Занятие 4. Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»
Цель. Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л.Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок». Предварительная работа. Прочитать детям программные рассказы и басни Л. Толстого. Ход занятия «Очень давно жил замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой, – начинает занятие педагог. – Он написал много романов и повестей. Романы „Война и мир“, „Анна Каренина“ знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Их перевели на другие языки, поставили по этим произведениям кинофильмы. Этот великий писатель жил в своем имении в Тульской губернии (подрастете, обязательно съездите в Ясную Поляну). Лев Толстой учил сельских детей и написал для ребят много чудесных рассказов. С некоторыми из них мы с вами уже познакомились: „У Вари был чиж…“, „Спала кошка на крыше…“, „Был у Пети и Миши конь…“, „Косточка“, „Лев и собачка“, „Отец и сыновья“ (басня), „Мальчик стерег овец…“ (басня), „Галка и кувшин“ (басня)». Воспитатель выясняет у детей, помнят ли они содержание рассказов: – Был у Пети и Миши конь. И что с ним случилось? – Как галка сама себя напоила? – Бросили собачку в клетку ко льву, и лев…? – А о чем говорится в рассказе «Косточка»? Педагог читает детям рассказ «Прыжок». Это произведение не стоит обсуждать после прочтения, так как дети искренне переживают за сына капитана. Позже, когда они вспомнят о произведении, следует объяснить им, как переживают взрослые из-за их необдуманных поступков. Занятие 5. Тяпа и Топ сварили компот[11] Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Ход занятия Педагог сообщает детям о том, что им предстоит сочинить сказку о двух верных друзьях, собаке и медведе. «В жизни эти двое вряд ли полюбили бы друг друга, хотя всякое бывает: вспомните рассказ ЛьваНиколаевича Толстого „Лев и собачка“, – говорит педагог. – Сейчас вы увидите сказку в картинках. Только картинки я перепутала и хочу, чтобы вы выстроили их правильно».
Воспитатель вызывает ребенка, тот находит первую картинку и объясняет, почему именно она – начало сказки. Педагог сообщает, что героев сказки зовут Тяпа и Топ, и просит детей определить, кто есть кто. Второй ребенок находит вторую картинку и рассказывает о ее содержании. Когда он возвращается на свое место, педагог спрашивает у детей, о чем еще можно рассказать, внимательно посмотрев картинку (например, о том, как красиво в саду; в каком необычном кресле сидит Топ, что за странная вещь лежит на скамейке). Третий ребенок составляет рассказ о последней картинке. Педагог просит поточнее рассказать о том, с каким выражением зайка смотрит на ежонка, которого ежиха кормит вишнями. Далее педагог просит ребенка сочинить сказку по картинкам. (Перед этим дети обсуждают, как лучше начать сказку.) Если останется время, сказку рассказывает еще один ребенок. Воспитатель следит за речью детей, подсказывая, как правильнее построить то или иное предложение. Занятие 6. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» Цель. Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь». Ход занятия Педагог говорит детям о том, что на улице много брошенных людьми животных – кошек и собак. «Вам их жалко? – спрашивает воспитатель. – О чем бы вы попросили человека, который бросил животное, если бы встретили его? Животные, которых люди приручили, а потом бросили, сами себя ни прокормить, ни защитить не могут. И вече у нас теперь, к сожалению, нет. Что такое вече, вы поймете, прослушав сказку „Слепая лошадь“ Константина Ушинского.
Константин Ушинский был замечательным педагогом. Его давно нет в живых, а современные учителя до сих пор изучают его книги, которые рассказывают о том, как надо любить и понимать детей. И я тоже изучала его труды». Воспитатель читает детям сказку. Затем уточняет, справедливо ли поступило вече – собрание народа города Винеты, предписав жадному, непорядочному купцу кормить Догони-Ветра до самой его смерти. «Народ не только вынес приговор, но еще и приставил человека, который должен был следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел поступать так, как поступил купец», – завершает занятие педагог. Занятие 7. Лексические игры и упражнения Цель. Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Ход занятия Педагог просит детей закончить следующие строки (упражнение «Подскажи слово»):
Затем воспитатель предлагает детям выполнить упражнение «Кто (что) и кем (чем) будет?». Педагог называет слова, а дети отвечают на поставленный вопрос. Например, можно предложить дошкольникам следующие слова: цыпленок, яйцо, желудь, семечко, икринка, гусеница, росток. (Из яйца может появиться цыпленок, утенок, гусенок, лебедь, крокодил, черепаха, страус, пингвиненок…) Педагог просит детей решить задачу и показать соответствующую карточку из математического набора:
Воспитатель читает две первые строчки стихотворения, а 3–4 ребенка поочередно проговаривают слова за козу. Затем дети вместе с педагогом оценивают декламацию. Далее педагог предлагает дошкольникам выполнить упражнение «Так бывает или нет?». – Белый снег кругом лежит, вишни крупные висят. – Как у нашей кошки Дашки родились утятки. Затем дети самостоятельно придумывают нелепицы.
В заключение педагог читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?» (пер. с болг. А. Александровой):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|