того хотел Кант. “Добродетель”, “долг”… – все химеры, в которых находит выражение деградация, крайняя степень жизненной дистрофии. Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как “безличный долг”, как жертва молоху абстракции. И почему только категорический императив Канта не воспринимался как жизнеопасный!» (Ф.Ницше).
· В чём Ницше видит опасность категорического императива? · Что бы «ответил» Кант на такие возражения? 13. Философия Ницше получала в истории самую разнообразную интерпретацию. Русский философ ХХ века Н.А. Бердяев так комментирует его идеи: «Религия Христа совсем не то, за что Нитцше[26] ее принимал. Христианская мораль не рабски-плебейская, а аристократически-благородная, мораль сынов Божьих, их высокого происхождения и высокого предназначения. Подлинная христианская мораль возлагает на человека, усыновленного Богом, свободную ответственность за свою судьбу и судьбу мира... Поэтому путь христианской морали – через жертву к творчеству, через отречение от мира сего и его соблазнительных благ к творчеству мира иного и иной жизни. Жертвенность предполагает силу духа и исключает слабость духа»[27]. · Что аристократического можно найти в христианской морали? · Покажите, что принесение себя в жертву – это не признак слабости человека. · Каково предназначение сверхчеловека Ницше и предназначение христианина? 14. Прокомментируйте высказывания Ж.-П. Сартра: а) «Общим между моралью и искусством является то, что в обоих случаях мы имеем творчество и изобретение». · В чем состоит моральное творчество? б) «Культ человечества приводит к замкнутому гуманизму и – стоит сказать – к фашизму». «Сегодняшние палачи – это вчерашние гуманисты». · Каким образом гуманизм может привести к фашизму? 15. Противопоставьте рассуждению Никколо Макиавелли аргументы «этики ненасилия»: «Итак, князь не должен бояться, что его ославят безжалостным, если ему надо удержать своих подданных в единстве и верности. Ведь, показав в крайности несколько устрашающих примеров, он будет милосерднее тех, кто по своей чрезмерной снисходительности допускает развиться беспорядкам, вызывающим убийства и грабежи; это обычно потрясает целую общину, а кары, налагаемые князем, падают на отдельного человека»[28]. 16. Ницше сказал: «Бог умер». В ХХ веке Ж.П. Сартр добавил: «Бог умер, и люди остались одни. Надо сделать все выводы из этого». Какие? 17. В левом столбце таблицы приведены высказывания различных авторов. Проставьте в правом столбце наименования этических направлений, к которым они принадлежат (рационализм, иррационализм, сенсуализм, социологизм, утилитаризм, теологизм, эвдемонизм, гедонизм):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|