Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение почвенных беспозвоночных животных




Изучение почвенных беспозвоночных животных

Заложите на каждом из обследуемых участков площадку размером 25 х 25 см или 50 х 50см. Снимите последовательно три слоя - подстил­ку, собственно почвенный слой и подпочву. Каждый слой исследуйте с целью обнаружения особей или личинок различных видов беспозво­ночных животных. Для последующего определения образцы следует заложить в пробирки. Фиксация образцов производится так же, как и в исследовании напочвенных беспозвоночных. Исследование лучше выполнять с помощью бинокулярной лупы. Составьте описание много­образия видов каждой пробной площадки - по каждому почвенному слою и по участку в целом и проведите сравнительное описание видов на двух площадках. Сделайте вывод о возможных причинах различия видов и их численности на каждой из площадок. Заполните таблицу:

Беспозвоночные животные, обитатели почвы

 

 

Черви

Личинки

Много­ножки

Ного-хвостки

Жуки
кольчатые круглые жуков двукрылых  
             
             

Следует помнить, что многообразие насекомых очень велико, поэ­тому педагогу необходимо привлекать всю доступную для школьников литературу. Список рекомендуемых источников приводится в конце работы.

Изучение дождевых червей

В почву лесов ежегодно может поступать до 70 кг/га азота только за счет естественной гибели дождевых червей и около 30 кг/га азота за счет их прижизненных выделений. Количество экскрементов дожде­вых червей за вегетационный период - 2. 5 - 3. 0 т/га. В Московской об­ласти верхний горизонт дерново-подзолистой почвы целины (после раскорчевки леса) может состоять сплошь из выбросов дождевых чер­вей, а пахотный слой полей - иногда на 90%.

Заложите в разных типах леса три пробные площадки 1 х 1 м. Рано утром перекопайте почву глубиной на штык лопаты. Соберите всех до­ждевых червей. Подсчитайте их количество и определите их общий вес, после чего всех животных отпустите. Рассчитайте, сколько дожде­вых червей приходится на 1 га каждого типа леса. Сравните данные, установите причины различий.

Сравните комковатость и пористость почв, в которых обитает раз­ное количество дождевых червей. Установите причины различий, сде­лайте выводы. Оформите выводы в виде таблиц, диаграмм.

Количество и вес дождевых червей на разных участках.

Под кострищем

Тропа на лугу

Лесная тропа

Почва леса (тип)

кол-во вес кол-во вес кол-во вес кол-во вес
               
               

Заложите две пробных площадки размером 50 х 50 см в местах с разной степенью уплотненности почвы. На них подсчитайте число осо­бей дождевого червя по скрученным листьям, затянутым в подземные ходы. Опишите кратко увлажненность, тип и возраст леса, где была за­ложена площадка. Сравните данные, полученные на первой и второй площадках. Сделайте вывод о возможных причинах различия.

Литература

Богоявленский ГЛ., Смирнова Н. Д., Юньев И. С. Идут любознательные. -М.: Молодая гвардия, 1965.

Бёме Р. Л., Кузнецова А А. «Птицы лесов и гор СССР», полевой определи­тель. М.: Просвещение, 1966.

Бухвалов ВА., Богданова Л. В., Купер Л. З. Методы экологических исследо­ваний: Пособие для учащихся 7-8 кл. общеобразов. сред. шк. - М.: ЛА «Ва-рягч, 1995.

Жадин В. И. Жизнь пресных вод т. 1-2. - М. -Л.: Изд. АН СССР, 1940 -1949.

Зайцева Е. Ю. Зоологическая экскурсия на временные водоемы /, / Биология в школе. - 1995. № 3. - С. 59-64.

Козлов В. М. Исследовательская работа юных натуралистов // Биология в школе - 1998. - № о. - С. 75-77.

КулееА. В. Беспозвоночные животные как объекты исследований школьни­ков /'/ Биология в школе - 1995. - № 6. - С. 64-66.

Матвеев Н. П., Сераев НА. Полевая практика. М., 1963.

Методики полевых исследований по экологии: В помошь учителям биоло­гии и юным исследователям-экологам / Вологод. гос. пед. ун-т, Ком. охраны окружающей среды и природ, ресурсов Вологод. обл. - Вологда: Русь, 1996.

Обручев СВ. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. - М.: Молодая гвардия, 1951.

Преображенская Е. С. Участие школьников в исследовательской работе: На пр. работы биол. кружка Дарвинов. музея на Костромской биостанции Ин-та проблем экологии и эволюции РАН //' Биология: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1996. - № 37. - С. 6.

Рубцова З. И. Эколого-зоологические экскурсии с учащимися. М.: ЦДЮ-Тур, 1998.

Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. Л.: Гидрометеоиздат, 1983.

Теплое Д. Л. Всероссийский слет юных экологов: организация, проблемы, итоги: // Биология в шк. - 1995. -№ 3. -С. 53-55.

Фенологические наблюдения и погода своей местности: Программа и ме­тод, рекомендации / Авт. -сост.: Е. В. Храмова, А. А. Храмов; Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульян, гос. пед. ун-та им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.

Формозов А. Н. Спутник следопыта. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

[Пиков Е. В. Исследовательский принцип в обучении /7 Биология в школе -1995. -М 2. С. 19-21.

Школьный экологический мониторинг: Учеб. -метод, пособие для учителей и учащихся / [Т. Я. Ашихмина, Г. Я. Кантор, А. Н. Васильева и др.; По-' т.. Т. Я. Ашихминой. - М.: Агар: Рандеву-AM, 2000.

8. Исследования почвы

Вся наша жизнь зависит от продуктов, которые родятся на земле. Все цепи питания начинаются с растительных организмов, большин­ство которых живут на почве или в почве. Почва - одно из важнейших богатств, которыми располагает человек. Сельскохозяйственные уго­дья составляют около 30% площади суши. Из них 20% занято пастби­щами и сенокосами, а около 10% используется для возделывания сель­скохозяйственных культур. Урожай, получаемый с обрабатываемых земель, дает 88% энергии, потребляемой из пищевых продуктов.

Колоссальный рост численности населения земного шара постоян­но требует увеличения сельскохозяйственной продукции, а следова­тельно, или освоения новых земель, или повышения урожайности сельскохозяйственных культур, или создания синтетической пищи. Последнее все еще является весьма и весьма дорогостоящим делом. По­этому так важно для человека изучение почвы - источника нашего пи­щевого благосостояния. Вместе с тем, мы наблюдаем постоянное исчез­новение почвы, уменьшение площади плодородных земель вследствие ветровой и водной эрозии, а также загрязнения почв человеком.

Большое значение изучение почв имеет также для лесного хозяйст­ва; для строительства транспортных магистралей: трубопроводов, до­рог, линий электропередачи; гидротехнических и ирригационных со­оружений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...