Рекомендации по содержанию записей
1. В начале похода запишите дату и время, состояние погоды (температуру воздуха, облачность, силу и направление ветра). 2. Записывайте маршрут похода (лучше по отдельным его отрезкам). 3. Время нахождения в походе записывайте через каждый час. Одновременно записывайте отрезки проходимого маршрута. 4. Каждый вид птиц (одиночных или в стаях) отмечайте столько раз, сколько было встреч. При этом отмечайте время и место встречи. 5. Отмечайте деятельность птиц в момент встречи (находились в полете, сидели на дереве, на земле, плавали, кормились и т. д. } Наблюдения во все времена года Все явления в жизни животных и птиц зависят от времени года и тесно связаны с погодными условиями. Поэтому необходимо проводить фенологические наблюдения, причем не только в дни походов и экскурсий, а постоянно. Чтобы это не было обременительно для одних и тех же участников походов, задания равномерно распределите между всеми. Зима для животных - неблагоприятное время: трудно найти корм, отыскать убежище. В то же время зима - удобное время для наблюдения за жизнью животных во время лыжных походов и экскурсий. Каждая птица и каждый зверек оставляют на страницах белой снежной книги зимы свои «автографы» - следы деятельности. Их изучение дает возможность выявить различные стороны жизни животных. Весной природа пробуждается от зимнего оцепенения. Большие изменения происходят в видовом составе животных (птиц, млекопитающих), их поведении и образе жизни. Весенние походы и экскурсии дают богатый материал для наблюдения над животными. Начало летнего периода в жизни птиц и зверей трудно отделить от конца весны. Поэтому условно к лету в жизни птиц можно отнести гнездовой период, т. е. выведение и выкармливание птенцов. Для млекопитающих лето - также период - вывода и воспитания молодняка. Выведение и воспитание потомства - наиболее важный период в жизни птиц и зверей. Наблюдения следует проводить только из укрытий. Но если замечено, что птицы (или зверьки) обеспокоены или напуганы присутствием наблюдателя, надо оставить их в покое и провести наблюдения в другой раз.
Наблюдения за млекопитающими Зима Большая часть видов млекопитающих (или зверей) ведет ночной образ жизни и в дневное время их наблюдать невозможно. Но зимой вся ночная жизнь млекопитающих бывает «записана» на снегу в виде следов их деятельности: отпечатков лап и копыт, остатков пищи, поедей и погрызов древесных растений, отпечатков тел на снежных лежках и логовищах. Для наблюдения следовой деятельности зверей лучше выбирать дни, когда снегопад закончился накануне вечером. Выпавший свежий снег («пороша») закрывает все старые следы. Остаются только следы, которые оставлены животными за одну зимнюю ночь. Если совершать экскурсии по одному и тому же маршруту несколько раз в течение зимы, то можно собрать интересные сведения о том, какие виды зверей и в каком количестве живут в районе наблюдений, как изменяется их численность. Для проведения наблюдений за жизнью зверей понадобится бинокль, компас, блокнот и карандаш. Особенно необходим складной метр с делениями для измерения размеров следов, глубины снега и др. Для этой цели можно использовать лыжную палку с предварительно нанесенными делениями. Подсчитайте следы зверей, которые были встречены на маршруте похода. Зарисуйте следы, измерьте их размеры (отпечатков лап, копыт) и расстояние между следами (от передних до задних конечностей). Результаты измерений запишите в блокнот и нанесите на рисунок. Рисунки оформите в виде альбома. В альбоме можно поместить рисунки самих зверьков, которым принадлежат следы. Для определения следов используйте книгу А. Н. Формозова «Спутник следопыта». Можно также обратиться к охотникам, егерям, работникам заповедников.
Не всегда след бывает достаточно отчетливым, чтобы без колебаний решить, в каком направлении двигалось животное, а это очень важно, особенно если вы хотите выследить самого зверя. Обратите внимание на свои собственные следы, когда идете на лыжах: всякий раз, когда вы ставите лыжную палку в снег, конец ее сначала прочерчивает по снегу борозду, а поднимая палку из снега, вы ее концом выбрасываете вперед снежные комочки. И так всегда - впереди каждого следа животного или человека будет выброшенный снег (охотники называют его «выволокой»), а позади следа - борозда, «паволока». По паволоке и выволоке можно определить направление движения зверя. Подсчитайте все следы зверей, которые были встречены на маршруте похода. Определите количество особей зверей каждого вида, которые оставили следы на маршруте. Вычислите количество следов зверей в пересчете на 10 км маршрута похода. Чтобы это выполнить, надо подсчитать число «входящих» следов (пересекших маршрут слева направо) и «выходящих» (пересекших маршрут справа налево). Разность между этими числами составит искомую величину. Проведите «тропление» какого-либо зверя, следы которого встречены на маршруте («тропление» - от слова «тропа»). Оно состоит в том, что наблюдатель находит свежий след животного (оставленный им ночью) и проходит по этому следу от одной дневной лежки (места, где зверек провел предыдущий день) до второй лежки (лежки сегодняшнего дня). При троплении определяют длину следа (которую измеряют шагами, а затем переводят в метры), отмечают (вычерчивают) все его изгибы, повороты и остановки. Раскрывается вся ночная деятельность зверька: характер передвижения, где и чем он кормился, сколько съел корма и др. Если это хищный зверек, следы покажут, как и на кого он охотился, успешной ли была его охота. Расположение лежек и нор покажет, где он выбирает себе укрытия и т. д. При троплении надо идти
Для тропления вначале лучше выбрать следы небольших зверьков, Весна Для многих млекопитающих весна - время пробуждения от спяч- ки, линьки и размножения. Для них наступает наиболее благоприят- ное время жизни. В природе - обилие разнообразного корма и убежищ. Отметьте сроки выхода из зимней спячки сусликов, хомяков, туш- канчиков, барсуков. Проведите наблюдения над весенней активностью зверьков, ведущих дневной образ жизни (например, сусликов). Подсчи- тайте численность сусликов (или других зверьков) в местах наблюдения. Проведите наблюдения за ходом весеннего половодья на ближай- При прохождении маршрута похода по лесу обратите взимание на ходы кротов, которые в виде невысокого валика рыхлой земли пересе- кают (поперек и наискось) лесные дороги и тропы. Притопчите эти хо- ды и при прохождении обратным маршрутом на следующий день определите, сколько ходов восстановлено. Подсчитайте число ходов на один километр дороги. Пользуясь этими данными, можно подсчитать число зверьков в лесу. Если маршрут похода проходит по полю вскоре после стаивания снега, обратите внимание на следы зимовки мышевидных грызунов -полевок. Их подснежные гнезда лежат открыто и хорошо заметны. От гнезд идут хорошо протоптанные или выгрызенные среди растений дорожки. Подсчитайте количество видимых гнезд и попытайтесь определить количество гнезд на одном гектаре поля, на всем поле.
Лето В летнем походе в лесу можно обнаружить норы более крупных зверей: барсука и лисицы. Если такая нора обнаружена, определите по имеющимся признакам, кому она принадлежит. Размеры входа в нору у обоих зверей примерно одинаковы и имеют форму овала. Но у норы барсука овал входа растянут в ширину, т. к. тело этого зверя сплющено в спино-брюшном направлении. У лисицы вход в норму растянут в высоту, т. к. ее тело сплющено с боков. Кроме того, около норы лисицы рабросаны обглоданные кости ее жертв (кости птиц, зайцев и др. ), имеются экскременты. Барсук всегда содержит свою нору и подходы к ней в чистоте. Для экскрементов он выкапывает невдалеке от норы небольшие ямки - «уборные». Зарисуйте и измерьте вход в нору. Опишите место, в котором сооружена нора. Если во время похода пришлось заночевать в лесу или расположенном в лесу доме, проведите наблюдения за летучими мышами. Они вылетают из своих убежищ в сумерках, вскоре после захода солнца. На опушке леса и на лесных полянах хорошо видны их мелькающие силуэты на фоне вечернего неба. Если обнаружено, что летучие мыши живут в обшивке чердака дома, пронаблюдайте за их вечерним вылетом. Подсчитайте примерное количество летучих мышей в колонии. Соорудите «грязевой альбом» на берегу реки, пруда или озера. Для этого взрыхлите пологий участок берега, покройте его слоем ила из водоема, а вечером обильно полейте водой до образования грязи. Каждое животное (зверек или птица), побывавшее ночью на берегу водоема, оставит свои следы на влажном иле. Зарисуйте эти следы и определите, кому они принадлежат. Для этого используйте наблюдения и книгу «Спутник следопыта». Проведите наблюдения на «пылевом альбоме» Таким «альбомом» летом может служить участок дороги (в лесу, на опушке леса, в поле), покрытый слоем пыли. На пыли, как и на снегу, звери, птицы, земноводные (лягушки и тритоны) и даже крупные насекомые оставляют свои следы. Чтобы определить, кому они принадлежат, можно получить их образцы. Для этого наловите насекомых (жуков, жужелиц), поймайте тритона и ящерицу и выпустите их на пыльную дорогу. Оставленные ими следы измерьте, сфотографируйте или зарисуйте. Осень У млекопитающих осенью происходит подготовка к зиме: запасание кормов, устройство зимних нор, линька, залегание в спячку. Проведите наблюдения за залеганием в спячку сусликов. Эти зверьки залегают рано, поэтому наблюдения надо начинать в июле. Признаком залегания в спячку служит их исчезновение с поверхности в местах расположения нор. Проведите наблюдения за запасанием корма бобрами. С началом листопада (в октябре) бобры начинают сгрызать деревья и запасают ветки этих деревьев в качестве корма на зиму. Найдите сгрызенные деревья, подсчитайте их количество, определите виды деревьев. Отыщите сложенные в воде ветки, определите примерно их объем, опишите расположение (свои действия согласуйте с егерем охотохозяйства).
Проведите наблюдения над линькой млекопитающих. В средней полосе легче пронаблюдать за линькой зверьков, у которых на зиму изменяется окраска шерсти: заяц-беляк, заяц-русак, ласка, горностай. Отмечайте начало побеления шерсти и полную смену окраски. Если маршрут осеннего похода проходит через лес, в котором обитает белка, проведите наблюдения за запасанием белкой кормов: желудей, грибов, орехов. Сделайте зарисовку запасов. Составьте коллекцию. Изучение экологии кротов Выберите маршрут, на протяжении которого отмечайте места, где встретили кротовины (выбросов земли вблизи подземных ходов крота). Отмечайте тип и возраст леса, места расположения кротовин (у дороги, на поляне, в глубине леса). Пронаблюдайте, есть ли выбросы крота на участках, расположенных в глубине леса, вдали от дорог и тропинок. Объясните, почему выбросы крота появляются преимущественно на участках с уплотненной почвой. Установите причины уплотнения почвы. Можно ли считать наличие выбросов индикатором уплотненности почвы? Исходя из расположения кротовин, составьте схему траншей для наблюдения за кротами. В соответствии со схемой прокопайте траншеи. Простейшая схема расположения траншей выглядит следующим образом: По видовому составу растений и визуальным наблюдениям на стенах траншей установите особенности почвы исследуемых участков. Подсчитайте количество ходов крота в каждой траншее, а также количество кротовин. Определите среднее их число на заложенной пробной площадке в 1 га. Сравните количество обнаруженных ходов крота в смешанном и хвойном типах леса. Объясните, почему распространение кротов связано с типом леса (состояние лесной подстилки, промерзание почв, условия жизни насекомых - пищи кротов и т. п. факторы). Заложите пробные площадки по 1 га в двух разных типах луга - суходольном и заливном. Сравните количество кротовин и количество кротовых ходов на этих двух участках. Установите, как влияет выпас скота на состояние почв, видовой состав растений, наличие в почве дождевых червей, насекомых. Сделайте заключение о том, как зависит количество кротовых ходов от увлажнения почвы, от плотности почвы. Сравните среду жизнедеятельности крота в лесу и на лугу. Объясните причины различий. Почему в лесу вы не встречаете ни кротовин, ни больших луж после дождя? Установлено, что уплотнение почвы заставляет кротов покидать эти участки, что приводит к еще большему ухудшению гидрологических свойств почвы, снижению ее влагоемкости. Снижение влагоемко-сти вызывает развитие суховершинности деревьев. Деревья с поверхностной корневой системой угнетаются, заселяются стволовыми и корневыми вредителями, засыхают, гибнут. Гибель деревьев вызывает осветление участков леса, что, в свою очередь, приводит к развитию луговых растений - овсяницы овечьей, белоуса, щучки и др. У этих злаков низкий узел кущения и они образуют дернину. Дернина луговых трав препятствует прорастанию всходов деревьев и кустарников. Лес теряет способность к самовозобновлению. Луговые травы могут замениться сорными растениями (птичья гречишка, подорожник большой и т. п. ), ткани которых обладают высокой механической проростью, а корень - повышенной способностью к восстановлению. Эти растения обладают интенсивным семенным возобновлением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|