Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественные отношения. 5. Периоды развития общества.




 

Историю общества принято рассматривать линейно, как хронологическую смену одного периода развития общества другим. Так древний период перешел в античный, античный в средневековый, затем появился период возрождения, новый, и наконец современный. Но все эти периоды поделены, с одной стороны по признаку времени, с другой по каким-то критериям изменения отношений в обществе. Те периоды, которые принципиально отличаются от предыдущих могут восприниматься просто хронологически, и состоять в одной группе с теми периодами, с которыми в одной группе состоять не могут. Например нельзя рассматривать переход от античности к средневековью так же как переход от древних времен к античности, или рассматривать в одной группе периодов средневековье, возрождение, которые относятся к догматизму, с современным, идеалистическим, периодом.

В развитии общественных отношений можно выделить два больших периода, которые в религии принято называть старым и новым заветом, то есть старый и новый, к которому относится и современные период развития. Разделением этих двух периодов служит день рождения Христа, основоположника одной из догматических религий, которые изменили общественные отношения принципиально, то есть образ жизни общества полностью изменился. Так, например, в старый период допускал убийство человека в качестве наказания, войну мог рассматривать в качестве нормы, допускались браки между родственниками, многоженство и однополые отношения. Догматические религии в новый период все это запретили, и представили новые способы реализации потребностей, относительно которых стало понятно, что не все способы удовлетворения потребностей допустимы в жизни человека, что несмотря на то, что само устройство общества может допускать патологии, например насилие, зависимости, воровство или рабство, делать этого нельзя, поскольку после этого человек начинает деградировать, то есть терять социальные навыки.

Вместе с этим догматические религии, открывшие новый период, показали, что человек может меняться, и совершив грех, или говоря современным языком реализовав патологию, может этот грех искупить, исправить свое поведение, и больше этого не делать. Такого отношения в старый период не было, и вместо христианского прощения был принцип око за око, то есть на насилие можно было отвечать только насилием.

Многое из того, что в современном обществе считается само собой разумеющимся когда-то веками людям приходилось исследовать, открывать и хранить, чтобы распространить в обществе. Современные гуманистические ценности: помощь другим в трудной ситуации, забота о больных, идея личного развития, благотворительности, были бы невозможны без этого принципиального перелома в общественной жизни, который произошел в период появления догматизма. В самом общем смысле различие между этими двумя большими периодами состоит в том, что противоположные понятия стали рассматриваться вместе, между ними появилась связь. Так, например, связь появилась между Богом и человеком, и он перестал быть рабом, и стал сыном. Именно по этой причине, полного изменения образа жизни общества, отсчет времени в современном мире начинается с появления догматических религий в обществе.

Старый период, как и новый, делится на три основных периода, которые отличаются от трех новых отсутствием этой связи между противоположностями, то если признавалась необходимость одного, то отрицалась необходимость другого. Самый древний период - это мифический период, который описывал мир с помощью мифов, рассказов о богах, с помощью которых люди описывали основные направления жизни общества, его главные цели, закономерности, и ценности. Это был материалистический период, в обществе преобладали семейные, родовые отношения, но это не тот материализм, и ориентация на семейные отношения, как на главные в жизни человека, которые встречаются в современном обществе, а абсолютизация этих понятий, то есть отрицание идеального, и отрицание необходимости в отношениях с другой семьей.

Второй период — это период древних притч и легенд, когда описание жизни общества стали представлять не в виде описания богов, а в виде жизни выдающихся людей: царей, военных героев, религиозных деятелей. Это был идеалистический период, и период преобладания общественных отношений, но так же с отрицанием противоположных понятий, то есть материального, и семьи соответственно.

Третий период, к которому относится античность, это период, когда общественные отношения стали описываться с помощью заповедей, сводов правил того, что можно, или лучше сказать нужно делать, и что нельзя. К этому периоду, например, относятся знаменитые десять заповедей божьих. Этот период, когда учитываются обе противоположности, но связи между ними не признается. Например это система каст, которые получили широкое распространение как раз перед появлением догматизма, в античном Риме и Греции, когда человек мог жить в определенных условиях, и его никто не трогал. Но при этом он не мог перейти в другую касту, поскольку связи между ними не было, и считалось, что измениться человек не может. Поэтому это период совмещения материального и идеального, семьи и общества, но без связи между ними.

Новый период так же имеет три основных периода. Это период догматизма, идеализма, и потребностей.

Догматический период начался чуть более двух тысяч лет назад и закончился с наступлением революции в России. В догматический период жизнь общества стали описывать с помощью догм. Основное отличие способов описания жизни общества в новый период, догм, идеалов и потребностей, от старого, состоит в том, что в них стали учитывать и причину, и следствие. Так, например, десять заповедей божьих, относящихся к старому периоду либо запрещают что-то, не убей, не укради, либо просто утверждают, почитай отца и мать. Заповеди, а точнее догмы Христа, стали не только говорить о том, что делать, но и почему, что позволяет говорить о процессе развития, изменения, которого не было в старый период.

Например «блаженны плачущие, ибо они утешатся», другими словами человек, у которого случилось горе, может изменить ситуацию, и не плакать. В старый период эта догма звучала бы как просто плакать нельзя. Другой пример, пятилетки в Советском Союзе, цели которых определялись исходя их необходимости решать проблемы в той или иной области. Примером на уровне потребностей может служить то, что решение проблемы всегда начинается с ее описания, и только потом определяется собственно решение.

Догматический период в России - это период самодержавной, монархической власти, который имел свои, три внутренних периода, когда сначала Россия была великим княжеством, затем царством, и в последний период империей. Догмы как и мифы ставят на первое место материальное, и семью, но в отличии от них связи с противоположными понятиями не отрицаются.

Христианство является материалистической религией, поэтому например причащение, то есть приобщение человека к вероучению, происходит через материальные понятия, учение Христа представляется в виде его крови и плоти, через еду, и когда человек съедает хлеб и выпивает, теперь уже все чаще не вино, а сок, эта плоть и кровь становятся его частью, а значит вероучение так же становится частью его тела, а значит и его жизни. Церковь никогда не отказывалась от пожертвований. Самые распространенные причины по которым ставят свечи в церкви это просьбы о физическом здоровье.

Общественные отношения в догматический период строились по типу семейных, поскольку считалось, что самое главное в жизни человека семья. Поэтому царь был батюшкой, императрица матушкой, большие должности передавались по наследству, работали в основном дома.

В начале 20-го века наступил период идеализма, к которому принадлежит и современное общество. Описание жизни, главные направления развития общества стали описываться с помощью идеалов.

Революция и приход к власти большевиков, это не просто смена правительства, и очередной период развития общества, который часто ставят в один ряд с догматическими периодами, отдельный, качественно другой, по отношению к догматизму, период развития, главным отличием которого стало преобладание идеализма по отношению к материализму, и общественных отношений по отношению к семье, то есть главным в жизни человека стало общество. Люди стали работать так, как сегодня это кажется привычным, то есть в основном не со своими родственниками, а с другими людьми, на основе интересов. Женщины получили возможность свободно работать, и участвовать в политике, появилась возможность без препятствий, которые были в период догматизма, расторгать брак, одному родителю воспитывать детей, без давления со стороны общества.

Но так же как когда-то общественные отношения строились по типу семейных, теперь семейные строятся по типу общественных. Поэтому в период идеализма многим не хватает психологической поддержки, защиты, ощущения безопасности, которые дает семья. Жизнь многих людей превратилась в сплошную работу, и стало казаться поскольку общество, а не семья выступает источником жизни человека, то можно обойтись без нее. Но этого не происходит, работа без семьи идет очень тяжело, а затем совсем становится невозможной.

Период потребностей это следующий период, и последний, который можно описать на основе имеющихся возможностей религии и философии. То, что будет после этого периода сказать невозможно, а точнее это станет понятно, только, что немало важно, когда все общество выйдет на этот уровень развития.

Описание жизни человека в обществе с помощью потребностей наиболее редкий, пока способ описания общественных отношений, отличающийся определенностью, конкретикой описываемых явлений, и способов достижения целей человека. Потребности позволяют учитывать и материальное, и идеальное, семейную и общественную жизнь, лучше всего справляться с жизненными проблемами.

Все предыдущие периоды развития общества можно представить в виде потребностей. Мифы, легенды, заповеди старого периода есть не что иное как то, чего люди хотели в то время. То же самое и в период догм, и идеалов, которые так же определяют цели людей. В известной молитве «Отче наш», человек просит чтобы его простили, чтобы у него была возможность заработать на хлеб. В Советском союзе пятилетки - это реализация обычных потребностей людей, но в больших масштабах: строительство хрущевок, развитие медицины, образования.

Каждый период развития общества был лучше предыдущего. Эти периоды нельзя рассматривать линейно, как просто один лучше другого, все периоды старого времени - это периоды, в которых недопустимые, патологические способы реализации потребностей считались нормой. Конечно не все люди в эти периоды грабили и убивали других людей, участвовали в войне, и женились или выходили замуж за родственников, возможность вести нормальный образ жизни была и в тех условиях, в эти периоды так же совершались научные открытия. Но патология начинает считаться патологией в обществе только тогда, когда так начинает считать определенная часть общества, поэтому всегда существовало различие в представлении о жизни личности и общества, когда одни люди уходили вперед, и пытались делать что-то лучше, чем это принято, а другие руководствовались, и руководствуются сегодня, тем, что все так делают.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...