Занятие 5. Лексические игры и упражнения
Цель. Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи. Ход занятия «Я уже много раз говорила вам о том, что следует внимательно вслушиваться в слова, которые я произношу, – начинает разговор педагог. – Стоит невнятно произнести лишь один звук в слове – и получится чепуха. Проверим? Спешат грачи, летят врачи. Какая буква изменила слово грачи? (Буква В.) Стояли бочки, за бочками дочки». Педагог произносит следующие пары слов: дом – сом, жук – лук, мак – лак. Далее воспитатель предлагает детям послушать рассказ и пофантазировать: «В одном сказочном городке на всех домах были написаны имена животных: Белка, Еж, Енот… Однажды в городе построили новый красивый дом, на котором вскоре появилась надпись: „Кот“. Бежали в школу мышата. Увидели они табличку и прочитали: „Кот“. Можете представить себе их поведение, передать их разговоры? (Например: «Какой ужас! Теперь нам придется ходить в школу другой дорогой. Дом очень богатый. Должно быть, у этого кота и слуги есть» и т. п.) Шагала по делам кошечка. Можете описать ее? А что киса промяукала, увидев надпись „Кот“? Следом бежала собака. Как думаете, какой породы она была? Увидев вывеску „Кот“, собака разозлилась… А маленькая девочка, которая гуляла по соседству, читать не умела. Но зато она увидела, как из дома вышел кот и сел на ступеньку крыльца. Девочка тотчас оказалась рядом и заговорила с ним. Как думаете, о чем?» В заключение можно прочитать детям отрывок из стихотворения Н. Матвеевой «Путаница»:
Педагог повторяет стихотворение, а дети договаривают слова бутон, батон, бидон, бетон, питон. Занятие 6. Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» Цель. Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб». Предварительная работа. Накануне прочитать детям произведение К. Паустовского «Кот-ворюга». Ход занятия Педагог интересуется у детей, не запомнили ли они фамилию автора рассказа «Кот-ворюга». Когда дети назовут автора, продолжает: «Читатели (Кто это такие?) называют Паустовского певцом русской природы. Действительно это так. У писателя так ярко и запоминающееся описаны уголки природы, природные явления, что эти описания надолго остаются в памяти. И смешить он умеет. Ведь смеялись же вы, когда я читала о проделках (поступках) рыжего кота. И настроить читателя на очень серьезный лад Константин Паустовский тоже умеет. Убедитесь в этом сами, прослушав его новое произведение, которое называется „Теплый хлеб“. Это очень мудрая сказка. Если поймете ее смысл, усвоите, к чему приводит грубость и жестокость, станете добрее». Воспитатель читает сказку. Затем выясняет у детей: «Чему научила вас эта сказка?» Занятие 7. Подводный мир Цель. Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. Предварительная работа. Вместе с детьми воспитатель рассматривает картинки с изображением животных морей и океанов[10]. Затем выясняет у детей, где и каких морских обитателей они видели, что знают об их повадках. ЧТЕНИЕ КНИГИ "ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА. ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ" (СТРАНИЦА 7) Ход занятия Воспитатель предлагает детям создать на листах бумаги свой подводный мир (изображения должны быть условными, лишь бы дети могли «прочитать» то, что изобразили). Один ребенок, используя картинки, создает свой вариант подводного мира у доски. Затем он рассказывает о том, что ему удалось увидеть на морской глубине. Дети задают ему уточняющие вопросы.
Педагог отмечает удачное начало рассказа или, наоборот, подсказывает, как выиграл бы рассказ, если ребенок начал бы его примерно так… (образец). Воспитатель вызывает второго ребенка. Пока он работает, 3–4 ребенка рассказывают о своих картинах. Если останется время, можно предложить детям задания на смекалку (упражнение «Что лишнее?»): – треска, селедка, спиннинг, окунь; – пескарь, щука, плотвичка, краб. Занятие 8. Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» Цель. Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…». Ход занятия «Удалось ли кому-нибудь из вас увидеть первый снег? – интересуется у детей педагог. – Вы обрадовались этому или огорчились?» Воспитатель рассказывает, что есть много хороших стихотворений, которые так и называются «Первый снег», и читает стихотворение И. Бунина:
Педагог выясняет у детей, какие строчки им запомнились, и повторяет их. Затем читает стихотворение Я. Акима «Первый снег»:
Дети обычно просят педагога повторить строчки о том, как снег расстелил пуховой платок, прилег (прикорнул) на фонаре. «Но мне больше всего нравится стихотворение Афанасия Фета „Мама! Глянь-ка из окошка“», – говорит педагог и читает стихотворение (в сокращении). Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение. Затем спрашивает у детей: «Как вы думаете, а при чем тут кошка, умывающая нос (мордочку), и первый снег? Существует примета: если кошка усердно (это как?) моет мордочку, быть гостям. А снег – чем не гость?»
Воспитатель повторяет первые шесть строк стихотворения:
«Первые строчки стихотворения – обращение ребенка к матери, – говорит педагог, – можно прочитать по-разному. Попробуем (3–4 ответа). А что так обрадовало ребенка, выглянувшего в окно? Он увидел, что грязи нет… (3–4 ребенка читают эти строчки)». Педагог повторяет отрывок и присоединяет к нему следующие шесть строк:
Педагог просит 3–4 детей повторить три строчки стихотворения, которые передают радость ребенка, предвкушающего катание с горы. Воспитатель оценивает декламацию. «А вот последние строчки, – говорит педагог, – я бы, пожалуй, прочитала иначе, чем предыдущие, с просительными нотками и чуть тише». Дети читают эти строчки вместе с воспитателем, а потом 3–4 ребенка индивидуально. Педагог повторяет стихотворение, дети могут читать вместе с ним, но без голоса. Позже он читает стихотворение вне занятий и просит детей повторить его. Декабрь
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|