Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этические учения Средневековья




 

1. Сравните античный идеал мудреца и христианский идеал. Можно ли назвать Иисуса мудрецом?

2. Этическая мысль древних исходила из представления о нравственной иерархии между людьми, а христианская полагает, что перед Богом все люди равны. Расцениваете ли Вы эту идею как прогрессивную?

3. Если перед Богом все люди равны, то почему в средневековом обществе сословная иерархия получила религиозную санкцию?

4. Каково христианское понимание принципа гуманизма, в чем его специфика по сравнению с другими историческими формами гуманизма?

5. Почему, согласно Библии, Бог создал людей со свободной волей вместо того, чтобы заложить в них стремление к добру?

6. Каким образом христианство совмещает, с одной стороны, признание человека ответственным за свои действия, а с другой стороны, внушает человеку смирение и послушание, отречение от своей воли?

7. Согласно библейскому преданию, змий соблазнил Еву запретным плодом, говоря, что, отведав плод, они познают добро и зло и станут, как боги. Обманул ли змий Еву? Почему Бог запрещал есть «плоды морали»?

8. Источником всякого зла в Библии считается гордыня. Что это такое в Вашем понимании? В чем ее отличие от гордости?

9. В основании нравственности современной христианской цивилизации лежат 10 библейских заповедей (Исх. 20, 2 –17). Следующая группа вопросов и заданий поможет Вам углубиться в их содержание:

а) заповедь «Не делай себе кумира» первоначально была направлена против язычников. А в чем нравственный вред любых кумиров?

б) записано: «Почитай отца и мать своих». А как быть, если поведение твоих родителей не заслуживает никакого почтения?

в) записано: «Не убивай». По отношению к кому эту заповедь можно не соблюдать:

– к комарам,

– ко всем животным,

– к тем, кто напал на мой народ,

– к тем, кто напал на меня,

– к убийцам?

г) В Библии записано «Не прелюбодействуй». Что это означает? Как выглядит нравственная норма отношений между полами сейчас?

д) Кража – это лишение человека имущества, чего-то материального. Почему же это нравственное, а не только экономическое преступление?

е) Что означает «не лгать»: говорить правду или говорить то, что думаешь?

ж) Запрет на ложь – один из самых древних в истории культуры. Какую ложь Вы осудите в большей степени:

– утверждение, обратное правде,

– россказни и бахвальство,

– утаивание части правды,

– самообман,

– ложь во спасение,

– маленькую ложь для достижения большого блага,

– ложь из удовольствия лгать?

з) 10-я заповедь гласит: «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Казалось бы, хватало заповедей «не кради» и «не прелюбодействуй». Зачем же еще эта: «не желай…»? В чем ее отличие от буддистского отказа от желаний?

и) Если человек не убил, не украл, соблюдал все 10 заповедей, говорит ли это о том, что перед нами – нравственный человек?

к) Почему 10 заповедей даны как моральные, а не правовые, хотя их содержание и включено в Уголовный кодекс?

 

10. Сравните заповеди Ветхого и Нового Заветов:

«Не убивай»   «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». «Любите врагов ваших»;
«Не кради» «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим». «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»;
«Не прелюбодействуй» «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем»;
«Не лжесвидетельствуй» «Не клянись вовсе. Но да будет слово ваше: «да» – «да», «нет» – «нет»; а что сверх этого, то от лукавого».

· В каком направлении в целом переменились нравственные ориентации в евангельской морали по сравнению с ветхозаветной?

8. Мораль Ветхого Завета основывалась на 10 заповедях, а Нового – на одной. Какой? Что означает эта перемена в количестве и качестве предписаний?

9. Любовь к кому стоит в христианстве на первом месте:

– к Богу;

– к ближнему;

– к врагам?

· Подкрепите свой ответ цитатами Нового Завета.

· Могут ли эти виды любви существовать друг без друга в христианской душе?

13. Мораль Ветхого Завета основана на законе. Мораль Нового Завета основана на любви и Божественной благодати. Как Вы понимаете это различие?

14. Почему Августин Блаженный отверг идею манихеев о том, что добро и зло – равновеликие силы в мироздании?

15. Почему Августин Блаженный считал наш мир наилучшим из всех возможных? А если Бог создаст ещё один мир, он окажется лучше или хуже имеющегося?

16. Почему не дьявол является источником зла согласно Августину Блаженному?

17. Почему спасение в концепции Августина Блаженного даруется человеку Божественной благодатью, а не заслуживается путем добрых дел?

18. В сочинении «Исповедь» Августин Блаженный писал:

«Если же Бог приказывает что-нибудь делать вопреки чьим бы то ни было нравам или установлениям, то это должно быть сделано, хотя бы там никогда так не делали… Если царю в своём царстве дозволено отдавать приказания, которых до него никто, ни сам он раньше не отдавал, и повиновение ему не является действием против государства и общества – наоборот, именно неповиновение будет поступком противообщественным (ибо во всех людских сообществах условлено повиноваться своему царю), то тем более надлежит, не ведая сомнения, подчиняться приказаниям Бога, царствующего над всем творением Своим»[4].

· Какой критерий нравственности отвергает Августин Блаженный и какой выдвигает?

· Почему Платона иногда называли «дедушкой христианства»?

19. В христианской догматике не раз формулировались семь смертных грехов. Сравните их перечни, относящиеся к различным эпохам.

Тертуллиан (160–220 гг.) Григорий I (540–604 гг.) Нил Сорский (1433–1508 гг.)
убийство, тщеславие, тщеславие,
идолопоклонничество, зависть, уныние,
обман, гнев, гнев,
вероотступничество, лень, гордость,
богохульство, жадность, сребролюбие,
прелюбодеяние, обжорство, чревоугодие,
разврат разврат, любовная страсть

 

20. Для подавляющего большинства религиозных учений аскетизм является обязательной составляющей нравственного совершенствования. Прокомментируйте ряд суждений на эту тему, попробуйте сформулировать общую идею аскетизма:

«Дхаммапада»: «Выдержка и долготерпение – высший аскетизм, ибо причиняющий вред другим – не отшельник и обижающий другого – не аскет».

Йахийа б.Муаз (IX в.): «Существует три признака аскетизма: действие без привязанности, решение без желания, величие без возвеличивания».

Иоанн Кассиан (350–450 гг.): «Аскетизм есть очищение сердца от злых страстей».

21. Сопоставьте две цитаты:

Мейстер Экхарт: «Чтобы быть истинно нищим, человек должен стать настолько свободным от своей сотворённой воли, насколько он был, когда его не было. Истинную правду говорю вам: пока есть у вас воля исполнять волю Бога и вы имеете какое-либо желание, относится ли оно к вечности или к Богу, до тех пор вы не нищи действительно. Ибо только тот человек нищ, который ничего не хочет, ничего не знает, ничего не домогается»[5].

«Бхагавадгита»: «У того, кто о предметах чувств помышляет, Привязанность к ним возникает;

Привязанность рождает желанье, желание гнев порождает.

Гнев к заблужденью приводит, заблужденье помрачает память;

От этого гибнет сознанье; если ж сознанье гибнет – человек погибает.

Кто ж область чувств проходит, отрешась от влечения и отвращения,

Подчинив свои чувства воле, преданный Атману[6], тот достигает ясности духа»[7].

· От чего следует отречься согласно каждому из текстов?

· Какова цель самоотречения?

· В чём различие двух аскетических программ?

22. В христианской этике понятие благодати, исходящей от Бога, занимает центральное место. Проанализируйте высказывания на эту тему:

Августин Блаженный: «Благодать есть осмысленный акт воли, направленный к достижению спасения».

Мартин Лютер: «Благодать есть свободная воля к абсолютному добру».

Эразм Роттердамский: «Благодать есть дар благодеяния, ниспосланный свыше».

И.Кант: «Благодать есть беспричинная милость высшего по отношению к низшему».

В.С.Соловьёв: «Благодать есть полнота Божественной воли как всеединого, всецелого Добра, открывающаяся силой её собственного внутреннего действия в душе человека».

· Выделите основные признаки такого явления, как «благодать».

· Обратите внимание на термин «воля», употребляемый авторами при определении понятия благодати.

23. Перед Вами отрывок из сочинения Ансельма Кентерберийского (1033-1109), раскрывающий некоторые аспекты теодицеи:

«Ведь когда ты наказываешь злых, это справедливо потому, что соответствует их заслугам; а когда прощаешь злых, это справедливо потому, что соразмерно не их заслугам, а Твоей благости. Иными словами, прощая злых, Ты справедлив по-своему, а не по-нашему, как и милосерд Ты по-нашему, а не по-своему. Ибо когда Ты спасаешь нас, которых по справедливости мог бы бросить, – как Ты милосерд не потому, что чувствуешь влечение, а потому, что мы чувствуем действие, – так Ты справедлив не потому, что воздаёшь нам причитающееся должное, но потому, что делаешь то, что подобает Тебе, всеблагому»[8].

· Каких два вида справедливости и два основания для них выделяет автор?

· Почему Ансельм отрицает, что Бог испытывает склонность к милосердию?

· Почему он отвергает идею о том, что Бог воздаёт человеку причитающееся должное?

24. Церковный писатель XI века Пётр Дамиани так рассуждал о природе зла:

«Зло же всякое, каковы грехи и беззакония, хотя и представляется сущим, не существует, ибо оно не от Бога и поэтому есть ничто; ибо ясно, что его Бог вовсе не создавал, – тот, без которого ничто не начало быть…. Если же было что злом, даже и тогда это было ничто, которое представлялось сущим… Итак, зла нет, даже когда оно представляется существующим; ведь оно отлежит от того, кто поистине и в высочайшем смысле есть. Благо же… есть то, что не может в одно время и быть, и не быть…; ибо в природе вещей, которой мудрый промыслитель постановил быть, изменчивость эта не находит места… В дурном же всегда видна изменчивость этой смеси, в том, что лишь представляется сущим, но не есть, и потому как бы в одно время есть и не есть. И впрямь есть – на пёстрой поверхности, но не в суждении истины…»[9].

· Какими атрибутами наделяет зло автор?

· Почему для средневековой этики важно обосновать, что зло – это ничто, небытие, отсутствие сущего?

25. Видите ли Вы противоречие между моральностью и святостью, между святостью и человечностью?

26. Религия черпает силу из бессилия морали. Вы согласны?

27. Без Бога все дозволено?

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...