Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кембриджские платоники 4 страница




           Привязка к учениям только вредит нравственности – делает человека нетерпимым. Известна высокая нравственность людей, которые были даже атеистами. Приверженность религиозному фанатизму делает людей безнравственными. То, что в них нравственно, обычно связывают с религией, то, что безнравственно, не связывают с ней. Двойной стандарт, как и в решении проблемы теодицеи.

           Итоговый вывод: вера и нравственность – совсем разные области человеческого сознания и религия безразлична по отношению к нравственности. Разумная позиция делает человека нравственным.

           Настаивает на отделении религии от государства. Религия человека только препятствует тому, чтобы он был хорошим гражданином.

           Бейль выставляет положение о веротерпимости, доходит до терпимого отнлшения к атеистам. Признает возможность нравственного общества атеистов, ссылаясь на исторические примеры. Чтобы понять значимость сделанного Бейлем, можно сопоставить его позицию с позицией Спинозы. Когда Спинозу обвиняли в атеизме, он протестовал, так как не хотел, чтобы его считали безнравственным. После Бейля атеистами себя не стеснялись провозглашать.

 

           Жан Мелье (оч. прибл. 1664/1675 – ум. после 1733)

           Кончил духовную семинарию, был приходским священником в Шампани. Когда он умер, среди вещей обнаружили три манускрипта, озаглавленные «Мое завещание» (изданы на русском языке в 1937 году). Копии завещания стали доступны и продавались по высокой цене. Одна попала к Вольтеру, «волосы от ужаса дыбом вставали». Издал извлечения. В 1874 году завещание было полностью издано в Амстердаме.

           Если Бейль только сомневался, то Мелье полностью доверился разуму, полностью отверг религию. Объявляет религию выдумкой, позиция – грубый атеизм. Приходит к выводу, что нет рациональных оснований признавать божественность Христа, Евангелия – вымысел, в них столько путаницы, что доверять им нет смысла. Христос – жалкий безумец, висельник, лишен таланта. В Ветхом Завете – масса нестыковок. Вера основана на текстах, которые должны быть отброшены. Подвергает критике и догматы – результаты деятельности богословской мысли.

           Ставит проблемы «вера – разум» и «Бог – мир».

           Проблема сотворения мира. С позиций разума креационизм нелеп, Мелье обращается к физико-теологическому аргументу: мир прекрасен, совершенен, следовательно, имеет совершенного творца, более совершенного и могущественного, чем его творения. Отвечает: незачем искать творца вне природы, сама природа достаточно мудра, чтобы творить свои проявления.

           Если природа менее совершенна, чем творец, то у товрца есть еще более совершенный творец? Если творец совершеннее, чем творение? Так доказывается существование Бога.

           Но абсолютно совершенное существо никто не видел, не наблюдал.

           Явления природы надо признать самостоятельно существующими (как признак совершенства).

           Анализ понятий пространства, времени, материи. Телесный мир создан существом бестелесным, не обладающим пространственными размерами. Значит, оно существует нигде. Значит, вообще не существует. И не может творить.

           О времени. Время могло быть создано причиной, ему предшествующей. Ничего не может предшествовать времени.

           Материя не сотворена. Творить – значит действовать, двигаться. Движется то, что обладает пространственной структурой, частями. Бог материален – следовательно, мир всегда существовал.

           В природе возможно только возникновение вещей (Спиноза), природа порождает объекты.

           Проблема соотношения души и тела. Не согласен ни с Декартом, ни с Мальбраншем относительно того, что существует самостоятельная мыслящая субстанция помимо тела. Все психические процессы – модификации телесной организации.

           Мыслит душа вовсе не всегда – глубокий сон. Душа исчезает и ее снова кто-то дожен возродить (сотворить). Нет принципиальных отличий от тела. Душа всего лишь модификация тела. Тогда понятно, почему недоступна зависимость души от мозга. Локк – попробуйте увидеть сам глаз. Связь нашего мышления с деятельностью мозга нам недоступна, потому что глаз не может видеть глаз. Бог не нужен.

           Как объяснить наличие веры в Бога у людей? Мелье закладывает основы просветительского объяснения. Люди склонны обращать внимание на чудесное, плюс невежество людей. Поэтому предполагается божественный субъект. Невежество – объяснение религии. Невежеством людей пользуются обманщики в своих корыстных целях – это делается, чтобы «легче держать в узде народ и творить свою волю»

           Религия – самая вредоносная причина вражды между людьми. Войны за религию – самые кровавые. Только что закончилось кровавое столкновение между католиками и гугенотами во Франции (16-17 века).

           Каким должно быть общество, основанное на разумных началах? Принципами должны быть справедливость и равенство. Люди – природные существа и равны между собой в качестве таковых. Равенство прав и всеобщая обязанность трудиться. Трудовая коммуна. Атеизм и материализм сочетаются с зачатками мечты о коммунистическом обществе.

 

Италия, Джанбатисто Вико (1668 – 1744)

           В первой половине 18 века Италия представляет собой задворки Европы, хотя в 16—17 веках была одной из самых передовых стран. В 17 веке центр перемещается на север и запад (Португалия, Испания, Нидерланды, Англия). В начале 17 века – Галилей, к концу 17 – началу 18 века произведения Декарта становятся известны итальянцам через 50 лет после его смерти. Утрата позиций в экономической и культурной жизни. Гуманистический потенциал Ренессанса оказывается столь мощным, что дает Вико.

           Вико родился в Неаполе. Профессор Неаполитанского университета, активный апологет католической церкви и сторонник неоплатонизма. Главная заслуга – создание оригинальной философии истории.

           В 1725 году – книга «Основание новой науки об общей природе наций». Познать природу можно в той мере, в которой позволяет Священное Писание – все создано Творцом. Галилей: Священное Писание – темная вещь, природу можно интерпретировать, опираясь на разум. Вико: природу сотворил Творец, человеку знать не дано ничего, кроме того, что сказал Творец. Историю человек творит своими руками и может ее познать в совершенстве.

           Вико выдвигает две грандиозные идеи: 1) идея разумного движения от начала истории и закономерного характера истории. История складывается естественным образом на основании причинных связей. 2) идея исторического круговорота.

1 -- Сочетание признания двух обстоятельств: люди сами создают историю; субъективные намерения людей – одно, результаты их деятельности – совсем другое. Как правило, совсем другой результат, чем тот, на который рассчитывали. Пример из античного мира: отцы создавали государство, но государство оказалось под властью законов, а отцы хотели неограниченной власти. Патриции воюют с плебеями, чтобы укрепить собственное положение. Подпадают под власть законов. Равенство с плебеями. Народ воюет за законы, подпадает под власть монарха. Итог везде противоположный. Поэтому история имеет объективные характеристики своего протекания, не зависящие от воли и сознания людей.

           Если история складывается из линий, доступных рациональному пониманию, значит она разумна, ей руководит божественный разум (не воля! ). Те, кто говорит о воле, мыслят себе Бога как иррациональное существо с произволом. Вико пытается рационализировать представления об истории и Боге.

2 – идея круговорота. Все народы проходят три этапа в своем развитии (Конт, середина 19 века). Это: детство, юношество, зрелость.

1 – эпоха богов, господствующее воззрение, что боги руководят всем в мире, опора на организованное участие в мистериях.

2 – этап героев. Период господства аристократии, которая выдает себя за существ высшей природы по сравнению с плебеями и поэтому руководит. В конце концов оказывается подчинена одним законам с плебеями.

3 – эпоха людей. Принципы – равенство всех, государство опирается на народ. Форма государственного устройства – республика.

           У каждой эпохи свой язык. 1—язык иероглифов, 2 – метафорический язык, 3 – обычный разговорный язык.

           Свой тип права. 1 – оракулы и другие религиозные положения. 2 – принцип права – гражданская справедливость, за которой стремление аристократов построить все так, чтобы все оборачивалось в их пользу. 3 – естественное право, по природе все люди равны.

           Современное государство – этап, которому соответствует в античном мире республика. После республики – этап троякого типа: 1) настолько сильно изнурено государство и общество, что они становятся добычей соседей; 2) утрата свобод – переход к монархии, ослабление государства, оно впадает в состояние варварства. 3) Конечный этап – эпоха героев, средневековое общество. В дальнейшем упадок, декаданс, Соответствует положению Италии. Все – творение человека. Все мифологии – продукт фантазии людей, кроме иудаизма.

 

           Германская философия после Лейбница.

           Очень важный период подготовки к взлету.

 

           Эленфрид Вальтер фон Чирнгаузен (1651 – 1708)

           Был математиком, физиком и медиком.

           Лично знаком с Лейбницем, переписывался с Лейбницем, Спинозой. В переписке со Спинозой обнажил очень слабое место в философии Спинозы: если протяженность есть атрибут спинозовской субстанции, то переход от этой субстанции к бесконечному разнообразию модусов невозможен. Спиноза признал, что Чирнгаузен прав, но менять не стал.

           Примыкает к рационалистической линии. Признает существование истин, которые есть в разуме и только в разуме. Главным недостатком философии Декарта и Спинозу считает неразработанность методологии.

           В 1677 году в Лейпциге издает «Исцеление ума». Исходный пункт – самосознание субъекта, не как врожденные идеи, а как факт внутреннего опыта мыслящего индивида. Признает внешний опыт. Все содержание мыслительной деятельности оказывается опытным. Существуют три группы феноменов:

n то, что доставляет нам удовольствие или страдание. Мораль.

n то, что нам понятно или непонятно. Логика.

n внешние явления. Эмпирическое знание и натурфилософия.

           Признает значимость эмпирического опыта. Пытается от самосознания как фактора внутреннего опыта дедуктивным путем выводить все остальное (примыкает к Декарту).

           Источник дедукции – разум. Чтобы четко провести дедукцию, надо большое внимание уделить определениям (Гоббс, Спиноза). Чтобы давать продуктивные определения, надо придать им генетическую форму (из чего возникла вещь; уже Декарт. )

           Опираясь на спинозовское положение о связи мысли с порядком вещей в природе, Чирнгаузен говорит, что генетическое определение должно описывать реальное возникновение объекта.

           Дедуктивная работа разума должна совпадать с результатами эмпирического наблюдения. Вывод должен соответствовать эмпирической данности. Логическая дедукция должна дополняться эмпирическим исследованием и подтверждением результатов дедукции. Рациональная дедукция – из внутреннего опыта. Дедукция – форма связи между двумя видами опыта. Внешний опыт – эксперимент, не пассивное наблюдение. Отсюда трактовка методологии физики, соединение математики и эксперимента. Характеризует физику как божественную науку, потому что это удается.

 

           Христиан Томазий (1655 – 1728)

           Философ и юрист. Отец Томазия – учитель Лейбница, тоже юрист.

 

           Роль Томазия в европейской философии значительна, хотя ничего содержательного он не дал.

           Сторонник естественного права. Впервые вводит различие между нравственностью и правом. Нравственность – внутренний мир человека, а право регулирует внешний мир и отличается принудительностью.

           Борется за освобождение философии и права из-под теологической опеки.

           Назначение философии – просвещение человека. До сих пор оказала мало влияния на просветительский процесс. Знание философии просветляет разум.

           Философия должна освободиться от затемняющих ее суть схоластических форм и принять общепонятную форму. Видит свою задачу в популяризации того, что было создано в философии до него.

 

           Христиан Вольф (1679 –1754)

           Отец готовит его к карьере священника. С 1699 года изучает в Венском университете богословие, но к концу периода обучения увлекается математикой и философией. Влияние Спинозы, Чирнгаузена, в дальнейшем – сочинений Лейбница.

           Под влиянием Лейбница Вольф ставит задачу создать философскую систему, охватывающую все знания. В 1706 году его приглашают в качестве профессора в университет в Галле – вначале он преподает математику, затем философию. Лекции пользуются большим успехом благодаря сухости, сопровождающейся отчетливостью и ясностью.

           В результате интриг Франц Вильгельм I изгоняет его из университета и страны. В 1723 – 1740 годах работает в Марбурге, где у него учится Ломоносов (отверг позицию Вольфа, хотя уважал его). При Фридрихе Великом Вольф возвращается в Пруссию в университет в Галле, где работает до конца жизни. Его произведения и учебники стали обязательными учебниками для протестантских университетов в Германии. Терминологию взял у Томазия, единая философская основа для всего философского образования в Германии была создана. Утвердилось единство философского образования во всех германских университетах. Образовалась школа философии. Учения Лейбница в огрубленном виде стало преподаваться (повлияло на Канта).

           Вольф пытается соединить воедино методологические положения Чирнгаузена и просветительскую ориентацию Томазия. Чтобы обладать просветительской функцией, философия должна отличаться отчетливостью понятий и доказуемостью и достоверностью своих положений.

           Предмет философии – все мыслимое. В чем отличие философии от других наук? Отличе в методе. Вольф выделяет три типа знания:

n математическое

n историческое

n философское

           Математику ценит не очень высоко, хотя преподавал ее. Главное внимание уделяет противоположности исторического и философского знания. Историческое знание отличается фактичностью, философия изучает основы вещей. Напоминает лейбницевское различие между истинной необходимостью и случайными (фактическими) истинами. Философское знание должно строго дедуктивным путем выводить все свои положения из основополагающей истины, причем с необходимостью. Закон недопущения противоречия обладает статусом фундаментальности. De facto Лейбниц осуществляет такую дедукцию, принимая во внимание весь эмпирический материал того времени.

            Параллелизм рационально полученного знания и опытного знания. Двойственная данность знанию одних и тех же объектов – результат рационального знания и чувственного опыта. Рациональная деятельность – деятельность высшей познавательной способности. Опыт – низшее знание.

           Рациональное знание в качестве источника имеет сам разум. Вместе с тем, он действует почти по Локку: рациональное знание – результат рефлексии ума над опытным материалом, надо добиться отчетливости. Двойная система знаний.

           Кроме разделения на рациональное и опытное, примыкает к аристотелевскому разделению на теоретическое и практическое знание. Создает энциклопедию всех знаний, которые существуют у человека.

 

Рациональное знание                                                                                         Опытное знание

Теоретическое

знание                                онтология и метафизика                                    телеология

                           пневматика         рациональная                                     эмпирическая теория

                                                           космология

                           эмпирическая     эмпирическая     физика

                           - рац. теология                                                  теология психология        и ост.

                           - рац. психология                                                                                              науки

 

Практическое

знание                                                общая практическая                          технология, или эмпирическая

                                                           философия и естественное                практика

                                                           право

 

                           этика  политика экономика

               

           Над всеми этими дисциплинами царит логика, которая составляет всеобщий органон наук. Вольф с сухим педантизмом развертывает энциклопедическую схему и все пытается подвести под суд разума. Даже нравственность – то, что имеет оправдание перед судом разума.

           Душа – монада (Лейбниц), представляющая субстанция. Надо увеличить отчетливость и ясность ее представлений.

           В области этики – требование предельной рационализации морали.

           Подход Вольфа к государству. Позиция индивидуализма. Цель государства – то, что соответствует благу индивида. Государство есть продукт индивидуальных воль, реализация цели индивида – верховная задача государства. Наиболее достойно для индивида его умственное просвещение, государство должно заботиться об этом. По сей день традиция сильна в Германии – государство продолжает заботу об образовании. Государство может давать образование индивиду только в рамках просвещенной монархии.

           Главное требование Вольфа – предельная разумность откровения. Допускает только сверхразумность истин откровения, но не противоразумность. Надо доказать разумность текстов Священного Писания. Предоставляет эту задачу теологам. Задача философии – разработка естественной теологии, или религии разума, в двух формах – рациональной и эмпирической теологии.

           Рациональная теология – онтологическое и космологическое доказательство бытия Бога. Эмпирическая теология – физико-теологическое доказательство бытия Бога.

           Космологическое доказательство исходит из факта существования мира как целого. Следовательно, должен быть творец такого мира. Физико-теологическое основывается на признании целесообразности в мире. Это предполагает наличие Творца, который дал миру цель. Позиция Вольфа – телеологическая. Следует Лейбницу – Бог сотворил лучший из возможных миров, имеющий цель. Каждой монаде присуща цель, имманентная телеология. Вольф: цель творения исторически своеобразна. Бог нуждается в том, чтобы имелись существа, которые восхваляют его. Потому и создал. Чтобы был повод и основание хвалить Бога, создал все для человека. Излагая эту позицию, впал в такую мелочность, что стал мишенью для очень острых нападок Вольтера.

           Склонность к сухой рассудочности, обычная для человека, воспитанного в духе протестантизма, характерна для немецкой философии. Философия Вольфа породила школярский дух в немецкой философской традиции, а с другой стороны, положила основу для еще одной особенности немецкой философии – ее основательности и педантичности.

 

           Александр Готлиб Баумгартен (1714 – 1762)

           Родоначальник философской эстетики Нового времени. Само появление этой философской дисциплины обязано тому обстоятельству, что Баумгартен заметил в схеме Вольфа недоработку. Для рациональной философии есть Органон, для опытной – нет. Баумгартен взялся заполнить пробел.

           Для низшей познавательной способности – чувственного восприятия – требуется своя наука о совершенствовании чувственного восприятия. Лейбниц: красота – совершенство предметов, познаваемое средствами чувственного опыта. Баумгартен выдвинул идею об учении о прекрасном для низшей познавательной способности.

           Идея эстетики восходит к лейбницевскому утверждению, что Творец создал лучший из возможных миров. Он обладает совершенством. Воспроизводить предметы этого мира – значит воспроизводить прекрасное, совершенное.

           Естественно, подлинно прекрасными являются вещи природы. Высшая задача искусства – подражание природе. Красота – смутная форма восприятия гармонии многообразного. Задача искусства – сделать максимально отчетливым восприятие совершенства вещей. Художественное творчество должно быть максимально рационализировано (проблема классицизма). Творчество художника опирается на инстинктивно-интуитивное постижение красоты. Совсем рационализировать искусство Баумгартен не берется. После более чем 2000 лет отсутствия работ по философской эстетике (Платон, Аристотель), Баумгартен реанимирует эту дисциплину.

 

           Георг Фридрих Мейер (1718 – 1777)

           Усилил ту тенденцию, которую Баумгартен наметил – тенденцию отхода от рационализма. Термин – гениальность художника.

           Склоняется к позиции эмпирицизма. Решительно подчеркивает значимость чувственного опыта, так что его позиция близка к английскому эмпирицизму.

           Интерес к религии. После Вольфа разработка этих вопросов приобретает особый характер. Немецкие просветители сделали по отношению к протестантизму тот же трюк, что протестанты по отношению к католицизму. Надо с особым вниманием отнестись к текстам Священного Писания. Лейбниц различает фактическое и теоретическое знание. Немецкие просветители становятся на позицию деизма и разрабатывают идею религиозного разума как норму для оценки исторических религиозных течений. Естественная религия содержит вечные истины, а откровение – только случайные истины. В исторической религии, религии откровения, истиной можно считать только то, что соответствует естественной религии. Заявлена возможность критической оценки текстов Священного Писания.

 

           Герман Самюэль Реймарус (1694 – 1768)

           Сторонник деизма и телеологии. Его телеология отличается от грубой телеологии Вольфа, который считал, что Бог все создал для человека. Реймарус считает, что Бог создал все ко благу всех живых существ (экологическая позиция). Мудрое устройство Вселенной – естественно-природное откровение божества.

           Галилей – книга откровения и книга творения, которая говорит о Творце и творении. Что касается Ветхого и Нового Завета, то сплошные споры, стычки между комментаторами.

           У Реймаруса – два откровения. Природа и есть свидетельство деятельности Бога, в природе Бог и открыл себя. Библия – случайное, ложное откровение. Оно предполагает возможность чуда. Чудо противоречит божественному предвидению и всеведению. Если Бог нуждается в чуде, он не все тщательно продумал, ему приходится подправлять свой замысел. Он недостаточно предусмотрителен, что не соответствует представлениям о природе божественного ума. Поэтому ложное откровение. Историческое откровение дано еврейскому народу на особом языке. Это не соответствует божественной благости – Бог печется о всех. Иудейское и христианское откровения не соответствуют ни одному требованию к подлинному божественному откровению – оно должно быть ясным, понятным и несомненным. Но идут бесконечные споры. Библия – дело рук человека, не боговдохновенный текст. Вопрос – как объяснить то, что люди создали эти тексты? В полном соответствии с Мелье говорит, что иудейские священники занимались намеренным обманом. Основой религии, базирующейся на Священном Писании, является ложь и преднамеренный обман. Рациональное толкование вопросов религии (деистическая позиция) приводит к отрицательному отношению к религии.

 

           Готхольд Эфроим Лессинг (1729 – 1781)

           Первоначально находился под сильным влиянием философии Лейбница и Вольфа. Знакомство с работами Спинозы изменило его позицию. Становится на позицию монизма. Душа и тело человека – две стороны единой субстанции.

           Проблема «Бог – мир». Бог не вне мира, а в самом мире.

Главное – разработка идеи развития (содержится у Лейбница как идея саморазвития монад). Идея развития применяется к человеческой культуре.

Опираясь на Лейбница, различает необходимые и случайные истины. Если у Лейбница и Вольфа особенно они различны до противоречия, то Лессинг говорит о тождестве этих истин в форме критического преодоления случайной истины. Необходимая истина достигается в историческом процессе прохождения случайных форм. Примыкает к распространенной трактовке религии, исторические истины – не более чем исторические, поэтому они случайны. Но смена этих истин дает нам прогресс в развитии религиозных взглядов, люди все более и более приближаются к истинной религии. Главные этапы прогресса религии и нравственности – язычество, иудаизм, христианство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...