Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Знакомство с историей письменной речи.




Урок 1. Мой первый учебник «Азбука». История обучения

I. Беседа.

- Сегодня для вас первый день школьной жизни. Вы сегодня впервые сели за парты в этом классе. День этот вы и ваши родные бу­дут помнить всю жизнь. Это большой праздник для всех нас: учеников, учителей, родителей.

Сегодня для вас все первое: первый школьный день, первый зво­нок, первый учебник и, наконец, первый в жизни урок.

Кто вас сегодня собирал в школу? Кто провожал? Волновались ли вы и почему? Как встречали и провожали вас прохожие? Все рады, что в нашей стране стало больше трудовых людей.

II. У доски выставка учебных и не учебных книг.

III. Знакомство с учебником «Азбука».

- Перед вами, дети, книга. Рассмотрите ее обложку. Что нарисовал на ней художник? Как вы думаете, почему?

А кто из вас может прочитать название этой книги? Какие книги называют азбукой? А можно ли придумать для такой книги другое на­звание? {Букварь.)

Почему у вас у всех одинаковая книга? Разве интересно, когда у всех на парте одна и та же книга? Почему в школе детям дают одина­ковые книги? Как называют эти книги школьники? {Учебники.) Почему же эти книги - учебники? {Мнения детей.)

Физминутка

IV. Объяснение правил пользования учебной книгой.

Учитель читает стихотворение:

Коль тебе купили книгу, Из нее узнаешь ты

Не бросай на полку, Обо всем на свете.

От нее не будет толку. На любой вопрос она

Всем полезно чтение Без труда ответит.

Про себя и вслух. В ней стихи и сказки

Книга - самый верный, Все к твоим услугам.

Самый лучший друг. Береги же книгу,

Стань и ты ей другом!

V. Работа с учебником (стр. 4 - 5).

- Как вы думаете, почему возникла необходимость обучения?

- Что можно узнать, «читая» эти рисунки?

{Рассказы детей по картинкам.) Учитель:

- Разных классов, как теперь, в старину не знали. Все - и малень­кие, и большие - сидели на уроках в одной простой избе. Порядки в школе были строгие.

Ребятам давался наказ: не шуметь, не дразнить товарищей, шап­ку и одежду снимать, школьный сор выносить. Кто не выполнял пра­вил, того били розгами.

В короткие зимние дни ученики собирались в школу еще затем­но. Занятия начинались часов с семи до самой «вечерни». После заня­тий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице было уже темно.

Так от темна до темна шли уроки в школах в старину.

За много лет наша школа изменилась. Для вас созданы все усло­вия, чтобы было интересно учиться. И я надеюсь, что вам в школе по­нравится и вы будете с удовольствием получать знания, узнаете много нового и интересного.

VI. Итог урока.

- О чем вы узнали сегодня на уроке?

Урок 2. История речи

I. Знакомство с историей устной речи. Работа с учебником (стр. 6).

- Помогите нашему предку. Почему его не понимают?

- Чем он пользуется в своем рассказе? {Жестами.) Первобытные люди и в самом деле совсем не умели говорить, но

потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе.

Так когда же возникла речь? Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тысяч лет назад.

Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди уславливались, что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сра­зу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться.Так появилась устная речь. «Устный» - от слова «уста» (на древ­нерусском языке означало «рот», «губы»).

Физминутка

II. Знакомство с историей письменной речи.

1. Учитель:

- Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. След от него оставал­ся лишь в мозгу того, кто его слышал. Со временем чем больше стано­вилось знаний, тем труднее было удержать их в памяти. Может магни­тофоном воспользоваться? Да, хорошо бы, но тогда их и в помине не было. Непростая это была задача для древнего человека - сохранить информацию.

Рисуночное письмо было первым шагом к современной пись­менности. С помощью рисунков люди попробовали общаться друг с другом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...