Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Зоологические исследования




Во время путешествий и экскурсий юные туристы всегда смогут про­вести интересные наблюдения за жизнью различных животных: птиц, зверей, насекомых. Такие наблюдения возможны в любое время года. Однако следует помнить, что большинство животных ведет скрытный образ жизни. Чтобы научиться хорошо видеть и делать правильные вы­воды, необходимо постоянно упражнять свое внимание, зоркость глаза, развивать наблюдательность. Дается это не сразу. Но тому, кто научит­ся видеть скрытую от посторонних равнодушных глаз жизнь животных, природа откроет много интересного и увлекательного.

Опытный следопыт по следам, оставленным на снегу, а также на пе­ске, пыли или размокшей дороге, как по книге, узнает, каким живот­ным оставлены следы, что делало животное (просто шло, охотилось за другими животными, убегало и т. д. ), чем животное питается.

В походе, когда замечено животное (птица, зверек), за которым ре­шено пронаблюдать, движение необходимо замедлить или останавли­ваться совсем. При этом нельзя делать резких движений, громко раз­говаривать, кричать. Если есть возможность, надо замаскироваться: укрыться за кустами, ветвями или стволами деревьев, за каким-либо возвышением и т. д. Дикие животные очень осторожны и боятся чело­века, поэтому наблюдатель должен быть невидимым.

Для проведения наблюдений участникам похода необходимо иметь с собой некоторое специальное оборудование. Бинокли, даже театраль­ные, дадут возможность лучше рассмотреть животных, особенно птиц. С помощью фотоаппарата можно запечатлеть отдельные стороны жиз­ни животных, места их обитания, объекты питания, убежища и др. Непременной принадлежностью каждого участника похода должны быть блокнот (записная книжка) и карандаш. Ведение записей и зарисовок при наблюдениях за животными обязательно. Привычка вести записи наблюдений позволит накапливать сведения о природе, делать сопоставления, следить за изменениями численности животных и дру­гими явлениями. Следует иметь с собой также часы, компас, складной метр или рулетку (для измерения следов, нор, гнезд и др. ) Желатель­ны полевые определители птиц (и птичьих гнезд), млекопитающих и других животных.

Важнейшим правилом каждого похода и экскурсии должно быть бережное отношение к природе: к животным, деревьям, цветам. Об­щим правилом должно быть: «Не навреди! ».

В лесу нельзя брать нелетных птенцов. Они не брошены - родители их кормят и оберегают, но делают это скрытно. Нельзя брать зайчат, лисят, ежат и других животных с желанием вырастить их дома и затем выпустить в лес. Животное, выращенное человеком, не может жить в природе и неминуемо погибнет. При фотографировании детенышей (особенно птенцов на гнездах) не будьте назойливы и не делайте этого в присутствии птиц-родителей, которые после могут бросить отложен­ные яйца и даже птенцов. Не устраивайте привалов поблизости от птичьих гнезд с птенцами, от нор зверей (бобров, лисиц, барсуков). На привалах в лесу, на берегу реки не включайте радиоприемники и маг­нитофоны, не загрязняйте природную тишину городским шумом.

Изучение и описание фауны на маршруте

Изучение фауны начинается в подготовительный период путешест­вия с подробного ознакомления по книгам с природными условиями и видовым составом животного мира исследуемой территории. Необхо­димо познакомиться с климатическими условиями, растительностью, видами охотничье-промысловых животных, другими видами живот­ных по местам обитания. Следует определиться, какая группа живот­ных будет изучаться в походе {звери, птицы, насекомые и т. п. )

В полевых условиях изучение среды обитания животных проводит­ся по биотопам. Для этого составляются маршруты, и описание ведет­ся по методу профилей. В дневнике фиксируются дата, состояние пого­ды, название биотопа, по которому проходит профиль маршрута, под­робное содержание наблюдений за животными:

- место встречи,

- вид животного,

- где замечено (на дереве, на лугу, в кустарнике, на опушке сме­шанного леса, на вырубке и т. п. ),

- поведение животного при встрече,

- размер, окраска, форма (на глаз).

Место встречи отмечается на маршрутной ленте и карте (условны­ми знаками). При обнаружении нор, гнезда, крика или песни птицы, постарайтесь установить, кому принадлежит нора, гнездо, пение пли крик. На профиле точно обозначаются все виды встреченных живот­ных, норы, гнезда и виды птиц, чей крик или пение было слышно.

При опросе местных жителей, охотников, лесников установите:

- меры по регулированию численности хищных животных,

- меры охраны и восстановления промысловых животных,

- новые виды акклиматизированных животных,

- какие виды животных исчезли и чем вызвано их исчезновение,

- как отразилось исчезновение одних видов животных на численно­сти других видов животных,

- участие школьников в охране местной фауны.

На карте обозначьте условными знаками все виды животных, оби­тающих в исследуемой местности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...