Организация работы
Обучающий учет желательно проводить в различных типах лесных биотопов (сосняк, ельник, смешанный лес, болото и т. д. ) с тем, чтобы по каждому типу местообитаний проходило не менее 2 км маршрута. Учет можно проводить по проселкам и малопроезжим лесным дорогам. Группа, состоящая не более чем из 12 человек, разбивается на два звена. В первые два-три дня руководители звеньев выбирают маршруты и проводят разбивку маршрутов на местности, подготавливают абрисы маршрутов с указанием ориентиров и расстояний между ними. Всего выбирается два-три маршрута (в зависимости от природных условий района). Затем по каждому из них проходит звено с руководителем. Перед этим надо провести с учащимися вводную беседу, в которой познакомить их с методом, рассказать о птицах, которые могут встретиться на маршруте, показать их изображения и обратить внимание на отличительные признаки и особенности биологии каждого вида. Всех наших зимующих птиц можно условно разделить на группы. 1. Насекомоядные воробьиные (синицы, поползень, пищуха и др. ). 2. Зерноядные и плотоядные птицы (свиристели, дрозды, щуры, клесты, снегири, овсянки, чечетки, голуби). 3. Дятлы. 4. Хищники (дневные хищные птицы и совы). 5. Врановые (сорока, ворона, галка, ворон, сойка). 6. Куриные (глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка). Вследствие относительной редкости птиц трех последних групп (. №4-6) их целесообразно объединить вместе в группу крупных птиц. Желательно, чтобы на каждую группу птиц приходилось по одному (или больше) человеку в звене. Каждый школьник должен иметь планшет с абрисом маршрута, на который он в соответствии с избранной темой наносит места встреч с представителями наблюдаемой им группы птиц. В результате получаются абрисы маршрутов с нанесенными точками встреч, для каждой из которых указывается расстояние. На заключительной конференции школьники, занимавшиеся одной группой птиц, объединяют свои данные и делают выводы о зимнем распределении, численности и особенностях биологии птиц данного вида, встреченных на маршрутах.
Результаты учета Обработку результатов учета рассмотрим на примере учета зимующих птиц в окрестностях деревни Вешки, проведенного в конце февраля 2001 г. участниками туристско-экологического объединения ФЦДЮТиК. Маршрут был проложен по дороге, проходящей в сосновом лесу с примесью ели и в смешанном лесу. Все встречи птиц заносились в соответствующие графы таблицы в зависимости от расстояния. Птицы, встреченные летящими, заносились в графу «транзит». Результаты учета зимующих птиц в окрестностях деревни Ветки. Длина маршрута 7 км
Показатель плотности населения рассчитывается по формуле 40N1 + 10N2 + 3N3 + N4, где N1 - число особей, зарегистрированных на расстояниях от 0 до 25 м; N2 соответственно - 26-100 м; N3 - 101-300 м; N4 -301-1000 м; а 40, 10, 3 - коэффициенты, «расширяющие» полосу учета до 1 км. Для птиц, встреченных летящими, пройденное расстояние заменяется на суммарное время учета в часах, помноженное на 30 (средняя скорость полета птиц). Далее виды можно расположить в порядке убывания показателя плотности (это уже сделано в таблице). При этом мы получаем структуру сообщества (распределение видов по обилию) зимующих птиц в данном местообитании, в котором можно выделить виды-доминанты, виды-субдоминанты и редкие виды.
Полученный результат свидетельствует о том, что сообщество зимующих птиц этой территории довольно бедно: отмечено всего 14 видов. Доминирующее положение занимает наиболее многочисленный вид, характерный для смешаннно-сосновых лесов, - большая синица. Представлены и другие свойственные этим местообитаниям виды: хохлатая синица и большой пестрый дятел, снегирь. Вместе с тем, в этом сообществе большое место занимают птицы-синантропы: серая ворона, полевой воробей, сорока, сизый голубь, галка, что связано с расположенным поблизости жилищно-рекреационным комплексом, состоящим из деревенских усадеб и дачных участков. Таким образом, структура сообщества зимующих птиц является в определенной степени индикатором антропогенного изменения среды, свидетельствующим в данном случае о высокой степени нагрузки. Интересные результаты могут быть получены при периодическом прохождении маршрута (например, через 10 дней, 2 раза в месяц). Наблюдения за беспозвоночными Беспозвоночные животные, как и другие холоднокровные, не могут вести активный образ жизни при отрицательных температурах, У них сформировались различные приспособления, позволяющие преодолеть неблагоприятный для них сезон. Но некоторые наблюдения за насекомыми можно провести и зимой, например за местами их зимовки. Многие взрослые насекомые и их личинки с наступлением холодов скрываются в укромных местах. Они заползают под отставшую кору пней и засохших деревьев, в щели и трещины коры, прячутся подо мхом и опавшей листвой. Здесь они цепенеют и в сильные холода кажутся мертвыми, но в оттепели оттаивают и оживают. Найдите в лесу пни и стволы деревьев с мертвой отставшей корой. Осторожно (с помощью ножа или топорика) приподнимите кору и внимательно осмотрите снятый кусок коры и участок древесного ствола под ним. Во второй половине зимы (во время оттепелей) на покрытых снегом полях и лугах, на снегу часто появляются маленькие бескрылые насекомые. Многие из них темного цвета и передвигаются прыжками, за что их иногда называют «снежными блохами». Живут эти насекомые под снегом и в оттепели выбираются на поверхность, где бывают хорошо заметны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|