Наблюдения за птицами Зима
Составьте список видов зимующих птиц. Для выполнения этого задания необходимо вести наблюдения в течение всей зимы. При этом надо совершить экскурсии в различные места обитания: поле, лес, луг, реку, окрестности населенных пунктов. Составьте список видов птиц, которые появляются только зимой, а на лето улетают. Отлет зимующих птиц хорошо прослеживается в конце зимы - начале весны. Проведите наблюдения за стайностью птиц зимой. Подсчитайте число птиц в стаях (точно или приблизительно). Стаи могут состоять из одного или нескольких видов птиц. Выясните состав стай. Проведите наблюдения за птицами, ведущими зимой одиночный образ жизни. Составьте список видов этих птиц. Опишите особенности их поведения. Проведите наблюдения за птицами, которые зимой питаются семенами травянистых растений. Это щеглы, чечетки, снегири, воробьи и др. Выясните виды растений. Соберите их семена и составьте коллекцию. Проведите наблюдения за птицами, которые отыскивают зимой корм в лесу (синицы, поползни, пищухи, дятлы, сойки и др. ). Какие деревья и какие части деревьев осматривают птицы при поисках корма? Нарисуйте схему осмотра деревьев поползнем, пищухой, синицами, дятлом. Соберите шишки сосны и ели, расклеванные дятлом. Если в лесу обитают белки, сопоставьте шишки, обгрызенные белкой и расклеванные дятлом. Составьте коллекцию. Проведите наблюдения над зимней жизнью птиц по следам, которые они оставили на снегу. Это могут быть отпечатки их ног, расклеванные головки и коробочки сорных растений, чешуйки почек, шишек ольхи, сосны, ели, плоды рябины и других растений. Некоторые птицы делают запасы корма (поползни, сойки). «Чтение» белой книги зимы - увлекательное занятие. Оно помогает выяснить такие черты в деятельности животных, которые не удается увидеть при их непосредственном наблюдении.
При выполнении заданий по наблюдению за птицами придерживайтесь определенных правил ведения записей и дневнике наблюдений. Записывайте не только названия встреченных видов птиц, но и их количественное соотношение. Это даст возможность выявить часто встречающиеся, обычные и редкие виды. Если такие наблюдения будут проводиться в течение нескольких лет, то это станет своего рода мониторингом - можно проследить изменение численности видов по годам, установить виды, численность которых снижается, и принимать меры к их охране. Весна Проведите наблюдения за отлетом на север зимовавших птиц (снегирей, свиристелей, чечеток, чижей). Составьте календарь отлета. Проведите наблюдения за отлетом из городов и поселков птиц из семейства врановых: ворон, сорок, зимовавших у нас грачей. Составьте календарь отлета. Установите начало отлета и полный отлет. Проведите наблюдения за началом гнездования зимовавших у нас птиц: воронов, ворон, сорок, соек, воробьев. Начало гнездования хорошо заметно по сооружению гнезд. Проведите наблюдения за весенним прилетом птиц. Записывайте время прилета первых (одиночных) птиц каждого вида и массовый прилет; услышанную первую поющую птицу каждого вида и массовое пение; начало сооружения гнезд и массовое насиживание; пение самцов в местах расположения гнезд (соловьев, зябликов, лесных коньков и др. ). При проведении весенних наблюдений за жизнью птиц следует обращать внимание на следующие явления: пение большой синицы (начало); пение овсянок; чечеток; исчезновение свиристелей, снегирей, исчезновение из города и сел ворон, сорок, первая барабанная трель большого пестрого дятла; прилет скворцов, полевых жаворонков, белых трясогузок, дроздов-рябинников, зябликов; пролет гусей, журавлей; кукование кукушек, пение соловья; прилет ласточек-касаток и городских ласточек; прилет стрижей, иволги, удода. Результаты наблюдений лучше записывать в приводимую ниже в качестве примера таблицу.
Лето Во время летних походов в лесу, на берегу реки, на лугу нас радуют поющие птицы. У птиц поют самцы. Причем каждый самец поет на территории своего гнездового участка. Посчитайте на одном из отрезков маршрута похода поющих самцов наиболее известных птиц: соловьев, зябликов и др. Определите примерное расстояние между поющими самцами. Объясните биологическое значение пения этих птиц. В начале лета часто встречаются птицы, несущие в клюве корм птенцам. Если в походе обнаружено гнездо, в которое птица принесла корм, сделайте недалеко от него привал (но расположитесь в укрытии, чтобы не беспокоить птиц). Подсчитайте, сколько раз птицы-родители приносят корм птенцам в течение часа. Подсчитайте, сколько раз приносят птицы корм в течение дня (приблизительно, т. к. в разные периоды дня частота прилета с кормом разная). Оцените полезную деятельность птиц (поскольку они кормят птенцов насекомыми - вредителями сельскохозяйственных растений). Сравните результаты своих наблюдений с данными, имеющимися в литературе. Птенцы многих птиц покидают гнезда раньше, чем научатся летать. Таких птенцов называют «слетками» - поскольку они могут только перепархивать с ветки на ветку, а многие лишь бегают по земле. Слетки характерны для дроздов, соловьев и других птиц. Люди, незнакомые с жизнью птиц, считают, что нелетные птенцы брошены родителями. Но это заблуждение, в чем легко убедиться. Если и походе (в лесу, в парке) встречены нелетные птенцы, пронаблюдайте за ними из укрытия. На призывной крик птенцов обязательно прилетят взрослые птицы (родители) с кормом в клюве, дадут корм птенцам и улетят вновь или будут тревожно кричать, если заметят поблизости людей. Эти наблюдения убеждают в том, что в лесу нет «беспризорных» детенышей.
Есть птицы, которые в период размножения образуют колонии из нескольких десятков и даже сотен пар. В средней полосе к ним относятся грачи, береговые ласточки и др. Проведите наблюдения над колонией грачей. Подсчитайте количество гнезд в колонии. Каковы взаимоотношения птиц внутри колонии, между птицами близко расположенных гнезд? Опишите общую и звуковую обстановку в колонии. Проведите наблюдения за колонией береговых ласточек, которая может встретиться в походе. Опишите обрыв реки, на котором расположена колония. Подсчитайте (хотя бы приблизительно) количество гнезд в колонии. Пронаблюдайте за поведением птиц в колонии. Объясните, почему одни птицы при выводе и воспитании потомства селятся одиночно и их гнезда расположены на определенном удалении одно от другого, а другие птицы селятся колониями, в которых гнезда располагаются подчас вплотную. Осень Осенний период в жизни птиц характеризуется собиранием в стаи, кочевками, подготовкой к отлету и отлетом. Эти явления не совпадают с календарными сроками осени, а начинаются значительно раньше, в летние месяцы. Проведите наблюдения над стайностью птиц. Определите, какие виды образуют стаи, примерное количество птиц в стаях. Выясните, из птиц одного вида или разных видов состоит стая. Какова устойчивость стаи: разлетаются ли птицы в разные стороны в момент опасности или держатся вместе. Если разлетаются, то собираются ли снова и через сколько времени. Проведите наблюдения над отлетом тех видов птиц, которые улетают от нас незаметно. Это кропотливые наблюдения, так как предстоит установить «исчезновение* отдельных видов, а не наблюдать отлет непосредственно самих птиц. Чтобы это выполнить, надо ежедневно или один-два раза в неделю отмечать всех встреченных птиц в заранее (во время летних наблюдений) составленном списке. Сопоставляя встреченных птиц, можно установить, когда улетели птицы того или иного вида. Проведите наблюдения над отлетом (или прилетом) птиц, которые улетают на зимовку стаями (журавли, гуси, утки, кулики, скворцы, дрозды, грачи и др. ). Запишите сроки их пролета.
Проведите наблюдения над прилетающими к нам на зимовку птицами севера. Установите время прилета каждого вида. Заготовьте семена для подкормки зимующих птиц. Заготавливать можно семена подсолнечника, репейника (и других сорняков), ягоды рябины и других кустарников. Зимний учет птиц (по А. В. Кузнецову, И. А. Кузнецову, А. К. Мухину, Дарвинский государственный заповедник) Цели работы: - сформировать у школьников навыки орнитолога, исследователя-краеведа, - научить учащихся идентифицировать птиц в природе, - познакомить учащихся с методом зимнего учета птиц, - сформировать экологические понятия о видовом разнообразии, условиях среды обитания, экологических нишах, структуре сообщества, численности, плотности населения и т. д. Методика работы Во всем мире большую популярность среди профессионалов и любителей-орнитологов завоевали так называемые Рождественские учеты птиц. В Европе и Северной Америке тысячи любителей в Рождественские каникулы участвуют в этой работе. Такие учеты птиц становятся популярными и у нас в стране. Зимние учеты наиболее пригодны для обучения начинающих наблюдателей, поскольку птицы в это время малочисленны, количество видов невелико, птицы хорошо заметны на снегу и в обнаженных кронах деревьев. Здесь предлагается использовать метод маршрутного учета птиц на неограниченной полосе с пересчетом данных на площадь по средним дальностям обнаружения (Равкин, 1967). Метод отличается относительной простотой. Суть его заключается в том, что наблюдатель или небольшая группа движется по маршруту и отмечает всех встреченных птиц (увиденных или услышанных), независимо от расстояния до них. Данная работа рассчитана на группы старших школьников. Фиксируется пройденное расстояние, погода, время учета. При обнаружении птицы отмечаются: ее видовая принадлежность; количество встреченных особей; характер перемещения птицы; расстояние от учетчика до птицы в момент обнаружения. Обработка материалов производится по специальным несложным формулам, приведенным в статье Ю. С. Равкина и в сборниках «Результаты зимних учетов птиц Европейской России и сопредельных стран», ежегодно издающихся с 1987 г. В нашей стране с 1987 г. действует программа «Рагиз» (латинское название рода синиц), объединяющая усилия всех орнитологов, занимающихся зимними учетами. Полученные в процессе работы результаты могут быть направлены организаторам учетов в Российский банк данных по зимним учетам птиц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|