Этические учения Средневековья
1. Сравните античный идеал мудреца и христианский идеал. Можно ли назвать Иисуса мудрецом? 2. Этическая мысль древних исходила из представления о нравственной иерархии между людьми, а христианская полагает, что перед Богом все люди равны. Расцениваете ли Вы эту идею как прогрессивную? 3. Если перед Богом все люди равны, то почему в средневековом обществе сословная иерархия получила религиозную санкцию? 4. Каково христианское понимание принципа гуманизма, в чем его специфика по сравнению с другими историческими формами гуманизма? 5. Почему, согласно Библии, Бог создал людей со свободной волей вместо того, чтобы заложить в них стремление к добру? 6. Каким образом христианство совмещает, с одной стороны, признание человека ответственным за свои действия, а с другой стороны, внушает человеку смирение и послушание, отречение от своей воли? 7. Согласно библейскому преданию, змий соблазнил Еву запретным плодом, говоря, что, отведав плод, они познают добро и зло и станут, как боги. Обманул ли змий Еву? Почему Бог запрещал есть «плоды морали»? 8. Источником всякого зла в Библии считается гордыня. Что это такое в Вашем понимании? В чем ее отличие от гордости? 9. В основании нравственности современной христианской цивилизации лежат 10 библейских заповедей (Исх. 20, 2 –17). Следующая группа вопросов и заданий поможет Вам углубиться в их содержание: а) заповедь «Не делай себе кумира» первоначально была направлена против язычников. А в чем нравственный вред любых кумиров? б) записано: «Почитай отца и мать своих». А как быть, если поведение твоих родителей не заслуживает никакого почтения? в) записано: «Не убивай». По отношению к кому эту заповедь можно не соблюдать:
– к комарам, – ко всем животным, – к тем, кто напал на мой народ, – к тем, кто напал на меня, – к убийцам? г) В Библии записано «Не прелюбодействуй». Что это означает? Как выглядит нравственная норма отношений между полами сейчас? д) Кража – это лишение человека имущества, чего-то материального. Почему же это нравственное, а не только экономическое преступление? е) Что означает «не лгать»: говорить правду или говорить то, что думаешь? ж) Запрет на ложь – один из самых древних в истории культуры. Какую ложь Вы осудите в большей степени: – утверждение, обратное правде, – россказни и бахвальство, – утаивание части правды, – самообман, – ложь во спасение, – маленькую ложь для достижения большого блага, – ложь из удовольствия лгать? з) 10-я заповедь гласит: «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Казалось бы, хватало заповедей «не кради» и «не прелюбодействуй». Зачем же еще эта: «не желай…»? В чем ее отличие от буддистского отказа от желаний? и) Если человек не убил, не украл, соблюдал все 10 заповедей, говорит ли это о том, что перед нами – нравственный человек? к) Почему 10 заповедей даны как моральные, а не правовые, хотя их содержание и включено в Уголовный кодекс?
10. Сравните заповеди Ветхого и Нового Заветов:
· В каком направлении в целом переменились нравственные ориентации в евангельской морали по сравнению с ветхозаветной?
8. Мораль Ветхого Завета основывалась на 10 заповедях, а Нового – на одной. Какой? Что означает эта перемена в количестве и качестве предписаний? 9. Любовь к кому стоит в христианстве на первом месте: – к Богу; – к ближнему; – к врагам? · Подкрепите свой ответ цитатами Нового Завета. · Могут ли эти виды любви существовать друг без друга в христианской душе? 13. Мораль Ветхого Завета основана на законе. Мораль Нового Завета основана на любви и Божественной благодати. Как Вы понимаете это различие? 14. Почему Августин Блаженный отверг идею манихеев о том, что добро и зло – равновеликие силы в мироздании? 15. Почему Августин Блаженный считал наш мир наилучшим из всех возможных? А если Бог создаст ещё один мир, он окажется лучше или хуже имеющегося? 16. Почему не дьявол является источником зла согласно Августину Блаженному? 17. Почему спасение в концепции Августина Блаженного даруется человеку Божественной благодатью, а не заслуживается путем добрых дел? 18. В сочинении «Исповедь» Августин Блаженный писал: «Если же Бог приказывает что-нибудь делать вопреки чьим бы то ни было нравам или установлениям, то это должно быть сделано, хотя бы там никогда так не делали… Если царю в своём царстве дозволено отдавать приказания, которых до него никто, ни сам он раньше не отдавал, и повиновение ему не является действием против государства и общества – наоборот, именно неповиновение будет поступком противообщественным (ибо во всех людских сообществах условлено повиноваться своему царю), то тем более надлежит, не ведая сомнения, подчиняться приказаниям Бога, царствующего над всем творением Своим»[4]. · Какой критерий нравственности отвергает Августин Блаженный и какой выдвигает? · Почему Платона иногда называли «дедушкой христианства»? 19. В христианской догматике не раз формулировались семь смертных грехов. Сравните их перечни, относящиеся к различным эпохам.
20. Для подавляющего большинства религиозных учений аскетизм является обязательной составляющей нравственного совершенствования. Прокомментируйте ряд суждений на эту тему, попробуйте сформулировать общую идею аскетизма: «Дхаммапада»: «Выдержка и долготерпение – высший аскетизм, ибо причиняющий вред другим – не отшельник и обижающий другого – не аскет». Йахийа б.Муаз (IX в.): «Существует три признака аскетизма: действие без привязанности, решение без желания, величие без возвеличивания». Иоанн Кассиан (350–450 гг.): «Аскетизм есть очищение сердца от злых страстей». 21. Сопоставьте две цитаты: Мейстер Экхарт: «Чтобы быть истинно нищим, человек должен стать настолько свободным от своей сотворённой воли, насколько он был, когда его не было. Истинную правду говорю вам: пока есть у вас воля исполнять волю Бога и вы имеете какое-либо желание, относится ли оно к вечности или к Богу, до тех пор вы не нищи действительно. Ибо только тот человек нищ, который ничего не хочет, ничего не знает, ничего не домогается»[5]. «Бхагавадгита»: «У того, кто о предметах чувств помышляет, Привязанность к ним возникает; Привязанность рождает желанье, желание гнев порождает. Гнев к заблужденью приводит, заблужденье помрачает память; От этого гибнет сознанье; если ж сознанье гибнет – человек погибает. Кто ж область чувств проходит, отрешась от влечения и отвращения, Подчинив свои чувства воле, преданный Атману[6], тот достигает ясности духа»[7]. · От чего следует отречься согласно каждому из текстов? · Какова цель самоотречения? · В чём различие двух аскетических программ? 22. В христианской этике понятие благодати, исходящей от Бога, занимает центральное место. Проанализируйте высказывания на эту тему: Августин Блаженный: «Благодать есть осмысленный акт воли, направленный к достижению спасения».
Мартин Лютер: «Благодать есть свободная воля к абсолютному добру». Эразм Роттердамский: «Благодать есть дар благодеяния, ниспосланный свыше». И.Кант: «Благодать есть беспричинная милость высшего по отношению к низшему». В.С.Соловьёв: «Благодать есть полнота Божественной воли как всеединого, всецелого Добра, открывающаяся силой её собственного внутреннего действия в душе человека». · Выделите основные признаки такого явления, как «благодать». · Обратите внимание на термин «воля», употребляемый авторами при определении понятия благодати. 23. Перед Вами отрывок из сочинения Ансельма Кентерберийского (1033-1109), раскрывающий некоторые аспекты теодицеи: «Ведь когда ты наказываешь злых, это справедливо потому, что соответствует их заслугам; а когда прощаешь злых, это справедливо потому, что соразмерно не их заслугам, а Твоей благости. Иными словами, прощая злых, Ты справедлив по-своему, а не по-нашему, как и милосерд Ты по-нашему, а не по-своему. Ибо когда Ты спасаешь нас, которых по справедливости мог бы бросить, – как Ты милосерд не потому, что чувствуешь влечение, а потому, что мы чувствуем действие, – так Ты справедлив не потому, что воздаёшь нам причитающееся должное, но потому, что делаешь то, что подобает Тебе, всеблагому»[8]. · Каких два вида справедливости и два основания для них выделяет автор? · Почему Ансельм отрицает, что Бог испытывает склонность к милосердию? · Почему он отвергает идею о том, что Бог воздаёт человеку причитающееся должное? 24. Церковный писатель XI века Пётр Дамиани так рассуждал о природе зла: «Зло же всякое, каковы грехи и беззакония, хотя и представляется сущим, не существует, ибо оно не от Бога и поэтому есть ничто; ибо ясно, что его Бог вовсе не создавал, – тот, без которого ничто не начало быть…. Если же было что злом, даже и тогда это было ничто, которое представлялось сущим… Итак, зла нет, даже когда оно представляется существующим; ведь оно отлежит от того, кто поистине и в высочайшем смысле есть. Благо же… есть то, что не может в одно время и быть, и не быть…; ибо в природе вещей, которой мудрый промыслитель постановил быть, изменчивость эта не находит места… В дурном же всегда видна изменчивость этой смеси, в том, что лишь представляется сущим, но не есть, и потому как бы в одно время есть и не есть. И впрямь есть – на пёстрой поверхности, но не в суждении истины…»[9]. · Какими атрибутами наделяет зло автор? · Почему для средневековой этики важно обосновать, что зло – это ничто, небытие, отсутствие сущего? 25. Видите ли Вы противоречие между моральностью и святостью, между святостью и человечностью? 26. Религия черпает силу из бессилия морали. Вы согласны? 27. Без Бога все дозволено?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|