Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод организованных стратегий




Одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый подход, новое направление в поисках идей решения.

И даже если мы выбираем правильные направления (стратегии) поиска идеи решения, то возникают опасения, что мы упустили что-то главное, возможно, более оригинальную стратегию, идею.

В определенной мере преодолеть инерцию мышления поможет метод организованных стратегий.

В основе этого метода лежат:

а) принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий решения творческой задачи;

б) принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз с неожиданно новой точки зрения.

Эвристические правила метода организованных стратегий:

1. В процессе решения творческой задачи записывайте все спонтанно возникающие у вас идеи (стратегии).

2. Наряду с использованием предлагаемых организованных стратегий, используйте и проверяйте спонтанно возникающие стратегии.

3. Помните, что часто одна или несколько организованных стратегий хорошо дополняются возникающими стратегиями.

4. В процессе решения творческой задачи целенаправленно используйте следующие стратегии:

I. Стратегии функционально-целевого анализа:

1. Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей.)

2. Что нужно сделать? (Каковы цели решения задачи?)

3. Почему следует это сделать? (Анализ и синтез причин.)

4. Где следует это сделать? (Уточнение места действия.)

5. Когда это можно сделать? (Время действия.)

6. С помощью чего? (Средство.)

7. Как это сделать? (Метод.)

II. Стратегии анализа противоречия:

1. Проанализируйте противоречие как оно есть, то есть его исходное состояние.

2. Сформулируйте, конкретизируйте суть противоречия.

3. Усильте противоречие, то есть доведите его до степени конфликта.

4. Рассмотрите противоречие в динамике, с начала его возникновения.

5. Осмыслите наиболее вероятные процедуры разрешения противоречия.

6. Проанализируйте, что произойдет, если противоречие будет разрешаться самотеком.

7. Выявите условие, при котором можно управлять процессом разрешения противоречия.

III. Стратегии преодоления барьера (препятствия):

1. Устраните препятствие.

2. Обойдите препятствие.

3. Разрешите препятствие.

4. Частично воздействуйте на препятствие.

5. Усильте препятствие.

6. Преодолейте препятствие по этапам.

7. Воздействуйте на препятствие с неожиданно новой позиции или принципиально новыми средствами

Примеры: 1) подводная лодка «кипятит» перед собой воду, снижая гидравлическое сопротивление и получая большую скорость на единицу энергозатрат. 2) Перед героем мультфильма советских времен Фокой («Фока – на все руки дока») ставится задача убрать с проезжей дороги огромный камень. В то время, как его иностранные соперники пытаются оттащить камень огромными битюгами или разрушить его кирками и динамитом, Фока выкапывает яму и закапывает камень в ней.

IV. Стратегии использования информации:

1. Используйте известную вам информацию, применимую в решении данной задачи.

2. Соберите дополнительную информацию из смежных наук.

3. Используйте опыт других.

4. Преобразуйте информацию с учетом специфики задачи.

5. Избавьтесь от второстепенной информации.

6. Проверьте достоверность, точность, надежность информации.

7. Используйте принципиально новую и новейшую информацию.

V. Стратегии поиска идеи, противоположной общепринятой или наиболее очевидной:

Если в процессе решения задачи все стремились:

1. Уменьшить что-то, а не лучше ли увеличить?

2. Ускорить что-то, а не лучше ли замедлить?

3. Расширить поле поиска, а не целесообразнее ли его, наоборот, сузить?

4. Рассмотреть явление в статике, а не сделать ли это в динамике?

5. Проанализировать прошлое, а не лучше ли осмыслить, что произойдет в будущем?

6. Соединить элементы, а нет ли возможности оставить их разъединенными?

7. Решить задачу сразу, а не лучше ли решить ее по частям?

VI. Стратегии оценочных суждений:

1. Оцените сложность, трудность исходной ситуации.

2. Уточните критерии (признаки), по которым будут даны оценочные суждения.

3. Оцените результаты наиболее важных этапов решения задачи.

4. Оцените степень риска.

5. Оцените достоинства и недостатки каждого варианта решения.

6. Сравните и оцените наиболее оригинальные варианты решения задачи.

7. Сравните эталон - идеальный конечный результат - с наиболее оригинальным, оптимальным вариантом решения.

VII. Стратегии принятия решения:

1. Мысленно проиграйте, представьте наиболее оригинальное решение задачи в его окончательном варианте.

2. Отмените решение, но обоснуйте почему.

3. Примите оригинальное, но временное решение.

4. Проанализируйте все возможные решения, продиктованные "здравым смыслом", и выбирайте из них наиболее эффективное.

5. Проанализируйте все возможные решения, которые выдвигаются вопреки здравому смыслу, оцените их эффективность.

6. Ищите серию поэтапных решений.

7. Примите окончательное решение.

 

Что же дает применение эвристических методов в решении творческих задач?

Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга, в деятельности современного менеджера. Проведение совещаний, деловых игр с использованием эвристических методов ("мозгового штурма", эмпатии, инверсии, синектики и др.) дает, как правило, много идей, принципиально новых подходов к решению различного типа управленческих проблем в коммерческой деятельности.

Эвристические методы находят сегодня широкое применение в различных курсах бизнеса и управления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

Какие технические новинки последних 10 лет вы считаете настоящими инновациями? Выпишите их в столбик. Пользуясь «методом организованных стратегий наоборот» найдите прообразы тех решений, которые оказались воплощенными в выбранных вами инновационных продуктах?

 

5.8 МЕТОД МНОГОМЕРНЫХ МАТРИЦ
(МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

Люди издавна мечтали о методе, который охватывал бы исчерпывающее количество вариантов решения задач. Определенным приближением к этому методу является мофологический анализ. Термин морфологический (греч. morphe – форма) означает внешний вид.

Исходная идея метода морфологического анализа (многомерных матриц) в решении творческих задач заключается в следующем. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т. п.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.

Несмотря на то, что термин «морфологический анализ» предложен Ф. Цвикки, в действительности этот метод известен давно. Его корни уходят в глубину веков. Еще монах и логик Р. Луллий (1235–1315 гг.) в своем труде «Великое Искусство» писал о том, что путем систематической комбинации очень малого числа принципов имеется возможность разрешить все проблемы философии и метафизики, однако практические средства, имевшиеся в его распоряжении, были недостаточны. Принципы Р. Луллия (он ограничил их числом девять) воплотились в приборах, в которых блоки одних окружностей вращались вокруг других. В результате перемещения окружностей относительно друг друга можно было получать различные высказывания и суждения.

У Луллия были свои почитатели. Среди них – Джордано Бруно. По его мнению, человеческое знание согласовано с природой и понятия ума соответствуют иерархии вещей. Другим верным последователем «Великого Искусства» Луллия был знаменитый Г. Лейбниц, написавший еще в двадцатилетнем возрасте свой труд под название «Dе Arte Combinatoria» («О сочетательном искусстве»).

Проанализировав «Великое Искусство» Луллия, великий Р. Декарт увидел в нем опасность механизации мышления, написав о этом в своем труде «Рассуждение о методе» буквально за несколько строк до объяснения знаменитых «Четырех правил». О механистичности Луллия написал также Г. Гегель в своей книге «Средневековая философия».

В современном виде морфоанализ создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки. В 30-е годы ХХ века Ф. Цвикки интуитивно применил морфологический подход к решению астрофизических проблем и на этой основе предсказал существование нейтронных звезд. Только на первый взгляд может показаться странным, что метод активизации мышления создан астрофизиком, ведь астрономия одной из первых наук столкнулась с большими и сложными динамическими системами (звездами, галактиками) и первой ощутила потребность в методах, позволяющих анализировать такие системы. Большими динамическими системами по своему многообразию и сложности являются технические системы. Поэтому неслучайно в годы II мировой войны эмигрировавший из Европы Ф. Цвикки был привлечен к разработкам в области американской ракетно-космической техники.

Универсальность метода была успешно продемонстрирована самим Цвикки на целом ряде примеров, а тот факт, что кабинетный ученый - астрофизик в течение нескольких лет получил 16 патентов (из них только три - с соавторами) на новые конструкции ракетных двигателей на химическом топливе и выдвинулся в ряд ведущих специалистов ракетостроения, в архиделовой Америке вызвал первый бум морфоанализа, в результате которого тысячи инженеров кинулись строить морфологические матрицы и... убедились, что все это не так просто. Немыслимое количество вариантов, которое требовалось проанализировать прежде, чем выбрать окончательный, довольно быстро охлаждало энтузиазм.

Алгоритм решения проблемы посредством метода морфологического ящика следующий:

1. Предельно точно сформулировать проблему. Посмотрите, какие известны объекты подобного назначения и какими могут быть такие объекты. Исследуйте проблему. Основная рекомендация на этом этапе - максимально точная формулировка цели морфологического исследования, снятие акцента директивности, возможная переформулировка или уточнение цели. Пример простого объекта: визитка (более точно: яркая уникальная визитка стоматолога, которую сложно забыть).

2. Выявить и охарактеризовать все параметры возможных решений (определить классификационные признаки и их значения). При анализе задач "на устройство" под параметром следует понимать функциональный узел этого устройства, при анализе задач "на способ" - операцию, осуществляющую достижение той или иной целевой функции. Основная рекомендация - все параметры должны быть примерно равнозначимы с точки зрения поставленной цели.

3. Сконструировать морфологический ящик, который будет содержать все решения проблемы, оформив его в виде морфологической таблицы или каким-либо иным образом

4. Проанализировать решения, содержащиеся в морфологическом ящике с точки зрения поставленных целей (целевой функции)

5. Выбрать и реализовать наилучшее решение (наилучшие решения)

Не следует путать метод морфологического ящика и морфологическую таблицу. Как и явствует из названия, метод морфологического ящика – это метод, а морфологическая таблица – способ представления морфологического ящика. Помимо морфологической таблицы, морфологический ящик может быть представлен в виде морфологического И/ИЛИ-дерева, морфологического графа, либо с помощью специальных языков и счислений

Пример: Морфологическая матрица для объекта “Печь для загородного дома”

  Параметры Варианты
А Материал корпуса 1. Сталь 2. Чугун 3. Кирпич 4. Другое
Б Материал дымовой трубы 1. Сталь 2. Асбоцемент 3. Кирпич 4. Другое
В Вид топлива 1. Дрова 2. Солома 3. Хворост 4. Уголь 5. Другое
Г Форма топливника 1. Вертикальный 2. Горизонтальный
Д Средства аккумулирования тепла 1. Водяной бачок 2. Засыпка песком или золой 3. Обкладка кирпичом
4. Тепловая камера, заполненная камнем 5. Другое
Е Вывод трубы 1. Через окно 2. Через потолок
Ж Средства пожарной безопасности 1. Металлический поддон 2. Асбестовая подкладка 3. Ножки 4. Нет
И Устройства для приготовления пищи 1. Одна конфорка 2. Две конфорки 3. Нет
                               

В матрице содержится 4*4*5*2*5*2*3*3=14400 вариантов печей. Каждый вариант можно обозначить формулой АiБjВkГl... Например, вариант А2Б2В1Г1Д2Е2Ж3И3 означает следующее: чугунная печь (А2) с асбоцементной трубой (Б2), выведенной через потолок (Е2), топится дровами (В1), топливник вертикальный (Г1), теплоаккумулирующая емкость засыпана песком или золой (Д2), печь на ножках (Ж3), никаких приспособлений для приготовления пищи нет (И3).

Недостатками и ограничениями метода многомерных матриц может быть то, что даже при решении задач средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается затруднительным. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким.

Метод многомерных матриц в его начальном варианте может представлять собой двухмерную матрицу, например, 7х7 элементов. Опыт показывает, что магическое число 7 применительно к построению матриц является оптимальным.

Для построения двухмерной морфологической таблицы предлагается взять:

а) семь произвольно взятых эвристических приемов решения творческой задачи;

б) семь характеристик технико-экономических показателей объекта (изделия), который необходимо улучшить.

По одной оси матрицы мысленно "отложим" эти эвристические приемы:

1. Прием аналогии - поиск аналога и использование всех процедур вывода по аналогии.

2. Прием дробления - поиск компетентного состава системы, расчленение ее на подсистемы.

3. Прием укрупнения - увеличение размеров, показателей, качественных характеристик системы.

4. Прием инверсии - изменение процедур деятельности на противоположные, обращение функций, взгляд на систему с противоположной точки зрения, нежели общепринятая, замена динамики статикой и наоборот.

5. Прием приспособления - адаптация системы или ее отдельных составляющих к внешним условиям, к взаимодействию нового и старого.

6. Прием идеализации - поиск возможностей приближения системы или отдельных ее составляющих к идеальному варианту.

7. Прием локализации - поиски возможностей временного отделения части системы, временное изменение части условий, временное удовлетворение части требований задачи и т. д.

Вторым рядом характеристик при построении матрицы анализа могут быть взяты в нашем примере технико-экономические характеристики системы: 1) вес; 2) надежность; 3) экономичность; 4) удобство эксплуатации; 5) габариты; 6) технологичность изготовления; 7) эстетичность.

 

Достоинством метода многомерных матриц является то, что он позволяет путем систематического перебора выйти на новые, оригинальные идеи, по каким-то причинам оставшиеся вне поле зрения ваших предшественников. Главными недостатками метода является упрощенность подхода к анализу объекта и возможность получения слишком большого для рассмотрения числа вариантов. Морфологический анализ имеет много как простейших, так и усложненных модификаций. Однако его применение рационально для простых объектов и там, где возможно найти новую идею за счет комбинации известных решений (реклама, дизайн и т. п.). Данный метод не гарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы. Применение метода требует определенного навыка и мастерства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Чем привлекателен метод морфологического анализа?

2. В каких областях бизнеса и в каких стадиях жизненного цикла товара метод многомерных матриц может быть применен с наибольшей эффективностью?

3. Составьте морфологическую матрицу СМИ. Выявите такие типы СМИ, которые пока не существуют.

4. Взяв за основу следующую морфологическую таблицу телевизора,

Независимая переменная Значения переменной
1. цвет изображения 1. Монохромное (черно-белое) 2. цветное
2. размерности изображения 1. плоское изображение 2. псевдо-объемное изображение 3. голограмма
3. градации яркости 1. непрерывные 2. дискретные
4. звуковое сопровождение 1. без звука 2. один источник (моно) 3. много источников
5. передача запахов 1. без передачи запахов 2. с сопровождением запахов
6. обратная связь 1. с обратной связью 2. без обратной связи

дополните ее с учетом состояния и тенденций развития компьютерной техники

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...