А. Превращение незнакомого в знакомое
Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему – пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может «проглотить» эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения. Б. Превращение знакомого в незнакомое Превратить знакомое в незнакомое – означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества. Синектика выделяет четыре основных механизма превращения известного в неизвестное: 1. Личная аналогия 2. Прямая аналогия 3. Фантастическая аналогия 4. Символическая аналогия По мнению У. Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы – специфические умственные операторы, специальные «орудия» активизации творческого процесса. Существует определенная предубежденность изобретателей против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную «механизацию». Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.
Личная аналогия Личностная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и путях решения технической задачи или бизнес-проблемы. Некоторые исследователи выделяют личную аналогию как самостоятельный метод творчества. Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа. «Химик делает для себя проблему известной с помощью уравнений, описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой». Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной – означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого. Важное замечание: в некоторых источниках встречается отождествление личной аналогии с эмпатией. При этом эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.). Термин «Эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfühling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным». Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них. В связи с этим различают следующие уровни эмпатии: сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым), сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому), симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям)
Прямая аналогия Этот оператор обеспечивает процесс сравнения аналогов, параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать. Осуществляется поиск решений аналогичных задач, бизнес-идей, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче. Широко известна эффективность переноса идей из биологии в инженерную практику. Так, например, проходческий щит (устройство для строительство тоннелей) было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя «тередо», прокладывающего себе тоннель в бревне. Всем известно, как появились застёжки на липучках (аналогия с репейником), шприц (полый комариный нос). Плодотворность использования аналогий постоянно подтверждается в практической деятельности и в наше время.
Фактически применение прямой аналогии – это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы. Фантастическая аналогия При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля (идея реализована в поездах на магнитной подушке). Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес-проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес-идею. Пример. Необходимо автоматизировать технологический процесс очистки болгарского перца для подготовки лечо. Сложность видится в том, что для очистки внутренней полости перца его требуется зафиксировать, ввести в нее некий инструмент, который позволит ее вычистить, не повредив стенок, а затем промыть от семечек и остатков перегородок. Для поиска решения используется фантастическая аналогия: волшебные маленькие человечки проходят сквозь стенки вовнутрь перца, вычищают все внутри с помощью волшебных инструментов, а потом выбивают крышку. Далее нужно преобразовать незнакомое (волшебных «маленьких человечков) в знакомые процессы и явления: перцы навалом помещаются в чан с герметичной крышкой. Постепенно (!) нагнетают давление в чане в результате чего оно становится одинаковым как в чане извне перцев, так и внутри них. Затем давление резко сбрасывается (крышка снимается). Давление снаружи перцев резко падает, а внутри сохраняется – в результате перец разрывается по слабому месту, одновременно из него выносятся семечки и перегородки. «Метод маленьких человечков» некоторые исследователи считают самостоятельным методом творчества.
Символическая аналогия Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании изобретательской задачи или бизнес-проблемы пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему. Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что в символической аналогии для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. Под термином «поэтический» здесь подразумевается сжатый, образный, противоречивый обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом. Требуется в парадоксальной форме сформулировать (буквально в двух словах) фразу, отражающую суть явления. Впоследствии применение символической аналогии было сокращено до приема нахождения «названия книги», характеризующего определенное ключевое понятие так, чтобы оно обязательно содержало парадокс. Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из одного-двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов – «заглавие книги». Здесь необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием». Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном». При использовании символической аналогии большую роль играет художественное воображение, возникающее из эмоциональных посылок. Особенностью оператора является построение целостного образа объекта, совокупности его основных свойств и качеств и сопоставление с подобным образом. "Фирма подобна морскому лайнеру", "Государство — это я" (Людовик XVI), "Экономика — это среда обитания человека", "Информация — это поле коммуникаций людей", «Пылесос, аппарат высокого давления, поломоечная машина – техника чистоты», «Книга – немой собеседник» и т.д. Применение символической аналогии в практической работе очень ценно, так как позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.
Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено очень большое количество эффективно работающих специалистов. Синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость. Наиболее эффективна работа синекторов в области поиска идей новых товаров, в создании эффективной и необычной рекламы. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: Каково главное отличие синектики от «мозгового штурма»? Приведите не менее трех собственных примеров прямой аналогии при поиске вариантов стенового материала в строительстве Представьте себя салоном автомобиля. Что вы предложили бы изменить в нем, чтобы его компания-производитель стала лидером рынка? Приведите не менее трех собственных примеров фантастической аналогии при перемещении тяжелого станка из точки А в точку В на расстояние 500 метров. Приведите не менее трех собственных примеров символической аналогии к каждому из объектов: · Мотоцикл · Автомобиль · Автодом (автодача, автокараван, автокемпер) · Самоходная газонокосилка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|