Занятие 6. Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал»
Цель. Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. Предварительная работа. Попросить музыкального руководителя рассказать детям о том, что у мужчин-певцов разные голоса – бас, баритон, тенор, и подтвердить рассказ музыкальными фрагментами. Ход занятия «Сегодня я познакомлю вас с очень умной итальянской сказкой „Как осел петь перестал“ в обработке Джанни Родари. Мы знаем его сказку „Волшебный барабан“», – начинает занятие воспитатель. Педагог читает или рассказывает новую сказку. ... В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора. Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил: – Кто из вас самый красивый? – Я, йя! – сразу же закричал осел. – Хорошо, ты самый красивый. – А кто же самый сильный? – Я, йя! – закричал осел раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты. – Ладно, – сказал лев. – А кто здесь самый глупый? – Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили. Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос. И с тех пор он только и умеет реветь: – Я, йя, йя! «Кто из вас, как и я, считает, что это очень умная и поучительная сказка? – продолжает разговор воспитатель. – Доказать можете? (Следит за правильностью речи.) А как вы понимаете слово поучительная (история)? Давайте вспомним, что хотел выяснить у зверей лев? (Кто самый красивый, самый сильный и самый глупый.) И что случилось? Жаль, конечно, что осел потерял свой красивый голос и с тех пор все ослы во всех странах мира ревут: „Иа! Иа! Иа!“
А как люди зовут тех, кто ведет себя подобно ослу из сказки?» Воспитатель читает сказку еще раз. Затем предлагает пересказать ее в лицах. Педагог выбирает ребенка на роль осла, а «осел» назначает льва. Воспитатель рассказывает сказку за автора. Потом пересказ повторяется с новыми исполнителями. Занятие 7. Работа с сюжетной картиной Цель. Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. Ход занятия Педагог предлагает вниманию детей любую картину из серий, предназначенных для работы по развитию речи в детском саду. Спрашивает, о чем картина и как ее озаглавить. При этом он напоминает, что название картины должно отражать ее содержание и по возможности оно должно быть кратким. Воспитатель заслушивает ответы детей и предлагает им выбрать самое удачное название. Если необходимо, дает свой вариант названия. «Представьте, что вам предстоит составить рассказ по этой картине, – продолжает разговор педагог. – С чего вы начнете? Помните о том, что первая фраза может очень украсить рассказ». Выслушивает ответы детей и при необходимости предлагает свою вступительную фразу. Далее педагог напоминает детям о том, что в прошлом году они учились составлять план рассказа по картине. Интересуется, что это такое, и предлагает составить план рассказа. Затем оценивает предложенные варианты (3–4 ответа). «Вступление есть, план есть. Остается завершить рассказ оценкой картины в целом. У кого какие варианты?» Педагог предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ по картине. Затем интересуется у ребенка, легко ли ему было рассказывать. Воспитатель объясняет детям, что, руководствуясь планом, можно избежать повторов и ненужных в рассказе слов, например, таких: «а потом», «а еще», «и вот». «Итак, чему мы сегодня учились?» – спрашивает педагог. В конце занятия предлагает поиграть в игру «Я задумала предмет».
Воспитатель загадывает предмет, а дети, пытаясь отгадать его, задают наводящие вопросы, например: «Живой? Неодушевленный? В помещении? На улице? Большой? Тяжелый? Сделан из…» Если останется время, педагог может предложить детям угадать другой задуманный им предмет. Занятие 8. Беседа о А. Пушкине Цель. Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта. Ход занятия Педагог читает детям 2–3 фрагмента из произведений А.Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье…» (из стихотворения «Осень»), «Буря мглою небо кроет…» (из стихотворения «Зимний вечер»), «У лукоморья дуб зеленый…» (из поэмы «Руслан и Людмила»). Затем спрашивает у детей, не знают ли они автора этих поэтических строк. И уточняет: «Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?» Воспитатель рассказывает детям о великом русском поэте: «В нашей стране нет человека, который не читал бы произведения Пушкина. Многие из вас уже слышали сказки о попе и его работнике Балде, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке, о Руслане и Людмиле. Эти сказки вы услышите еще не раз, так как их часто читают по радио, спектакли по ним ставят в театрах. По произведениям Александра Сергеевича Пушкина созданы мультфильмы и фильмы. А очень скоро вы сможете самостоятельно прочитать эти чудесные сказки». Заканчивая занятие, педагог читает отрывки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказки о царе Салтане…» (по выбору детей). Октябрь Занятие 1. Лексико-грамматические упражнения Цель. Активизировать речь детей. Ход занятия Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц пришел на смену сентябрю. «Осень, осенний, – говорит воспитатель. – А про что можно сказать осенний – осенняя – осеннее?» Педагог оценивает ответы детей, хвалит за умение слушать задание и дает свои варианты: осенняя непогода, осенняя слякоть, осенний лист, осеннее настроение и т. п. «Осенью и люди, и звери делают запасы на зиму, – напоминает воспитатель.
Как думаете, какие грибы ему попались? У многих слов есть слова-родственники, например: еж – ежик… (ежиха – ежата – ежиный – ежовый)».
Затем воспитатель предлагает детям выполнить упражнение «Один – много»: «Цапля одна, а много… (цапель), одна пачка сахара, а много… (пачек), один носок, а много… (носков), один чулок, а много… (чулок), одно ухо, а много… (ушей). «А теперь помогите мне закончить предложения, – просит воспитатель: – Если мы будем внимательны на занятиях по развитию речи, то… – Чтобы хорошо учиться, надо… – Мы растем здоровыми и сильными, так как… – Когда мы вернемся с прогулки, то…» Выслушав ответы детей, педагог повторяет полное предложение. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
«А какие напитки вы предпочитаете? – спрашивает педагог. – Предпочитает – это значит… (выбирает из многих других, любит)». Занятие 2. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…». Ход занятия «Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела целый день. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас? На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия Фета:
Красивое стихотворение? Звучное, изящное». Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени. Затем дети по очереди называют приметы, а воспитатель читает соответствующие строки стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали да, как сеть, мелькали когда?» (Вечером, на вечерней зорьке.)
Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью. Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без голоса. Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки артикулярного аппарата.) Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным, очень их порадует. «Кстати, родные – это кто?» – уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род – родные… (родители, родился, родословная, роддом)».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|