Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кембриджские платоники 2 страница




           Барроу: Бог присутствует в мире всегда и присутствует в виде духа природы. Проявлением присутствия Бога в мире является пространство и время (повлиял на Ньютона). Признавал реальность и самостоятельность существования пространства и времени. Рассмотрел «за» и «против». Их надо рассматривать как проявления переизбытка божественного присутствия в мире; как чистая возможность содержать в себе тела и процессы, не актуальность. Они не являются чисто самодовлеющими. Будущее бесконечно, не ограничена бесконечность божественной мощи, Ральф Кедворт – только потенциальная бесконечность, Бог имеет возможность расширять пространство и удлинять время. Здесь такая же позиция.

           Именно благодаря переизбытку присутствия Бога в мире пространство и время обладают некоторой действительностью. И пространство, и время были до сотворения мира (от Августина и от Платона) – настолько связаны с Богом.

 

           Исаак Ньютон (1643 – 1727)

           Окончил Тринити-колледж Кебриджского университета. Более тридцати лет занимал кафедру, которую ему оставил Барроу. Холостяк.

           Сфера его интересов – оптика, механика, астрономия, математика – все, что до сих пор в Англии называется натуральной философией.

           Сочетание экспериментального и математического характера естествознания наиболее ярко проявляется у Ньютона. Искусный экспериментатор; талант применения математики к результатам экспериментов. Крупная величина в математике – создатель интегрального и дифференциального исчисления. Достижения в оптике – открыл, что белый цвет – сложный. Полностью поставил крест на традиции, идущей от Платона, что свет – простейшая субстанция. Похоронил световую метафизику. Главный вклад Ньютона – он завершил создание основ механики. 1687 – «Математические начала натуральной философии», завершение создания картины мира. Основы были созданы.

1. Создав механику как отдельную дисциплину, он положил конец той ситуации, когда философия и естествознание практически не различались. Разграничил философию и науку. Научная картина мира окончательно утвердила себя в культуре Нового времени. Научное мировоззрение получило ту базу, на которой философия Нового времени могла развиваться. Создание механистической картины мира.

2. Метод научного познания и разработка методологии.

           1713 год – второе издание «Начал». Предисловие написано молодым сотрудником Ньютона, Роджером Коту, и помещено с согласия Ньютона.

           Ньютон, говорится в предисловии, следует двум методам – аналитическому и синтетическому. Аналитический метод выявляет те силы и те законы, которые действуют в природе. Особенности этого метода – опора на эксперимент и индукция. Таким образом были открыты закон всемирного тяготения и притяжение. Сам Ньютон подчеркивает значимость опыта для научного познания. Он прямо заявляет: «Гипотез не измышляю». Все должно вытекать из опыта, никаких домыслов, никаких гипотез. «Все, что не выводится из явлений, должно называться гипотезой. Гипотезам... не место в экспериментальном познании».

           Ньютон не допускает тех гипотез, которые не вытекают из опыта, в противовес схоластике и Декарту. Резко критикует Декарта за его гипотезу вихрей. Декарту, чтобы объяснить устройство солнечной системы (которое открыл Кеплер), пришлось опираться на закон сохранения количества движения. Одного этого закона было недостаточно, чтобы объяснить эллиптический характер орбит. С законом всемирного тяготения все стало на свои места – эллиптический характер движения планет, приливы и отливы, почему все тела падают вниз. Многие феномены получили объяснение. У Ньютона сила тяготения не имела никакого физического объяснения. Противники Ньютона говорили, что у него есть скрытые причины тех же схоластов. Ньютон спокойно относился ко всем упрекам – закон всемирного тяготения имел солидное экспериментальное обоснование плюс индукция. Спокойно пропускал мимо ушей все обвинения.

           Любое индуктивное обобщение – гипотетическое обобщение. Никакая индукция не может до конца обосновать закон. Тоже «измыслил гипотезу» -- некорректно выразил свою позицию.

           Синтетический метод – полученное индукцией обобщение формулируется в виде законов и из законов дедуктивным путем выводится все, что им подчиняется. Гипотетико-дедуктивная методология.

           Представления о пространстве и времени. Точка зрения Ньютона господствовала до Эйнштейна. Различает абсолютное и относительное пространство и время.

           «Абсолютное пространство безотносительно к чему-то внешнему всегда остается одинаковым и неподвижным. Относительное пространство есть его мера или ограниченная подвижная часть, которая определяется чувствами по отношению к каким-то телам».

           «Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и в сущности, не по отношению к чему-то внешнему, протекает равномерно и называется длительностью». Относительное – мера продолжительности. Есть или точное, или кажущееся или обыденное время. «Изменчивое, постигаемое чувствами, внешнее, совершаемое через посредство какого-либо движения, мера продолжительности, применяемая в жизни вместо истинного времени, как-то: день, месяц, год».

           Один из отчетливо определяемых признаков – то, что относительное время связано с чувственным восприятием, чувственным опытом. Абсолютное пространство и время не могут быть даны в чувственном опыте, они безотносительны к чему-либо внешнему

В этом виден гносеологический дуализм рационального и чувственного (Декарт, Спиноза). Ньютон сохраняет традицию, идущую от Декарта и Спинозы и подхваченную кембриджскими платониками, что истинное знание мы получаем только разумом. Влияние декартовской традиции через кембриджских платоников от Генри Мора к Исааку Барроу.

Не только полемизировал с Декартом. Зависит от декартовской традиции. Положил начало традиции, которая просуществовала до Эйнштейна. Очень важная сторона механистической картины мира до начала 20 столетия.

Связь с взглядами кембриджских платоников – понятие пространства связано с понятием Бога. Ньютон отдал много сил теологическим размышлениям. «Пространство есть чувствилище Бога». Генри Мор – протяженность есть свойство тела и духа, благодаря пространству Бог присутствует везде и все чувствует. Ньютон заложил основы научной картины мира, но влияние теологических идей на него было достаточно сильным.

В трактовке проблемы «Бог – мир» занимал деистическую позицию. Бог сотворил мир. Закон всемирного тяготения не объясняет, почему все орбиты планет в одной плоскости. Объясняет только наличие центростремительной силы. Откуда центробежная? Ньютон ссылается на Бога.

 

Джон Локк (1632 – 1704)

Сын состоятельного адвоката, воевавшего против войск короля на стороне парламента в чине капитана. Борьба сил во время английской революции.

В 1651 году поступил в колледж христианской церкви Оксфордского университета, время учебы пришлось на диктатуру Кромвеля.

Изучал естественные науки и медицину. Подружился с Робертом Бойлем, выдающимся естествоиспытателем и искусным экспериментатором. Знаком с работами Ф. Бэкона и Р. Декарта (преподавание, однако, было схоластическим).

Ему предложили, чтобы он принял духовный сан, чтобы получить право на преподавание. Локк отказался, и в преподавании ему было отказано. Его допустили к преподаванию греческого языка и риторики. В 1661—1665 годах служит секретарем английского посла в Бранденбургском дворце. Пытается защитить диссертацию по медицине. В Оксфорде – отказ. Становится домашним врачом и воспитателем детей лорда Эшли.

В 1672 году лорда назначают лорд-канцлером, Локк становится его секретарем.

В 1682 году – бегство в Нидерланды.

В 1688 году Вильгельм Оранский занимает Лондон (Славная революция), становится королем Англии. Обещал свободный парламент, свободу, протестантскую религию.

Англия становится ограниченной монархией с сильным парламентом. Политическая система не претерпела существенных изменений и по сей день.

Локк вернулся с лордом Эшли, ему предложили пост в правительстве. В 1700 году оставил службу в связи с болезнью.

В 1690 году издан «Опыт о человеческом разумении». Писал урывками в течение 20 лет. При жизни трижды переиздавался. Когда Лейбниц пишет полемическое произведение, направленное против этой книги – «Новые опыты о человеческом разумении», то он называет Локка «знаменитый Локк». Книга Ньютона переиздана только через 30 лет. У Локка за 14 лет три издания. Знаменит.

Социальная философия. 1690 – два трактата о государственном правлении.

1693 – «Некоторые мысли о воспитании», Локк зарекомендовал себя как теоретик педагогики.

Одна из заметных особенностей Локка как философа – полная концентрация внимания на гносеологии.

Гносеологическая функция становится главной функцией философии. До Локка никто из философов чистой гносеологией не занимался. У Локка нет никакой онтологии:

1. проблема субъект-объектных отношений

2. проблема источника знания.

           Отношение познающего субъекта к объекту; проблема источника знания – на первой странице. Все остальное сознательно оставляет в стороне.

           Даже в проблематике источника знания осознанная рефлексивная позиция. Разум – объект внимания самого разума. Вводит термин «рефлексия», придает ему важное значение. Подчеркивает трудность такой позиции: глаз сам себя не видит; так и разум, приспособленный, чтобы осмысливать действительность.

           Локк закладывает основы просветительской философии: разум начинает не признавать над собой никакой власти, кроме власти разума. Разум – верховный судья в решении всех вопросов. Это – главный принцип просветительской традиции. Понятие Просвещения связывают обычно с Францией, но основные идеи этой просветительской традиции были заложены в Англии Ньютоном и Локком, с его принципом, что разум – верховный судья в решении всех вопросов. Механистическая картина мира.

           Проблема источника и происхождения человеческих знаний ставится Локком с первой главы его работы. Проблема актуальная и для Декарта – есть врожденные знания. Декарт опирается на религиозную традицию, утверждая, что Бог вложил их в душу.

           Локк один из первых дал резкий ответ позиции Декарта. Имел дело не только с Декартом, но и кембриджскими платониками.

           Локк начал свои «Опыты» с обстоятельной критики врожденных идей. Он подходит к этому вопросу как эмпирик. Какие идеи могут притязать на статус врожденных? Логические законы, тождества типа «что есть, то есть» и закон недопущения противоречий: невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была. При каких эмпирических условиях мы могли бы убедиться, что такие принципы – врожденные? 1) Если бы эти принципы признавались всеми без исключения. 2) Эти принципы должны действовать автоматически.

           Но гигантскому большинству людей эти принципы неизвестны. Это факт.

           У кого мы могли бы наблюдать существование и действие этих принципов, если бы они были врожденными? У тех, у кого менее всего сознание замутнено опытом, у младенцев, дикарей и идиотов. Но на практике ничего подобного: с младенцами понятно, весь этнографический материал свидетельствует о том, что у дикарей никакого представления о логике, у идиотов – тем более. Таких представлений как раз нет. С точки зрения этих эмпирических фактов не можем признать, что есть врожденные знания.

           Локк пытается исследовать этические принципы на предмет их врожденности. Нет этического принципа, который бы признавался всеми людьми. Существуют разные традиции. Даже идея Бога не может быть признана врожденной из-за наличия атеистов. Ни о какой врожденности знаний речи идти не может. Это предварительное соображение.

           Если бы не было другого способа объяснить источник наших знаний, они могли бы сгодиться.

           Но есть другой способ, и он более убедителен. Надо отбросить теорию врожденных идей как в корне ложную.

           «Нет ничего в уме, чего бы прежде не было в ощущениях» – главный принцип сенсуализма.

           Душа – tabula rasa (аристотелевское понятие), а заполняет эту доску письменами опыт. Индивид рождается без каких-либо знаний.

           Существуют две разновидности опыта – внешний, результат воздействия на наши органы чувств объектов, и внутренний, это внутренние чувства, рефлексия.

           Свое собственное состояние – внутреннее состояние ума. Деятельность ума отличается сложностью – это и мышление, и сомнение, и вера, и желания, и т. д.

           Сенсуалистическая традиция до Локка – достаточно древняя, устойчивая (Демокрит, Эпикур, номиналисты). Локк опирается на английскую традицию (Роджер и Фрэнсис Бэконы, Гоббс).

           Локк наиболее отчетливо выставляет эту традицию, предлагая рафинированный принцип сенсуализма. Исходный источник знания – ощущения. Ум только комбинирует тот материал, который получил благодаря внешнему опыту. Внешний опыт – главный и первоначальный источник знаний. Ум проводит большую и самостоятельную работу. Что является основой самой способности ума к такой работе? Задатки, способность ума к восприятию внешнего опыта и его обработке. Эти задатки, способности врождены.

           Внешний и внутренний опыт составляет основу абсолютно всех знаний. Локк использует слово «идея», понимая под идеей все, что является объектом внимания нашего ума. Он переосмысливает платоновское понятие (вне ума). Кроме идей, в уме ничего нет. Чисто гносеологическое значение. У Платона это онтологическое понятие.

           Намечается тенденция субъективизма: все наше знание субъективно.

           Локк различает степени субъективности нашего знания, вводя вместе с Робертом Бойлем различение первичных и вторичных качеств (оно восходит к Демокриту; также Галилей и Гоббс). Терминологию предложил Локк.

           Первичные качества принадлежат самим вещам, они объективны. Так же как Галилей и Гоббс, имеет в виду только механические свойства тел – протяженность, форма, движение, покой, число и плотность. Все, кроме плотности, Галилей и Гоббс считали объективными. Плотность введена в число объективных качеств не без влияния кембриджских платоников: есть осязаемость, отсутствие проницаемости.

           Все остальные свойства – вторичные, они субъективны гораздо в большей степени, чем первичные, не принадлежат объектам. Нет вторичных качеств в самих телах. Они существуют только в субъекте. Основания для существования в субъекте этих качеств объективны – это первичные качества мельчайших тел, из которых составлены объекты. Это не обман чувств, а продукт воздействия объектов с первичными качествами.

           Мир детерминирован, это позиция материалистическая. Сочетается с эмпирицизмом, а эмпирицизм противоречит рационализму по проблеме источника знаний. Представители эмпирицизма полагают, что познание начинается с ощущений, а рационалисты считают, что объективные свойства вещей только умопостигаемы.

           Основания различения первичных и вторичных качеств (Демокрит, Аристотель): первичные качества постигаются несколькими ощущениями (два органа чувств), вторичные – только одним. Протяженность постигается и зрением, и осязанием. Первичные качества – механические свойства, и только механические. Механистическая картина мира.

           Локк вводит различие идей на простые и сложные. Фундамент всего содержания нашего знания – простые идеи, продукт внешнего и внутреннего опыта (протяженность, покой, движение, все первичные качества). Они имеют свои модусы: движение – ходить, ползать, летать. Простые идеи рефлексии – мышление и хотение (сила – разум и воля, соответственно). Определяются через гносеологию. Модусы простых идей рефлексии – суждение, вера.

           За эти границы опыта мышление не может выйти. Разум оказывается за границами пассивным, только рецептивным.

           Активная способность – когда комбинирует простые идеи в сложные.

           Способы комбинирования:

n сравнение

n сопоставление

n абстрагирование

n соединение.

           Три разновидности сложных идей – модусы, субстанции, отношения.

           Сложные идеи модусов – такие сочетания или комбинации идей, содержание которых мыслится как не существующее самостоятельно – как действия субстанций. Самые важные идеи модусов – идеи пространства, времени и числа.

           Идея пространства формируется внешним опытом. Сопоставление с позицией Ньютона – Ньютон различает абсолютное и относительное пространство. Локк отбрасывает понятие абсолютного пространства: абсолютное пространство чисто умопостигаемая сущность, в опыте не дано, пустое понятие. Дано только относительное пространство. Онтологическая проблема решается исходя из гносеологических предпосылок.

           Время – сложная идея. Источник – внутренний опыт. Локк не признает абсолютного времени, только относительное время, которое дано нам в опыте.

           Отрицание объективности времени. Основа понятия времени – внутренний опыт. Время существует благодаря внутренней духовной жизни. Время субъективизировано.

           Сложные идеи субстанций предполагают самостоятельное существование объектов. Здесь Локк примыкает к Аристотелю – понятие первой сущности, субстрата. Если есть нечто, как самостоятельная сущность, у него есть субстрат.

           Существуют простые субстанции (аристотелевский подход) – человек, камень; и собирательные – семья, народ (состоят из множества отдельных объектов).

           Локк рассматривает понятие субстанции с гносеологических позиций – он сводит ее к набору свойств, которыми обладает какой-то объект, причем этот набор обладает целостностью (яблоко, например, зеленое, круглое, кислое). Если простая субстанция – это целостный объект, обладающий свойствами, и у нее есть субстрат, то мы должны ввести понятие субстанции как носителя свойств. Локк замечает, что с чисто эмпиристической точки зрения мы никогда не воспринимаем субстанцию, только свойства. Непосредственно в опыте субстанция не дана – «неопределенное предположение неизвестно чего». Вопрос о существовании субстанции – вопрос веры, а не знания.

           Сложные идеи отношения – результат сравнения простых идей. Идея отца и идея сына – нет отца, нет и сына, и наоборот.

           Проблема обобщения, получения общих знаний. Локк становится на позицию номинализма, а именно концептуализма (Абеляр – общее не существует в вещах, не существует до вещей, а существует только в уме человека). Общее существует только в уме и больше нигде. Общее может выражаться посредством знаков (слов). Общими слова бывают тогда, когда ими обозначают совокупность вещей.

           Локк проявляет непоследовательность: откуда появляется возможность у человеческого ума создавать общие идеи, если в вещах ничего общего нет. Отвлеченные идеи имеют в своей основе сходство вещей. Значит, общее реально существует. У вещей есть общие признаки. Локк менее последователен, чем Оккам.

           Различение знаний по степени точности. Примыкает к Декарту, есть понятие интеллектуальной интуиции, но в эмпиристическом ключе. «Интуиция имеет место тогда, когда ум воспринимает сходство двух идей», просто сопоставляя их. Соответствие или несоответствие как интеллектуальная интуиция двух идей. «Белое не есть черное, круг не есть треугольник». Отличие от Декарта. Такое знание, по Локку, самое достоверное. От интуиции зависит достоверность или недостоверность всего нашего знания. Сходство с Декартом и отличие. У Декарта критерий достоверности мысли – ясность и отчетливость, у Локка – ясность и определенность. Влияние номинализма Гоббса, которое фиксировалось в связи со Спинозой. Определенный объект – такой объект в уме, каким он там замечен и воспринят. Должен быть выражен в слове, которое должно получить развернутое словесное определение.

           И интуиция, и необходимость дефиниции.

           Интуитивное познание – самое достоверное, но интуиции предпослана ясность и определенность понятий, связанных с четким определением значений терминов. Числа – пример таких идей. Идеи модусов – пространство, время и число.

           Кроме интуитивного знания, есть демонстративное знание. Статус по достоверности ниже, это результат познания через рассуждение. В чем состоит рассуждение? В том, что ум старается обнаружить соответствие или несоответствие идей по сравнению с третьей, четвертой, пятой идеей. Таким образом осуществляется доказательство. Очевидность и достоверность доказательства не столь высока, как у интуитивного знания – через цепочки идей. Каждый шаг должен быть интуитивным. При безошибочном проведении рассуждения достаточно безусловное знание. Умозрительное знание – при всей надежности вывода составляет небольшую часть нашего знания.

           Основное знание – сенситивное и о внешних предметах.

           Имеем дело только с верой или мнением. «По меньшей мере, по отношению к общим истинам». Чувственное познание дает знание достаточное, чтобы устранить сомнения в существовании единичных предметов.

           Единичные предметы в своей совокупности составляют материю. Первичные и вторичные свойства и есть субстанция как носитель этих свойств. Материальная субстанция неизвестна нам, но предполагается как носитель.

           Картина мира механистическая. Материю Локк мыслит как мертвую глыбу, которая «собственной силой не в состоянии произвести в себе даже движения». Движение необъяснимо.

           Локк обращается к деистической концепции существования внеприродного Бога, который дал первотолчок материи. Бог создал человека, благодаря ему он имеет чувства.

           Этика соответствует сенсуализму. Как Гассенди, Локк стоит на позициях эвдемонизма. Цель – счастье, такой баланс между удовольствиями и страданиями, когда удовольствие преобладает.

           Добро дает удовольствие, зло приводит к страданию.

           Человек мыслится как единичное эгоистическое существо. Отсюда следуют представления об обществе и государстве.

           Различает естественное и гражданское состояние человека. Естественное состояние – когда человек руководствуется эгоистическими интересами. Государство – продукт общественного договора.

           Вступает в полемику с Робертом Дилмером, который в 1680 году выпустил книгу «Патриарх, или Власть королей». Власть – от Бога. В 1690 году Локк издает два трактата о государственном правлении.

           В свободном, естественном состоянии люди свободны, равны и независимы. Главное содержание жизнедеятельности – борьба за самосохранение. Этот круг идей знаком по Гоббсу и Спинозе. Локк добавляет очень высокую оценку собственности и труда. Собственность неотделима от труда, вместе они составляют основу человеческой культуры. Труд создает стоимость. Государство не может отчуждать от человека все права – неотчуждаемы права собственности и свободы, для этого люди создали государство.

           По Гоббсу, государство может буквально все. Локк более мягко подходит к проблеме. Идея разделения властей. Разделение властей – условие соблюдения прав человека.

           Должны существовать три власти, независимые друг от друга. Это

n законодательная власть (парламент)

n исполнительная власть (суд и армия)

n федеративная власть (внешняя политика государства, государство выступает как представитель всего общества в отношениях с другими государствами).

           Локк – один из основоположников либерализма.

           Решение проблемы соотношения государства и церкви. Ни государство в жизнь церкви не вмешивается, ни наоборот. Концепция веротерпимости, исключая атеистов.

           Неприятие атеизма. Локк пересаливает в том смысле, что слишком часто заверяет читателя в том, что он верующий.

           Может быть, это не очень так. Идея Бога – неврожденная идея, Бог в опыте не дан.

           Суть сенсуалистической позиции в теории познания подводит к выводу, что наличие определенной идеи в нашем уме – не гарантия истинности этой идеи (Локк). Все знания из опыта. Решить этот вопрос исходя из гносеологии Локка невозможно. Дальше углубляет эти сомнения Юм, а французские материалисты прямо отвергли Бога. Может быть, Локк чувствовал, что его философская позиция ведет к атеизму.

 

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)

           Родился в г. Лейпциге в семье профессора морали Лейпцигского университета. В возрасте 15 лет знал античную и современную философию, хорошо знал схоластику, в отличие от предшественников. С 1661 по 1666 год учился в Лейпцигском университете, в 20 лет закончил две диссертации – по логике и юриспруденции.

           В «Диссертации о комбинаторном искусстве» выдвинул идею логического исчисления, реализованную только к концу 19 века; в университете Альтдорфа защитил диссертацию «О запутанных судебных случаях». Отказался от кафедры, ушел в помощники министра в Майнском курфюрстве. В 1672 – 1676 годах служит в посольстве в Париже в качестве воспитателя.

           В 1675 году создал дифференциальное и интегральное исчисления. В 1673 году бывал в Лондоне. Активно общался с материалистами, естествоиспытателями. В механике существенно поправил Декарта, который считал, что мера движения mv: Лейбниц считал, что mv квадрат, «живая сила». С движением он связывал вторую производную, ускорение. С Лейбницем связано понятие силы в механике. Декартовская система мира учитывает инерционность, пассивность материи. Лейбниц выдвигает понятие силы.

           В 1676 году возвращается в Германию через Нидерланды. В Нидерландах знакомится с открытым Левенгуком миром живых микрообъектов, в Гааге – несколько бесед со Спинозой.

           В Германии поступает на службу к герцогам Ганновера, где состоит более сорока лет. Член Лондонской и Парижской академий наук, по его инициативе создана германская Берлинская академия (1725). Существует легенда о том, что он предложил себя в качестве человека, который будет обеспечивать все направления науки в России, но запросил большую зарплату. Сфера интересов – математика, физика, биология, юриспруденция, политика, теология. Одних писем, в которых обсуждаются научные вопросы, 15000. Множество статей, трактатов. Многие произведения опубликованы после смерти. Разбрасывал идеи. Переписка Лейбница и Кларка по поводу открытия дифференциального исчисления. Сторонник Ньютона, Кларк, обосновывал приоритет Ньютона. Переписка содержит много философских проблем. Имела неприятные последствия – Лейбниц надеялся перебраться в Лондон и работать в Лондонской Академии наук; английские учение сочли, что Лейбниц неприлично повел себя в отношении Ньютона, и заблокировали его приезд. Умер в униженном состоянии и одиночестве.

           В 40 лет издал «Рассуждения о метафизике» (1686). В 1705 – «Новые опыты о человеческом разумении», против Локка. Лейбниц не посчитал для себя возможным издать книгу против человека, которого нет в живых. То, что книга не вышла, затормозило развитие философии в Германии.

           В 1710 году вышла книга «Теодицея». Лейбниц считал ее главной книгой. Написана на основе тех текстов, которые Лейбниц писал прусской королеве после бесед с ней по поводу Пьера Бойля.

           Очень маленькая работа «Монадология»№ для принца Евгения. Книга должна была облегчить ему понимание философии Лейбница. До 19 века не опубликована.

           И внешние, и внутренние условия, в которых находилась Германия, были плачевными. Германия была раздроблена на десятки карликовых государств. Лейбницу было 2 года, когда кончилась Тридцатилетняя война. Социально-политическое положение Германии по сравнению с Нидерландами было удручающим. Во Франции утвердился абсолютистский режим, государство стало стабильным. В конце 18 века произошла революция. Германия оказалась в еще более плачевном положении.

           Лейбниц оказался на переднем фронте развития философии и науки. Он долгое время был в Париже, где занимался механикой и математикой. Открыл дифференциальное исчисление. Был знаком со всеми известными представителями науки и философии своего времени, находился с ними в переписке. То, что жил в Германии, обусловило его особое внимание к схоластике. Рассматривал схоластические идеи не так, как рассматривали их Декарт, Гоббс, Локк.

           Еще в студенческие годы проявлял особое внимание к истории философии, особенно к античной и схоластической философии. Большое внимание уделял традиционной метафизической проблематике.

           «Большинство школ правы в своих утверждениях, но они заблуждаются в том, что они отрицают». Обычно наоборот. Отсюда – интенсивное усвоение Лейбницем идей мыслителей прошлого. Именно Лейбницу принадлежит важное терминологическое нововведение – термины «материализм» и «идеализм» для обозначения соответствующих традиций. Раньше материалисты назывались натуралистами; понималось, что они не только учили о природе, но и меньше рассуждали о Боге. Лейбниц тоже использовал термин «натуралисты». Разделение было еще у Платона: везде видим борьбу между философами, которые все пытаются возвести к небесным сущностям, и философами, которые занимаются изучением природы и слышать не хотят о небесных сущностях. Между ними идет борьба. Имена дал Лейбниц. Прямо связал материализм с именем Демокрита, идеализм – с именем Платона. Другие материалисты – Эпикур, Гоббс.

           Убежденный сторонник научного знания. Должен бы занять позицию материализма. В отличие от Гоббса, Декарта, Лейбниц отвергал материализм: нельзя полностью все свести к количественным отношениям, к механике, и очень большое значение придавал аристотелевскому и схоластическому понятиям формы. В физике оно не нужно, иное дело – в метафизике (более глубокая сущность вещей – в форме). Опирается на схоластическую традицию критики многих представлений о формах, но использует понятие формы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...