Алеша Попович и Тугарин Змеевич
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Издалече из чиста поля едут на добрых конях два молодца, два богатыря. Едут они к Киеву-граду: слыхали, что не все ладно в Киеве – завладело им чудо поганое, злодей Тугарин Змеевич. И не справиться с ним князю Вадимиру. Богатырская помощь нужна! Едут они, а навстречу им старичок нищий. Расспросил, куда богатыри отправились, и говорит: – Я этого Тугарина сам видал. Вышиной он – три сажени, промежду плеч – сажень косая, конь под ним, как лютый зверь: из пасти пламень пышет, из ушей дым столбом валит. Берегитесь вы Тугарина! Выслушали это богатыри, однако не испугались, дальше поехали. Приезжают они в Киев, во двор княжеский. В горницу идут. Сидит Владимир за столом с женою, княгинею Апраксиею, с князьями, с боярами. На все стороны богатыри поклонились, князю с княгиней особый поклон отдали. Стал Владимир их расспрашивать: – Вы какой земли, какого города? Как зовут вас, добрые молодцы? Отвечает князю старший богатырь: – Из Ростова мы. Я Алеша Попович по имени, а товарищ мой – Яким Иванович. Хотел Владимир-князь богатырей возле себя посадить, да они скромное местечко на печи выбрали. Сидят – и видят: отворяется дверь дубовая, идет в горницу чудо поганое – Тугарин Змеевич. Вышиною и верно – три сажени, шириною – в два обхвата. Никому не кланяется, не здоровается, прямо за стол идет. Между князем и княгинею уселся. Удивился Алеша, спрашивает: – Или ты, князь, со своей княгиней поссорился, что между вами уселось чудо поганое? Да как же ты такому быть позволяешь? Молчит Владимир-князь, глаза тупит. А тут на стол лебедь жареную несут. Схватил Тугарин свой булатный нож, поддел – и целиком лебедь себе в рот кинул. Сидит жует. Поглядел Алеша, говорит:
– У отца моего батюшки точно так дворовый пес ел. Да лебяжью костью подавился. Будет то же и с Тугарином. За лебедью пирог во весь стол принесли. И его Тугарин себе в рот целиком запихал. А Алеша снова глядит, говорит: – У отца моего батюшки корова была – столько же ела. Да подавилась, сдохла от жадности. Будет то же и с Тугарином. Поглядел Тугарин на печь, князя Владимира спрашивает: – Это что у тебя на печи сидит за мужик-деревенщина? Отвечает князь Владимир: – Не мужик это, не деревенщина, а славный богатырь русский Алеша Попович. Встал Тугарин из-за стола. – А хотел бы я с этим Алешей в поле один на один встретиться! – Да я хоть сейчас готов, – отвечает богатырь Тугарину. Вышел он в поле, а Тугарин уж там. Кричит Алеше: – Конем тебя стоптать? Или копьем заколоть? А может, проглотить целиком живьем? Хитер был Алеша! Говорит Тугарину: – Мы с тобой как уговаривались? В поле один на один биться? А почему за тобой стоит войско целое? – Какое войско? Где? Удивился Тугарин, обернулся назад, а Алеша как хватит его мечом по голове. Отлетела голова с плеч, словно пуговица. Рассек Алеша Тугарина на части на мелкие, разметал, по чистому полю кусочки развеял. А голову на копье поддел, Владимиру-князю привез. Говорит: – Слыхал я, князь, у тебя пивного котла на кухне не было? Так вот, бери. Из этой головы хороший котел выйдет! Пересказ И. Карнауховой Садко (отрывок)
Рассказы Музыкант Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику: – Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу. Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружье и пошел в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашел даже и следа его. Устал старик и присел на пенек отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» – красивый такой звук, как струна пропела. Немного погодя опять: «Дзенн!..» Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» А из лесу опять: «Дзенн!..» – да так звонко, ласково. Старик встал с пенька и осторожно пошел туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за елочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» – как струна пропела.
Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поет щепка! Замолк звук – медведь опять за свое: оттянул щепку и пустил. Вечером знакомый колхозник еще раз проходил мимо избы медвежатника. Старик сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дергал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!..» Колхозник спросил старика: – Ну что, убил медведя? – Нет, – ответил старик. – Что ж так? – Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я? И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщепленном грозой дереве. В. Бианки Синичкин календарь Январь Зинька была молодая синичка, и своего гнезда у нее не было. Целый день она перелетала с места на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам, – синицы народ бойкий. А к вечеру присмотрит себе пустое дупло или щелку какую под крышей, забьется туда, распушит попышней свои перышки – кое-как и переспит ночку.
Май В лесу еще было полно снега. Он спрятался под кустами и деревьями, и солнцу трудно было достать его там. В поле давно уж зеленела посеянная с осени рожь, а лес все еще стоял голый. Но уж было в нем весело, не то что зимой. Налетело много разных птиц, и все они порхали между деревьями, прыгали по земле и пели, пели на ветвях, на макушках деревьев и в воздухе. Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и так усердно светило всем на земле и так грело, что жить стало легко. Синичке больше не надо было заботиться о ночлеге: найдет свободное дупло – хорошо, не найдет и так переночует где-нибудь на ветке или в чаще. И вот раз вечерком ей показалось, будто лес в тумане. Легкий зеленоватый туман окутал все березы, осины, ольхи. А когда на следующий день над лесом поднялось солнце, на каждой березе, на всякой веточке показались точно маленькие зеленые пальчики: это стали распускаться листья.
Тут и начался лесной праздник. Засвистел, защелкал в кустах Соловей. В каждой луже урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем носились между деревьями. Бабочки порхали с цветка на цветок. Звонко куковала Кукушка. Друг Зиньки – Дятел-Красношапочник – и тот не тужил, что не умеет петь, отыщет сучок посуше и так лихо барабанит по нему носом, что по всему лесу слышна звонкая барабанная дробь. А дикие голуби поднимались высоко над лесом и проделывали в воздухе головокружительные фокусы и мертвые петли. Каждый веселился на свой лад, кто как умел. Зиньке все было любопытно. Зинька всюду поспевала и радовалась вместе со всеми. По утрам на заре слышала Зинька чьи-то громогласные крики, будто в трубы кто-то трубил где-то за лесом. Полетела она в ту сторону и вот видит: болото, мох да мох, и сосенки на нем растут. И ходят на болоте такие большие птицы, каких никогда еще Зинька не видела, – прямо с баранов ростом, и шеи у них долгие-долгие. Вдруг подняли они свои шеи как трубы да как затрубят, как загремят: – Тррру-рру! Тррру-рру! Совсем оглушили синичку. Потом один растопырил крылья и пушистый свой хвост, поклонился до земли соседям да вдруг и пошел в пляс: засеменил, засеменил ногами и пошел по кругу, все по кругу; то одну ногу выкинет, то другую, то поклонится, то подпрыгнет, то вприсядку пойдет – умора! А другие на него смотрят, собрались кругом, крыльями враз хлопают. Не у кого было Зиньке спросить в лесу, что это за птицы-великаны, и полетела она в город к Старому Воробью. И Старый Воробей сказал ей: – Это журавли: птицы серьезные, почтенные, а сейчас, видишь, что выделывают. Потому это, что пришел веселый месяц май, и лес оделся, и все цветы цветут, и все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую всем радость дало. В. Бианки Примечания Савкова З. Как сделать голос сценическим. – 2-е. изд. – М.: Искусство, 1975. – С. 135. Следует оживить в памяти детей содержание программных русских народных сказок. Их чтение желательно предварять присказками. Игры с некоторыми изменениями взяты из книги «В круге жизни» (Пермская книга, 1995). Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. Между произносимыми словами должен быть одинаковый интервал. Наблюдения показывают, что проговаривание ребенком задания взрослому делает более осмысленным процесс работы над предложением. Стихи можно найти в книге «Осенние стихи» из серии «Большая поэзия для маленьких детей» (М.: Мозаика-Синтез, 2010).
Желательно показать детям книгу «Осенние стихи» из серии «Большая поэзия для маленьких детей» (М.: Мозаика-Синтез, 2010). Там же, с. 10—11. «Морские обитатели», «Рептилии и амфибии»: Наглядно-дидактические пособия из серии «Мир в картинках». – М.: Мозаика-Синтез (любой год издания). Гербова В.В. Картинки по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1992. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – С. 60—61. «Зимние стихи» из серии «Большая поэзия для маленьких детей». – М.: Мозаика-Синтез, 2010. См. занятие «Знакомство с рисунками Ю. Васнецова» в книге: Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – С. 105—106. Великие художники. И. Билибин. – М.: Директ-Медиа, 2010. По книге С. Макеевой «Бояка мухи не обидит» (М.: Детская литература, 1992). Можно использовать книгу «Зимние стихи» из серии «Большая поэзия для маленьких детей». – М.: Мозаика-Синтез, 2010. Если детям знакома эта сказка, можно предложить их вниманию другие произведения, например, «Семь Симеонов – семь разбойников» (обр. И. Карнауховой), «Белая уточка» (из сборника А. Афанасьева), «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (обр. К. Ушинского). См. Приложение. Для индивидуальной работы с детьми можно использовать наглядно-дидактическое пособие «Грамматика в картинках. Многозначные слова». – М.: Мозаика-Синтез (любой год издания). См. Приложение. См. Приложение. См. Приложение. Вместо этого занятия можно провести еще одно занятие по теме «Лохматые и крылатые». См. Приложение. В удобное для педагога и детей время следует повторить с ними стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы». См.: Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – С. 69. Стихи можно найти в книге «Весенние стихи» из серии «Большая поэзия для маленьких детей». – М.: Мозаика-Синтез, 2010. См. там же. «Весенние стихи» из серии «Большая поэзия для маленьких детей». – М.: Мозаика-Синтез, 2010. См. Приложение. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. См. Приложение. Кривой. Хороший лук при выстреле издавал резкий звук, «разрывал» воздух. Глаз и висок с надбровьем. Гусли из дерева ценной породы – явора. Лавки, в которых торговали тканями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|