Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.Культурология




Человек-это изначально психически неуравновешенное существо. Это основное положение культурологи философии Ландшафта. Человек- это смесь (именно смесь) культуркодов и биокодов, находящихся в скрытом или явном антагонизме. Связать их в систему сложно. Иногда это получается серией разнообразных ритуальных и духовных практик. Потому ментальная сфера культуры важна. Культуркоды- это коды, которые сформированы самим человеком в процессе практической деятельности. Культуркоды- это пока достаточно небольшие островки в океане бессознательного. Но, эти культуркоды разрушают биокоды- биологическую систему управления сознанием и поведением, а потому эти процессы инстинктивного поведения приобретают патологический характер.

Об этом ярко свидетельствует, в частности, то, что массовые убийства человека человеком имеют системный характер. Это не наблюдается у популяций иных животных.

История человеческой культуры - это история беспрерывных войн, насилий и убийств человека человеком. Это яркое свидетельства базовой психической ненормальности человека. Потому рассуждения - кто нормален, кто нет, - лишены изначально смысла. Психиатрия вообще смешная наука, это больше некая карательная практика (что и наблюдается реально). Конкретно больных ничтожное количество, и их заболевание имеет отношение к заболеванию физиологии мозга, а не к психиатрии.

Война задает вектор и характер человеческого общества и векторов его развития. Дико, но патологический убийца в обществе выступает героем и образцом подражания. И это омерзительно. Увы, таково изначально больное общество. Еще более дико выглядит то, что именно орудия убийства человека человеком служат двигателем прогресса.

Основные акторы культуры потому шизоиды. Это специфические культурно-социальные типы (по П. Л. Лаврову- «критически-мыслящие личности»). Этот культурно-исторический тип имеет тесные связи с своеобразием их психической организации и поведения. Об этом свидетельствует подавляющее количество фактов истории и биографии гениев-шизоидов. Существует огромная масса исследований на эту тему и реальных фактов биографии: от Гальтона, Ломброзо - до Кречмера, эвропатологии Сегалина и т. д.

Кроме ментальной сферы- эти шизоиды проявляют себя как параноидальные харизматические правители, одержимые жаждой власти любой ценой. Это создатели империй и воинствующих государств. Это еще люди «без тормозов», финансовые аферисты в сфере экономики, со своими бредовыми гонками за прибылью, лишенными какой-либо смысловой направленности. Как ни странно, но их действия приводят к развитию общества. А другого быть и не должно - в изначально больном обществе все это правомерно и естественно.

С изначальной психической неуравновешенностью человека и общей психопатологии общества является то, что по фактам истории культуры периодически общество сотрясают массовые психозы, которые возглавляют разные «пророки» (наркоманы и шизофреники в самой тяжелой форме проявления физиологического характера). Это типично для человеческой культуры. Все ритуалы еще и сопровождаются системным употреблением наркотических средств.

Следы этого видны в публичных застольях, где употребление наркотических средств обязательно - спиртное или же реально наркотики- марихуана или ЛСД и т. п., - суть не меняется: чистый наркотик или кружка пива. Все это проявление исходного идиотизма человека, но эта патология так вошла в суть больной изначально человеческой культуры, что это воспринимается нормально: и массовые убийства людей в перманентных войнах (это даже героизируется), и употребление разного типа наркотиков пива до ЛСД (что идентично героизируется в «мужских союзах»- в древних и современных).

Основой культуры, её «атомом», является традиция, т. е. культуркод, который своеобразными практиками, способен к трансляции по хронотопам культурного ландшафта. Традиция не является принадлежностью только «традиционных» обществ- это глупость. Реально даже в современном обществе традиция действует сильнее, ибо действуют более совершенные методы трансляции письменностью, аудио - визуальными способами коммуникации.

Традиция действует везде в современных обществах, традиция действует сильнее, чем ранее. Традиция действует везде: в науке, искусстве, технике, в социальных институтах, в сетях мир -экономик. Они придают устойчивость культуре во всех её проявлениях.

Существуют формы традиции. Первая- это норма, как система законодательств, которые являются сознательной переработкой традиций в кодекс или являются совершенно новыми нововведениями, которым еще надо доказать жизнеспособность.

Существует вторая- мода. Это неустойчивая форма традиции типа разного рода флуктуаций, сомнительных нововведений, которые временно приобрели популярность. Но бывает, она далее превращается в в довольно сильную и устойчивую традицию.

 

Инновация. Любое общество претерпевает инновации. Нет и не было мертвых обществ, вопрос только в скорости инноваций. Инновация-это органическая часть традиции. Сама трансляция традиции по хронотопам культурного ландшафта - это инновационный процесс.

Бывают инновации кумулятивного типа. Она одна из самых распространенных. Это процесс накопления и уточнениях данных науки, совершенствование общества путем взвешенных реформ.

Но не всегда такая инновация эффективна. Наступает время революций - научных или социальных и т. п. Но этот путь, хоть и эффективен, ибо открывает горизонты познания и социального развития, - но чреват большими потерями, утерей многих ценных традиций. Более того, после этого всегда наступает процесс определенного возврата к исходному состоянию. Об этом прекрасно написал русский социолог В. Хвостов, который посвятил много строк, посвященных традиции и методах введения инноваций: «Но при революционных переворотах приходится считаться с действием традиции. Ре­волюции никогда не удается вполне направить жизнь общества на новый путь. Когда остывает революционный порыв, традиция заявляет о своих правах и оживляет многое из старого уклада, временно устраненное революцией. Вот почему каждая революция сменяется реакцией в более или менее сильной степени» (Хвостов В. М. Основы социологии. Элементарный очерк. Учение о закономерности общественных процессов. М. 1920. с. 53). При этом начинают формироваться идентичные по типу образа мысли и поведения элиты, по типу прежних, но под «прикрытием» новой идеологии («новой мифологии») соей легитимации. К примеру, разница небольшая - элиты времен самодержавия со своей мифологической легитимацией- православие; и партийные элиты после Октябрьского переворота 1917 года со своей мифологией легитимации- научный коммунизм.

Тут нет ничего особенного: любая социальная группа для своей легитимации применяет довольно неадекватные для самой себя утопии-идеологии. Главное-это достигнуть высокой степени легитимации в социуме. И это обычно удается, ибо люди, как было сказано, базово психически неуравновешенные и неадекватные существа.

Есть третий путь - культурный шок. Это классическая катастрофа, которая приводит к полному распаду культурно-социальной системы. Он происходит, как правило, когда инновация осуществляется без учета традиций культурно-социальной системы или в результате столкновения культурно-социальных систем, когда одна, либо в результате военного конфликта или в результате иного типа экспансии, - поглощается другой. После этого культурно- социальная система либо распадается, либо ее ждет длительный процесс восстановления. Один из классических примеров: распад Габсбургской Испании, которая так и не восстановилась; это распад СССР, который имеет до сих пор опасность дальнейшего развала, но теперь на области и регионы РФ. Пока этот процесс приостановлен.

Культурный шок сопровождается разрушением мировоззренческих основ, замена их набором разных деструктивных идей; развал социальной системы, слом системы управления и контроля социальной системы; разрушение экономической систем, разрыв традиционных экономических связей. Это часто переход в режим внешнего управления геополитическими конкурентами. Это явления часто встречалось в истории человеческого общества.

Факт, что инновации должны вводиться с учетом традиций той или иной культурно-социальной системы, дабы избежать развала. Тут «чистый разум»- плохой помощник. Он должен быть дополнен опытом предыдущих поколений. В ином случае трудно избежать коллапса культурно-социальной системы.

Интересна характеристика традиции выдающимся русским историком Н. И. Кареевым: «Культурная традиция есть сумма психических влияний, совершающихся в обществе (или в отдельных его группах), и её тенденция заключается в нивелировании личностей, входящих в состав общества (или его групп): стремясь, так сказать, всех приводить к одному знаменателю, она находит поддержку в той наклонности нашей к подражанию, которая передается по на­следству, прививается воспитанием, вызывается всеми условиями нашей деятельности, так как для достижения своих целей мы не мо­жем не прибегать к средствам уже готовым, не нами вы­работанным, т. е. не можем не следовать чужому примеру» (Кареев Н. И. Сущность историче­ского процесса и роль личности в истории. Спб., 1914. с. 438)

Динамика трансляции уникальна. Она идет по логике судьбы, по логике темпоральности разных форм нелинейного времени.

Ритм традиции - это серии ренессансов, при этом традиция интерпретируется, получает новое звучание и смысл в зависимости от места и времени возрождения. Бывает, она неожиданно где-то «вспыхивает», играя при этом разную роль - деструктивную или конструктивную. Часто действует элементарно логика случая.

Формы времени традиции разнообразны. Есть импульсное время традиции, когда она, то начинает влиять на динамику и тип культурно-социальных процессов, - то «затухает», уходя на периферию от магистрального пути культурно-социальных изменений. Бывает дискретное время традиции- традиция «выскакивает» неожиданно, обнажается пласт традиций из глубины веков, начинает активно участвовать в культурно-социальных процессах. Такой выход «глубинных пород» традиций довольно опасен, ибо часто имеет сугубо деструктивный характер. Обусловлено это тем, что та или иная традиция сформировалась в свою эпоху, когда же она начинает применяться в современную эпоху, то это: в лучшем случае, напоминает «цирк», - а, в худшем, - становится базой для возникновения воинственных деструктивных культурно-социальных движений.

Но наиболее эффективная форма времени традиции- это кумулятивное развитие традиции путем её реформирования, модернизации. При этом достигается полноценное сохрание культурно-социальной системы с эффективным её улучшением путем реформ. Но это бывает не всегда. Наступает время разрыва - время революции. Об этом было сказано выше.

Очень интересен механизм трансляции. Сам по себе культуркод для трансляции должен быть фундирован на глубинные архетипы коллективного бессознательного. Часто рациональные сведения транслируются по хронотопу культуры в «скорлупе» магических ритуалов, в форме мистических откровений. Сама трансляция традиции очень сложный ритуал. Потому-то совершенно законно сакральные тексты заполнены ритуалами, а не какими-то конкретными сведениями в чистом виде.

Не удивляет, что математические знания у вавилонских, египетских жрецов, пифагорейцев присутствовали в мистической форме. Пифагорейцы, как известно, это более религиозно-мистическая община, а не собрание чистых математиков.

Умирание традиции. Традиция, которая не питается проблемами настоящего, не участвует в формировании культурно-социальной жизни общества, - постепенно обрастает бесчисленными и пустыми интерпретациями, а потом просто умирает или превращается в бесполезный атавизм. Наглядный пример- умирание новоевропейской философии, которая уже мало принимает участие в культурно-социальных процессах. Некое замкнутое образование, где определенная культурно-социальная группа замкнутого типа занимается сама для себя, типа «искусство для искусства». В результате она приобрела устойчивую тенденцию превращения в атавизм. Но это не означает смерть философии, это означает смерть прежней философии.

Что есть мир культуры? Многообразный мир культурных ландшафтов, потоки идей, реки крови и слез, торговые тропы караванов и путей- обширная сеть. Горные архипелаги с великими вершинами мысли, впадины мерзости и глупости, которые очень часто воздается похвала. Равнины повседневной жизни людей- луговые ризомы жизни простых людей. К слову, эти ризомы придают «дерновую» прочность и устойчивость культуре.

Все это пронизано традициями- ментальными, социальными и хозяйственными. Любое культурное образование определяется традициями - ритуалами, образцами (паттернами) мысли и поведения.

Почему произведения прошлого, руины (см. Вольней) вызывают такое уважение, они растут в цене. Все дело в том, что человечество интуитивно чувствует ценность и важность традиции для культуры.

У некоторых, в частности, могут возникнуть сомнения на предмет действия традиции в хозяйственной сфере. Поверхностное мнение. Хозяйственная сфера как раз и есть базис и наиболее устойчивая сфера культуры. Довольно константна сеть хозяйственных предприятий, которых не перестроить в один год без разрушения всего хозяйства. Торговые пути и связи, которые традиционны, их разрушение тоже остановит экономику, и потом произойдет коллапс всей культуры. Система финансирования через довольно константную, проверенную десятилетиями сеть банков- условие стабильной работы экономики.

В принципе, это имеет идентичное значение для ментальной и социальной сфер.

В культуре для устойчивости традиции, для хоть какой-то стабилизации перманентных кризисов и катастроф важна ментальная сфера. Для этого применяют идеологии-практики, устрашающие действия - наказания (в недавнее время- показательные казни), в древнее время- жертвоприношения. Таков обычный мерзкий ход человеческой культуры.

Ландшафт культуры - это серии фрактальных образований, напластований и тектонических плит культурных традиций в сфере идей, социальных институтов и хозяйственных сетей.

Стратификация культурного ландшафта такова: ментальная сфере (мир идей), социальная сфера и хозяйственная сфера. Сами эти страты фрактально множатся во всех сферах. К примеру, в сфере менталитета (мир идей) присутствуют разные формы социальных институтов (НИИ, система образования) и экономическая часть- система оплаты работы учёных, разные научно-исследовательские производственные предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...