Изучение почвенных беспозвоночных животных
Изучение почвенных беспозвоночных животных Заложите на каждом из обследуемых участков площадку размером 25 х 25 см или 50 х 50см. Снимите последовательно три слоя - подстилку, собственно почвенный слой и подпочву. Каждый слой исследуйте с целью обнаружения особей или личинок различных видов беспозвоночных животных. Для последующего определения образцы следует заложить в пробирки. Фиксация образцов производится так же, как и в исследовании напочвенных беспозвоночных. Исследование лучше выполнять с помощью бинокулярной лупы. Составьте описание многообразия видов каждой пробной площадки - по каждому почвенному слою и по участку в целом и проведите сравнительное описание видов на двух площадках. Сделайте вывод о возможных причинах различия видов и их численности на каждой из площадок. Заполните таблицу: Беспозвоночные животные, обитатели почвы
Следует помнить, что многообразие насекомых очень велико, поэтому педагогу необходимо привлекать всю доступную для школьников литературу. Список рекомендуемых источников приводится в конце работы. Изучение дождевых червей В почву лесов ежегодно может поступать до 70 кг/га азота только за счет естественной гибели дождевых червей и около 30 кг/га азота за счет их прижизненных выделений. Количество экскрементов дождевых червей за вегетационный период - 2. 5 - 3. 0 т/га. В Московской области верхний горизонт дерново-подзолистой почвы целины (после раскорчевки леса) может состоять сплошь из выбросов дождевых червей, а пахотный слой полей - иногда на 90%.
Заложите в разных типах леса три пробные площадки 1 х 1 м. Рано утром перекопайте почву глубиной на штык лопаты. Соберите всех дождевых червей. Подсчитайте их количество и определите их общий вес, после чего всех животных отпустите. Рассчитайте, сколько дождевых червей приходится на 1 га каждого типа леса. Сравните данные, установите причины различий. Сравните комковатость и пористость почв, в которых обитает разное количество дождевых червей. Установите причины различий, сделайте выводы. Оформите выводы в виде таблиц, диаграмм. Количество и вес дождевых червей на разных участках.
Заложите две пробных площадки размером 50 х 50 см в местах с разной степенью уплотненности почвы. На них подсчитайте число особей дождевого червя по скрученным листьям, затянутым в подземные ходы. Опишите кратко увлажненность, тип и возраст леса, где была заложена площадка. Сравните данные, полученные на первой и второй площадках. Сделайте вывод о возможных причинах различия. Литература Богоявленский ГЛ., Смирнова Н. Д., Юньев И. С. Идут любознательные. -М.: Молодая гвардия, 1965. Бёме Р. Л., Кузнецова А А. «Птицы лесов и гор СССР», полевой определитель. М.: Просвещение, 1966. Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Методы экологических исследований: Пособие для учащихся 7-8 кл. общеобразов. сред. шк. - М.: ЛА «Ва-рягч, 1995. Жадин В. И. Жизнь пресных вод т. 1-2. - М. -Л.: Изд. АН СССР, 1940 -1949. Зайцева Е. Ю. Зоологическая экскурсия на временные водоемы /, / Биология в школе. - 1995. № 3. - С. 59-64. Козлов В. М. Исследовательская работа юных натуралистов // Биология в школе - 1998. - № о. - С. 75-77.
КулееА. В. Беспозвоночные животные как объекты исследований школьников /'/ Биология в школе - 1995. - № 6. - С. 64-66. Матвеев Н. П., Сераев НА. Полевая практика. М., 1963. Методики полевых исследований по экологии: В помошь учителям биологии и юным исследователям-экологам / Вологод. гос. пед. ун-т, Ком. охраны окружающей среды и природ, ресурсов Вологод. обл. - Вологда: Русь, 1996. Обручев СВ. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. - М.: Молодая гвардия, 1951. Преображенская Е. С. Участие школьников в исследовательской работе: На пр. работы биол. кружка Дарвинов. музея на Костромской биостанции Ин-та проблем экологии и эволюции РАН //' Биология: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1996. - № 37. - С. 6. Рубцова З. И. Эколого-зоологические экскурсии с учащимися. М.: ЦДЮ-Тур, 1998. Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. Л.: Гидрометеоиздат, 1983. Теплое Д. Л. Всероссийский слет юных экологов: организация, проблемы, итоги: // Биология в шк. - 1995. -№ 3. -С. 53-55. Фенологические наблюдения и погода своей местности: Программа и метод, рекомендации / Авт. -сост.: Е. В. Храмова, А. А. Храмов; Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульян, гос. пед. ун-та им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. Формозов А. Н. Спутник следопыта. - М.: Изд-во МГУ, 1989. [Пиков Е. В. Исследовательский принцип в обучении /7 Биология в школе -1995. -М 2. С. 19-21. Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учителей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др.; По-' т.. Т. Я. Ашихминой. - М.: Агар: Рандеву-AM, 2000. 8. Исследования почвы Вся наша жизнь зависит от продуктов, которые родятся на земле. Все цепи питания начинаются с растительных организмов, большинство которых живут на почве или в почве. Почва - одно из важнейших богатств, которыми располагает человек. Сельскохозяйственные угодья составляют около 30% площади суши. Из них 20% занято пастбищами и сенокосами, а около 10% используется для возделывания сельскохозяйственных культур. Урожай, получаемый с обрабатываемых земель, дает 88% энергии, потребляемой из пищевых продуктов.
Колоссальный рост численности населения земного шара постоянно требует увеличения сельскохозяйственной продукции, а следовательно, или освоения новых земель, или повышения урожайности сельскохозяйственных культур, или создания синтетической пищи. Последнее все еще является весьма и весьма дорогостоящим делом. Поэтому так важно для человека изучение почвы - источника нашего пищевого благосостояния. Вместе с тем, мы наблюдаем постоянное исчезновение почвы, уменьшение площади плодородных земель вследствие ветровой и водной эрозии, а также загрязнения почв человеком. Большое значение изучение почв имеет также для лесного хозяйства; для строительства транспортных магистралей: трубопроводов, дорог, линий электропередачи; гидротехнических и ирригационных сооружений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|