7. Зоологические исследования
Во время путешествий и экскурсий юные туристы всегда смогут провести интересные наблюдения за жизнью различных животных: птиц, зверей, насекомых. Такие наблюдения возможны в любое время года. Однако следует помнить, что большинство животных ведет скрытный образ жизни. Чтобы научиться хорошо видеть и делать правильные выводы, необходимо постоянно упражнять свое внимание, зоркость глаза, развивать наблюдательность. Дается это не сразу. Но тому, кто научится видеть скрытую от посторонних равнодушных глаз жизнь животных, природа откроет много интересного и увлекательного. Опытный следопыт по следам, оставленным на снегу, а также на песке, пыли или размокшей дороге, как по книге, узнает, каким животным оставлены следы, что делало животное (просто шло, охотилось за другими животными, убегало и т. д. ), чем животное питается. В походе, когда замечено животное (птица, зверек), за которым решено пронаблюдать, движение необходимо замедлить или останавливаться совсем. При этом нельзя делать резких движений, громко разговаривать, кричать. Если есть возможность, надо замаскироваться: укрыться за кустами, ветвями или стволами деревьев, за каким-либо возвышением и т. д. Дикие животные очень осторожны и боятся человека, поэтому наблюдатель должен быть невидимым. Для проведения наблюдений участникам похода необходимо иметь с собой некоторое специальное оборудование. Бинокли, даже театральные, дадут возможность лучше рассмотреть животных, особенно птиц. С помощью фотоаппарата можно запечатлеть отдельные стороны жизни животных, места их обитания, объекты питания, убежища и др. Непременной принадлежностью каждого участника похода должны быть блокнот (записная книжка) и карандаш. Ведение записей и зарисовок при наблюдениях за животными обязательно. Привычка вести записи наблюдений позволит накапливать сведения о природе, делать сопоставления, следить за изменениями численности животных и другими явлениями. Следует иметь с собой также часы, компас, складной метр или рулетку (для измерения следов, нор, гнезд и др. ) Желательны полевые определители птиц (и птичьих гнезд), млекопитающих и других животных.
Важнейшим правилом каждого похода и экскурсии должно быть бережное отношение к природе: к животным, деревьям, цветам. Общим правилом должно быть: «Не навреди! ». В лесу нельзя брать нелетных птенцов. Они не брошены - родители их кормят и оберегают, но делают это скрытно. Нельзя брать зайчат, лисят, ежат и других животных с желанием вырастить их дома и затем выпустить в лес. Животное, выращенное человеком, не может жить в природе и неминуемо погибнет. При фотографировании детенышей (особенно птенцов на гнездах) не будьте назойливы и не делайте этого в присутствии птиц-родителей, которые после могут бросить отложенные яйца и даже птенцов. Не устраивайте привалов поблизости от птичьих гнезд с птенцами, от нор зверей (бобров, лисиц, барсуков). На привалах в лесу, на берегу реки не включайте радиоприемники и магнитофоны, не загрязняйте природную тишину городским шумом. Изучение и описание фауны на маршруте Изучение фауны начинается в подготовительный период путешествия с подробного ознакомления по книгам с природными условиями и видовым составом животного мира исследуемой территории. Необходимо познакомиться с климатическими условиями, растительностью, видами охотничье-промысловых животных, другими видами животных по местам обитания. Следует определиться, какая группа животных будет изучаться в походе {звери, птицы, насекомые и т. п. )
В полевых условиях изучение среды обитания животных проводится по биотопам. Для этого составляются маршруты, и описание ведется по методу профилей. В дневнике фиксируются дата, состояние погоды, название биотопа, по которому проходит профиль маршрута, подробное содержание наблюдений за животными: - место встречи, - вид животного, - где замечено (на дереве, на лугу, в кустарнике, на опушке смешанного леса, на вырубке и т. п. ), - поведение животного при встрече, - размер, окраска, форма (на глаз). Место встречи отмечается на маршрутной ленте и карте (условными знаками). При обнаружении нор, гнезда, крика или песни птицы, постарайтесь установить, кому принадлежит нора, гнездо, пение пли крик. На профиле точно обозначаются все виды встреченных животных, норы, гнезда и виды птиц, чей крик или пение было слышно. При опросе местных жителей, охотников, лесников установите: - меры по регулированию численности хищных животных, - меры охраны и восстановления промысловых животных, - новые виды акклиматизированных животных, - какие виды животных исчезли и чем вызвано их исчезновение, - как отразилось исчезновение одних видов животных на численности других видов животных, - участие школьников в охране местной фауны. На карте обозначьте условными знаками все виды животных, обитающих в исследуемой местности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|