Мозговой штурм. Пятый способ преодоления этой ошибки мышления.
Например, вы потеряли работу и вам дали понять, что по каким-то причинам вы вряд ли найдете такую же. Что делать? Возьмите бумагу и карандаш и запишите все, что вы умеете делать, хотели бы делать или знаете, что могло бы быть интересным для вас. Записывайте любую мысль, какой бы нелепой она вам не показалась. И так, составьте список возможных вариантов, что бы было из чего выбирать. Выберите из списка один пункт. Разберите и напишите какие меры нужно предпринять, кому позвонить, где искать, кто может помочь, чтобы вы смогли реализовать свое желание найти подобную работу. И так по каждому пункту. Разбейте список на подпункты: номера телефонов, адреса, график обращений. В итоге у вас появится шанс найти работу. А если вы поймете, что нужно для новой работы и новые знания, новые навыки, тогда встает новая задача: обучение и обретение новых навыков. Если для этого нужны деньги, то стоит продумать суммы и то, как и где их раздобыть. Плюс, конечно и тот вариант как учеба без отрыва от производства. В итоге опять можно прийти к двум вариантам и использовать позитивный и сравнительный анализ, т.е. оценить преимущества и недостатки каждого варианта.
Примите полезный совет: оценивая варианты, не останавливайтесь на сравнении альтернатив, а сопоставляйте четыре параметра. Возьмите два листа бумаги и разделите их пополам. На одном листе записывайте преимущества и недостатки варианта А, на другом - преимущества и недостатки варианта Б. Вы увидите, что оба списка во многом пересекаются. Но в то же время вы убедитесь, что если вы думаете о преимуществах и недостатках каждого варианта отдельно, вы открываете гораздо больше фактов, чем при простом сравнении.
Присвойте каждому пункту списка балл от 1 до 5. Он должен показать ваше отношение к данному пункту: 1 – малая важность, 5 – критическая важность, 2,3,4 – промежуточные значения. Ваше сравнение приобретет дополнительную ценность. Теперь рассматривая преимущества и недостатки, вы отчетливо видите, какие параметры для вас особенно важны. Вряд ли вы сможете вообще отказаться от сравнений, и уж тем более от полезных сравнений. Однако вы заметите, что ваша жизнь станет намного проще, если вы просто начнете сравнивать меньше и как можно реже. Обратите внимание на то, что с вами при этом происходит. Снизится ли ваша производительность после того, как вы перестанете оценивать себя по чужим меркам? Уменьшится ли чувство дискомфорта? Провести бы такое сравнение было бы совсем невредно. 8. «Что, если…» Тревога. Тревога. Тревога. Вот что такое мысли «что, если…». Тревога по поводу того, что либо не существует вовсе, либо просто маловероятно, плюс вполне реальные заботы о здоровье и благосостоянии. Тревога о реальных опасностях, но преувеличенная до такой степени, что она лишает человека сил и возможности противостоять им.
Синдром «что, если…» уподобляет человека Маленькому Цыпленку – у них обоих глаза велики от надвигающейся, по их мнению, катастрофы. Но тот, кто страдает синдромом «что если…», реагирует несколько иначе. Маленький Цыпленок настолько уверен, что страшное случилось или вот-вот произойдет, что впадает в панику и уже не видит, что происходит на самом деле. Человек, пораженный синдромом «что, если…», не утверждает, что разразилась катастрофа. Все свое внимание он сосредотачивает на том, что катаклизм может произойти.
Вопрос, начинающийся со слов «что, если…», заставляет вас чувствовать себя уязвимым и неуверенным, как чувствует себя человек, висящий над пропастью, держась за выступ кончиками пальцев. Хуже того, синдром «что если…» делает вас еще более ранимым, когда вы действительно попадете в трудную жизненную ситуацию, вы тогда не в состоянии заметить ни дружественной руки помощи, ни альтернативного пути выхода из этой ситуации, ни счастливого шанса, выпавшего на его долю в этот момент. И все потому, что думает только об одном: «А что, если не выдержу, а что, если случится еще что-либо, а что, если я не дойду, что, если я пропаду…»
Синдром «что, если…» парализует. Он лишает вас способности делать что-то новое, потому что разум вызывает в его воображении страшные картины того, что может произойти и вы застываете в ужасе. Он иссушает те радости, которые вы могли бы пережить, потому что постоянно подбрасывает катастрофические варианты того, как все может испортиться и пойти прахом.
Люди, страдающие синдромом «что, если…», не могут пойти на риск, потому что картины последствий неудачи подавляют их, не давая возможность осознать, какие преимущества они приобретут в случае успеха, и всю свою энергию они тратят на переживание грядущих несчастий.
Если вас снедает тревога, самое невероятное кажется очень реальным. Мысленно вы отслеживаете, как развивается несчастье, наблюдая за ходом процесса. Люди, страдающие синдромом «что если…», проявляют творческий подход, у них богатое воображение, они превращаются в сценаристов, нагромождающий один страшный сюжет на другой.
Но даже не смотря на то, что плохое все же в жизни случается, совершенно очевидно, что оно не свершается так часто, как ждут его те, кто страдает синдромом «а что, если…». И это подтверждено статистикой!
Синдром «что, если…», как правило, вытекает из порочных исходных положений, которые закладываются в фундамент целой башни страха.
Пример: - доктор и его медсестра. «А вдруг забеременеет?!!!!»
- крепкий сон и удар ветки в окно. Мысли автоматически сменяют друг друга – и автоматически сочиняется роман ужасов. Вы в ловушке. Вы не можете пошевелиться. Вы хотите кричать, но из пересохшего горла не вырывается ни звука.
Давайте проследим, как же это происходит. Конечно, можно не знать, что в какой-то момент наше предположение может оказаться ложным. Ведь стук в окно ночью может действительно означать то, что взломщик пытается открыть окно. Грабители существуют в природе. Но пока известно одно – раздался стук в окно, чему можно найти несколько разумных объяснений, и взломщик – только одно из них. И хотя это предположение и самое страшное, но отнюдь не самое вероятное. Но если вы уже задали вопрос: «А что, если там грабитель?», - вы уже заложили фундамент башни страха, которая растет все выше и выше. Что же в результате? Ваш разум слишком занят картинками несчастий, что бы сосредоточиться на реальном источнике шума.
Для того чтобы оказаться ложной, посылка не должна оказаться невозможной, достаточно того, что бы она была просто маловероятной.
Синдром «что, если…» является одной из форм сосредоточения на плохом, а не на хорошем. С его помощью мы «наговариваем» себе отвратительное настроение.
Пример: человек в больнице перед операцией. Тревога об исходе операции вполне естественна. Но очень часто пациент начинает с того, что полностью использует свою энергию для концентрации на негативной вероятности и начинает строить сценарий несчастья, громоздя одну беду на другую. И так, что если все плохо? - мне предстоит провести в больнице долгие месяцы. - я потеряю работу. - моя семья окажется в нищете. - может быть я умру.
И уже трудно определить, где заканчивается синдром «что, если…» и начинается синдром маленького Цыпленка с его главными последствиями – ощущением того, что все пропало!
Данное явление известно под названием «тревога в займы». Т.е., поскольку в данной ситуации вы не знаете об исходе события и избавлены от неприятностей, из-за которых стоило бы беспокоиться, вы берете эти неприятности взаймы у будущего.
В данном случае ложным является исходное положение. Не зная медицинского заключения, вы не в силах оценить результат операции – положительный он или отрицательный или, вообще, какой-то промежуточный. Кроме того, вы не знаете всех вариантов, которые могут открыться перед вами в связи с точным диагнозом. Вы не знаете своих способностей и возможностей противостоять тем или иным вариантам, поскольку сами варианты вам тоже еще не известны.
Мышление типа «что, если…» нужно использовать в позитивном, реалистическом плане. Воображение способно строить оптимистические образы не менее успешно, чем пессимистические. А в некоторых случаях способность определять заблаговременно потенциальные проблемы позволяет лучше подготовится к их решению.
Мышление «что, если…» не является ошибкой, если оно используется для того, чтобы подстегнуть воображение к поиску новых возможностей или подготовиться к трудной работе. Мышление «что, если…» основано на убеждении, что для сохранения спокойствия недостаточно знаний о малой вероятности того или иного пугающего события. Вы хотите полной уверенности, стопроцентных гарантий, а они невозможны. Если вы твердо решили тревожиться, пока сохраняется хоты бы один шанс на триллион, что для ваших волнений есть основания, вы своими руками строите себе тюремную камеру и обрекаете себя на вечное пребывание в ней. Знайте, мышление «что, если…» имеет тенденцию сосредотачиваться на одном виде риска, не принимая во внимания остальные.
Методы преодоления синдрома «что, если…»
Поскольку вопросы «что, если…» касаются событий, которые еще не произошли и, насколько известно, вообще вряд ли произойдут, вам следует допросить тех «свидетелей», которые могут подтвердить ваш оптимистический взгляд. Допрос свидетелей очень важен в борьбе со своими ошибками мышления. Пример: врач и его якобы беременная медсестра. Нужно спросить себя: «Почему я так волнуюсь? Что заставляет меня думать о грядущей опасности?» Его исходное опасение состоит в следующем: «Я боюсь, что моя медсестра беременна». - А есть ли у меня какие-нибудь доказательства того, что она беременна? – нет! - насколько вероятно, что это правда? – наступает пересмотр своих тревог и опасений, доктор вспоминает, что они предохранялись. И кроме того. он же сам ее оперировал когда-то и точно знает, что она не может иметь детей.
Не важно, какой сценарий вы запустили в производство, - у вас есть возможность остановиться и спросить себя: «Насколько вероятно такое развитие событий? Правда ли это? Существуют ли другие объяснения? Возможны ли иные результаты?»
Сам факт постановки подобных вопросов уже останавливает автоматический процесс нагнетания напряжения, страха, углубления парализующей человека тревоги.
Если «допрос свидетелей» не устраняет тревог, вы можете попробовать направить в другое русло свои мысли «что, если…». Т.е. нужно подумать не о том, «что, если я ему не понравлюсь», а о том «что если я произведу на него впечатление».
Вам помогут отвлечься различные методы релаксации. Можно найти интересную книгу, которая займет ваш ум и отвлечет от тревог, прослушать записи разработанных методик релаксации. Задача состоит в том, чтобы передохнуть от мыслей «что, если…». Вам поможет все, что способно привлечь ваше внимание. Помните, пока вы выполняете упражнение на релаксацию, ваш ум поневоле отвлекается от переживания одних и тех же вопросов «что, если…», которые бесконечно терзают вас.
Есть хороший способ, который применяют, чтобы избавиться от мыслей. Делающих нас несчастными. Он заключается в том, чтобы выделить для них особое время, не позволяя им одолевать себя в остальные часы. Воспользоваться данным приемом намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Люди давно освоили прием, позволяющий откладывать беспокойство на потом. Это делала и Скарлет в фильме «Унесенные ветром», она попросту говорила, что подумает об этом завтра. А «завтра», как известно, никогда не наступает. Ибо встает солнце, наступает новое «сегодня». Или у вас отчет, его надо срочно сдать, а в голову лезут мысли. Но мы можем отмахнуться от них, сказав: «Не сейчас, ибо я не могу думать ни о чем другом, кроме работы!»
Запланировав время для тревог, вы тем самым констатируете факт, что сейчас можно не беспокоиться – тревоги подождут. Предлагаемый прием несколько искусственный, но он работает. Он помогает.
Попробуйте относиться к потребности тревожиться точно так же, как к необходимости время от времени устраивать стирку, делать уборку или посещать доктора. Выделите время для тревог, а остальные часы посвятите другим занятиям. Сам акт планирования помогает вам осознать на что и как вы тратите время, позволит его правильно распределить. Если вы черным по белому запишите, на что вы тратите день, вы обнаружите, что успеваете переделать много дел. Хватит времени и для тревоги. Но вы должны четко обозначить часы, когда мысли «что, если» не имеют права вас беспокоить. Если у вас слишком много дел, круглосуточное беспокойство вряд ли поможет вам справиться с ними, поскольку тревога сама по себе только усложняет положение. Вы увидите, что в запланированное свободное время вы успеете сделать гораздо большее, чем прежде. 9. "Есть такое слово - "должен".
Те, кто прибегают к использованию слова "должен" совершают большую ошибку. Ибо используя это слово, мы ссылаемся на то, что принято считать уместным в данном случае. Формулировка "должен" используется для обозначения разницы между правильным и неправильным. Проблемы порождает не само это слово, а вкладываемый в него смысл.
"Должен" - действие без размышлений, указывающий перст у вас перед носом, приказ, несущий печать угрозы. Очень часто слово "должен" используется при обращении к понятию о том, "что такое хорошо и что такое плохо", в самом строгом понимании.
Жесткие правила относительно того, что должны и что не должны делать люди, дают человеку чувства комфорта и уверенности в собственной добродетели. Очень часто бывает удобно и просто сделать что-то так, "как делал всегда". Мы, как правило, не хотим задумываться, анализировать ставить под сомнения каждое предстоящие действие. Да и у кого есть на это время? Мы предпочитаем полагаться на уже существующие истины, которым вполне доверяем. В большинстве случаев, мы не хотим лишаться комфорта, который привносит в жизнь порядок и стабильность. И применяя выражение "так должно быть", мы думаем именно о порядке и стабильности. Гибкость пугает. Злоупотребление ею может привести к хаосу. Чем более широкий выбор представляется нам, тем больше у нас возможность сделать "ложный" выбор. Уверенность в том, что должны делать все остальные, что должны чувствовать и думать люди, задает порядок для всей вселенной. Вы осознаете свою роль в жизни. Ваш ум свободен и может заняться размышлениями о других вещах.
Но даже если бездумное исполнение команды оказывается самым простым выходом из положения, сама вера в то, что перед вами лежит только один путь - без вариантов, без отклонений, без обходных тропинок, - способ ввергнуть вас в состояние ненужной тоски. Вот тогда и следует подумать о том, что означают заповеди "так должно быть", принятые в вашей жизни.
Категоричное "должно быть так, а не иначе" становится опасным в следующих случаях: - когда вы не можете выполнить то, что должны и у вас появляется чувство вины или несостоятельности; - когда вы сделали (или не сделали) что-то в прошлом, и сейчас вас терзают сожаления; - когда другие сделали (или не сделали) что были должны, и вас это обидело и разозлило; - когда вы делаете, что должны, но в глубине души вы жалеете о своем поступке, испытываете чувство вины; - когда вы собираетесь сделать что-то такое что делать "не должны", и потому переживаете чувство вины, тревогу и стресс одновременно. - когда то, во что вы верите (ваше "должно быть так, а не иначе"), вступает в конфликт с тем, во что верят окружающие.
Вы должны определить, в каких именно случаях ваша уверенность, что должно быть так, а не иначе, или что вы обязательно должны что-то сделать, особенно усложняет жизнь. Первый шаг конструктивного решения вопроса о том, что заставляет вас ч4вствовать себя виноватым, сердиться, беспокоиться, сожалеть, заключается в том, чтобы составить список всех ваших "должен" и "не должен".
- Что вы должны были сделать и не сделали? - Что вы сделали такого, чего не должны были делать? - Что другие должны были сделать по отношению к вам, но не сделали? - Ч то из того, что вы должны делаете, вас раздражает? - Что из того, что вы должны делать, подрывает в вас веру в жизненные ценности?
Теоретически неукоснительное применение правил делает жизнь проще. На практике, к сожалению, получается так далеко не всегда.
Поймите, если вы делаете только то, что должны, вы двигаетесь по прямому узкому пути с высокой скоростью. А теперь представьте, что вам нужно пройти через прямой узкий мост, шириной с вашу ступню. Вы понимаете, что чтобы пройти по нему нужно двигаться осторожно, ставить одну ногу перед другой, держать равновесие. Если сделаете одно неверное движение - летите в пропасть. Теперь представьте, что вы двигаетесь по этому мосту на больных ногах.
Нечто подобное происходит, когда вы пытаетесь строго, неуклонно и конкретно определить значение всех своих и чужих "должен". Возникает большое напряжение. Одно неверное движение и вы оказываетесь в объятии стресса, вас охватывает чувство вины и гнева.
Для того, чтобы расширить мост, по которому вы идете, придется заново осмыслить все пункты из вашего списка.
Говоря "должен", вы на самом деле имеете в виду следующее: "Не думай. Не ищи альтернативу. Не размышляй о последствиях. Не взвешивай "за" и "против". Просто делай так, а не иначе". Но именно тогда, когда вы делаете просто то, что "должны", - не думая, не учитывая обстоятельств, не оценивая последствий - вы скорее усложняете свою задачу, нежели ищете ее решение.
Не случайно, что слово "должен" обязательно выплывает при "чтении мыслей", оно играет важную роль в той власти над нами, которую мы передаем в руки наших критиков.
Психолог Альберт Эллис полагает, что станет на много лучше жить, если слово «должен» во всех склонениях будет просто выброшено из нашего словаря. Он предлагает заменить его на оборот "хорошо бы, если...", который, по мнению психолога, дает намного большую свободу для внутреннего обсуждения. "Должно" подразумевает только два варианта: должно и не должно. Формулировка "было бы хорошо, если..." допускает массу других вариантов. Она предполагает широкий выбор: "было бы несколько лучше" или "было бы не намного хуже".
Помните, нет на свете такого долга, о котором нельзя было бы поразмыслить.
Существует множество приемлемых и ответственных способов расширения мостов, которые начинаются с невинных стилистических тонкостей. Начав обращать внимание на использование слова "должен", вы с удивлением отметите, что нередко заменяется им понятие "так поступают все". Вы удивитесь так же тому, как часто без размышления принимаете указанное вам "должное" и несете "заслуженное" наказание, не пытаясь понять, в какой степени оно является заработанным.
Когда вы составите полный список того, что вы "должны", и проанализируете его, вы заметите, что особенно выделяете те долженствования, возможности осуществления которых не существуют в природе. Утверждение звучит парадоксально, но это довольно распространенное явление.
Для того, чтобы заново осмыслить список того, что вы "должны", постарайтесь проанализировать последствия того, что произойдет при неукоснительном соблюдении ваших заповедей и, наоборот, при нарушении их или модификации. Если вы думаете, что при не соблюдении собственных заповедей возможны некие последствия, вы правы. Любое действие влечет за собой противодействие, но они могут оказаться абсолютно не такими, как вы ожидаете.
Например, ваш внутренний голос вам подсказывает, что вы должны быть безупречными детьми для своих родителей, или безупречными родителями для своих детей. А если у вас не получиться, вас что, расстреляют на рассвете или вымажут дегтем, обваляют в перьях и прогонят через весь город? Такое небольшое преувеличение позволит вам осознать те гиперболы, к которым вы нередко скатываетесь. Если вы поразмыслите о преимуществах и недостатках тех или иных нарушений заповедей, вы обнаружите, что стараетесь найти лучшее решение, а это уже само по себе доказывает, что их несколько.
Пример: мать и проживающий с ней сын.
Предаваясь размышлениям о событии, которое должно было или не должно было произойти, вы ставите себя в особенно уязвимое положение. Ведь изменить прошлое невозможно. Если вы будите полностью отдаваться мыслям о том, что не должно было произойти, а что должно, то вы полностью проваливаетесь в прошлое, ничего не делая для исправления возникшим проблем в настоящем, тем самым лишая себя будущего.
Люди часто говорят: "Не могу перестать думать о том, что произошло! И хочу забыть, да не получается!" Слово "должен" крепко держит их в своих руках. Лучше всего разбираться с долгами памяти, извлекая из них полезные уроки, а затем забрасывать их на чердаки памяти. Как это делается? Заменой одного набора мыслей другими. Когда ваш ум оккупирован какими-то определенными мыслями, трудно сосредоточиться на чем-то другом. Если вы постоянно представляете себе, что должно было произойти в прошлом, вам трудно сконцентрироваться на сегодняшних делах. И на против, если вы будите думать о том, что надо делать сейчас, вы все меньше и меньше будите уделять времени на размышления о прошлом. Процесс забрасывания прошлого на чердак памяти начинается с выбора того, что может улучшить вашу жизнь: новая работа, общественная жизнь, интересное увлечение. Попробуйте провести мозговой штурм, сделать сравнительный анализ преимуществ и недостатков.
Помните: даже если вы никогда не будите так счастливы, как могли бы, если бы жизнь в свое время повернулась иначе, никто не отнимет у вас возможности в будущем стать благополучнее, чем в настоящем. Счастливее, чем теперь, - не так уж много, но даже самое маленькое счастье предпочтительнее жизни, полной сожалений и отчаяния. Вы можете сосредоточить свое внимание и силы на деле, которое займет ваше время и ваш ум, а можете предаться страданиям по поводу того, что должно произойти.
Вы можете выбрать оплакивание прошлого, потому что считаете, что должны поступить именно так. Вы же провинились. Вы же сделали что-то неправильно. Вы согрешили: причинили кому-то боль. И вы уверены, что вполне заслужили страдание.Однако существуют различные способы преодоления прошлых ошибок. Если страданиями прошлого не исправишь, то и будущее вряд ли станет светлее. Если в прошлом вы обидели кого-то, подумайте о том, как сегодня помочь пострадавшему. Если в прошлом вы согрешили, задумайтесь о том, как уберечь других от совершения подобных ошибок. И прошлое, оставленное в прошлом, поможет сделать будущее хоть немного лучше.
Разбираясь в том, что вы "должны" в настоящем и будущим, вы можете столкнуться с самой большой неразберихой, если ваше понятие о долге противоречат понятиям других. Различные мнения по поводу того, как должно быть, имеют свойство при столкновении создать хаос, даже если предметом конфликта является сущая мелочь. Как мы можем относится к понятиям других о долге? Двумя способами: принять или отвергнуть.
Принять чужие понятия о долге не так-то просто - особенно если их обладатель критикует ваши собственные представления. Однако вам вовсе не нужно всегда признавать правоту другого, даже если вы соглашаетесь поступать так, как он хочет. Вы просто допускаете мысль о том, что его представления о том, как "должно быть", могут отличаться от вашего мнения и что последствия вашей уступки могут предпочтительнее, чем результаты отстаивания принципиальной позиции. Пример: правила больницы.
В любом случае, когда понятия о том, как должно быть, вступают в конфликт, лучше всего пойти на компромисс. Вы должны будите рассмотреть и сравнить последствия отстаивания своего мнения, последствия уступки и результаты компромисса. Если вы хотите вращаться в определенных кругах или выйти на определенный уровень в своей компании, вам придется усвоить понятия, принятые в них, - определенную манеру поведения, одеваться и общаться. Вам не нужно соглашаться с тем, что они единственно верные. Достаточно понять, что решение о согласии с принятыми правилами может оказаться более выгодным, чем решение об отказе от их соблюдения.
Если вы отвергаете чужие представления о том, как должно быть, вы вступаете в противоречие с самой идеей, воплощенной в словах "ты должен". Но иногда проанализировав последствия, вы можете прийти к выводу, что лучше отказаться от подчинения требованиям, которые накладывают на вас внутренние и внешние критики. Люди часто стремятся отнять наше законное право выбора. Пример: мать и брат. "Ты давно звонил сестре?"
Вы сами должны дать себе достойный ответ, что несмотря даже на очень высокую цену вы готовы заплатить ее, чтобы статься верным своим идеалам. Помните: вы сами отвечаете за себя. Вы сами решаете, что считаете для себя лучшим выбором и что вы сами хотите сделать.
Для того чтобы избежать ошибок, связанных с понятием "ты должен", надо представить себе возможность все обдумать, взвесить, сравнить альтернативы и не бросаться что-то исполнять в автоматическом режиме. Рассмотрев представления о долге, которые сложились у вас в течении жизни, вы можете решить: один из них оставить в силе, потому что с ним вы чувствуете себя уверенно; вторые - подчинить понятиям окружающих, потому что тогда другие будут ч4вствовать себя увереннее; а третьи видоизменить или просто отбросить. В данном случае ключевым является слово "решить". Вы принимаете свободное и сознательное решение. Именно вы решаете, что лучше. Именно вы решаете, что возможно. У вас достаточно полномочий, чтобы ослабить тиски тех представлений о долге, которые давят слишком сильно и мешают идти по жизни. "Разрешите себе свободу суждений" - совет, быть может, и тривиальный, но, бесспорно, полезный.
10.«Да, но…»
Есть такой анекдот: один еврей говорит другому: «Мне очень была нужна квартира, я жил в коммуналке и стал молить об этом Бога». «И что?» - спрашивает его второй. «Господь услышал мои молитвы, он дал мне квартиру, слава Всевышнему … но почему она такая маленькая?»
Вот вам образец мышления по типу «да, но…». Да, все просто замечательно, но могло быть и лучше!
«Да, но…» - образ мышления, который начинается признанием положительных сторон явления, а заканчивается – иногда тут же, иногда после незначительной паузы – негативным замечанием, которое сводит на нет все положительное: удовлетворение, радость, чувство собственного достоинства. Оно производит такое действие независимо от того, кому высказывается эта мысль – себе или другому человеку.
- да, выглядит хорошо, но… - да. Он сказал, что я ему нравлюсь, но… - да, это могло бы получиться, но…
Мысль «да, но…» что дамоклов меч, который грузит обрушиться на голову при каждой вашей попытке стать на ноги. Мягко говоря, это добавить в бочку ложку дегтя, ну, а говоря не столь мягко, это все равно, что получить медаль перед расстрелом.
Психиатры всего мира признают потрясающую силу воздействия двух коротких слов «да, но…». Все то хорошее, что несет в себе слово «да», перечеркивается словом «нет».
Однако, словосочетание «да, но…» может употребляться в выражениях имеющих чисто информационное значение.
- да, я хотела заказать бы этот салат, но если можно без майонеза. - да, я пошла бы с тобой в кино, но только не в среду – у нас квартальный отчет. - да, папа, Роман достойный человек, у него хорошее идет карьера в гору, он добр и честен, он увлечен мной, но я люблю Ивана, и хотела бы выйти замуж только за него.
Здесь «да, но …» употребляется обоснованно, для того, что бы подчеркнуть и позитивные и негативные стороны ситуации.
Существуют так же контексты, в которых словосочетание «да, но …» вполне мотивированно.
- Да, сейчас у меня не получилось написать хороший отчет, но я постараюсь его переработать и сделать лучше. - Да, сейчас у меня не самый лучший период в моей жизни, но я знаю, что сумею выбраться. - Да, я понимаю, что моим планом не суждено осуществиться, но я получила хороший урок на будущее.
Однако, когда размышления «да, но…» становятся преобладающей формой реакции или, как бывает очень часто, несут в себе крайние до нелепости противопоставления, они свидетельствуют об ошибке мышления.
Как и прочие ошибки мышления, мысли «да, но…» по степени опасности обладают огромной потенциальной разрушительной мощью.
Люди, говорящие «да, но…», нередко прибегают к этому в упорном стремлении найти ну хоть что-то отрицательное и любым способом свести к минимуму или же полностью перечеркнуть имеющиеся положительное. Иногда это выражение используют с целью подрыва уверенности другого человека в себе, а иногда – для того, что бы доказать свое превосходство, отвергая то положительное, что есть в жизни другого.
Пример: моя подруга подарила мне два сорта чая.. Я завариваю один из них, и угощаю ее, на что она делает мне следующее замечание: «Понятно, а, а что, тебе не нравиться крупно листовой цейлонский сорт чая?» она увидела, что я выбрала китайский сорт для приготовления чая и решила, что он мне нравиться, но она не увидела, что я завариваю цейлонский – следовательно, он мне не нравиться. Здесь «да, но…» действует как обоюдоострый нож. Подруга наносит удар себе (ей не понравился мой подарок) и одновременно мне (моей подруге все не так). И все удовольствия от подарка у того кто его делал и у того, кто его получает, куда-то исчезают.
Для человека, мыслящего в категориях «да, но…», пределов в поисках негативного почти не существует.
Почему же так много людей используют «да, но…» так, что оно ранит либо их самих, либо окружающих? Обычно выражение «да, но…» есть результат ощущения собственного бессилия. Вы чувствуете, что не можете сказать «нет» чему-то или кому-то. И таким образом соглашаетесь с одним единственным негативным мнением, даже если до того услышали двадцать позитивных. Или вы ощущаете неспособность проявить себя каким-то существенным и выразительным образом.
Высказывание, оформленное словосочетанием «да, но», дает возможность избежать открытой конфронтации. Вы боитесь сказать и создать видимость несогласия, оставляя себе возможность выйти из ситуации, сохранив лицо, не уронив самоуважения.
Иногда к словам «да, но» прибегают как к способу косвенного выражения недовольства, когда вы не можете позволить себе напрямую выразить свои чувства. Например, моя подруга может раздражаться на меня за то, что мы очень редко встречаемся, но боится сказать мне это напрямую, т.к. она может ожидать, что я могу ей сказать нечто вроде того, что мне с ней не интересно, она мне наскучила, и я вовсе не желаю с ней часто общаться. И потому она выражевает свое недовольство пресловутым словосочетанием «да. но2.
Короче говоря, так или иначе, когда вы употребляете выражение «да, но», вы признаете. Что не в силах что-либо изменить.
«Да, но» самому себе.
Когда вы говорите «да. но» самому себе, вы объясняете. Что у вас нет сил для достижения желаемой цели. Вы признаете, что есть то. К чему вы стремитесь. У вас был шанс для достижения цели, но… Но затем вы отрекаетесь от своего желания задолго до того, как кто-то решит воспрепятствовать вам в достижении желаемого. Вы избегаете прямого столкновения с возможными преградами и не оставляете никому ни малейшего шанса для критики. Всегда гораздо легче самому оттолкнуть или заблокировать свои действия, чем выслушивать слова осуждения.
Пример: клиент говорит, что ему интересна некая девушка, но он не думает, что надо с ней знакомиться, т.к. считает, что вряд ли ее заинтересует его материальные возможности, т.к. она вряд ли удовлетвориться имеемым им достатком.
Людям с таким мышлением свойственно затягивать осуществление дел, откладывая их со дня на день. Они гениально умеют находить оправдания. Но факт остается фактом: оправдания – отнюдь не означают действия.
Не могу сказать «нет».
Многие люди не умеют говорить «нет» при необходимости отказать в чем-то у них возникает ощущение вины. Так, например. Отец чувствует. Что должен одинаково относиться к двум своим дочерям, и, когда он соглашается выполнить просьбу одной из них, он не может отказать и другой. Даже если это неразумно или материально непосильно для семьи.
Аналогичная проблема может возникать и из-за страстного желания быть признанным. Подобная реакция может возникнуть так же из-за глубокого убеждения в том, что у вас нет сил противостоять тем. У кого больше власти. Часто такая привычка вырабатывается у людей еще в детском возрасте, обычно у тех, чьи родители категорически не желали слышать детское «нет».
Проблема в том, что так называемая оборона с помощью слов «да, но» не является надежным средством защиты от гнева. На деле она часто дает противоположный результат.
Пример: три разных поручения от трех разных начальников и все надо выполнить в одно и тоже время – к 16.00.
Другие варианты «да, но».
Словосочетание «да, но» часто используется, чтобы увернуться от ответственности. Та же политика используется и для доказательства того, что вы контролируете события, особенно когда это не так, но очень хочется, чтобы было так.
Например: некий отец семейства чувствует, что на работе он безвластен, он недоволен своим служебным положением и это неудовольствие он привносит домой в семью. Может и нет у него власти на работе, но он может распоряжаться родными детьми и женой, он заставляет их почувствовать свою силу и значимость. Он приказывает детям делать уборку в своей комнате, те безропотно выполняют и буквально вылизывают комнату. Отец вынужден признать, что все безупречно чисто, но … ага! В этом ящике носовые платки лежат не выглаженными и сложены не по правилам! Отец выбрасывает их с криком на пол. Дети плачут от обиды и мечтают поскорее вырваться из дома.
Или, например, некто боится, что ему никогда не заслужить уважения окружающих, поэтому он прибегает к способу возвыситься (хотя бы в собственных глазах), принижая других. Он умеет найти изъян в любом поступке другого человека: да, ты купил красивую рубашку, но ты действительно считаешь, что красный тебе к лицу?
Смесь из опасных ошибок.
Часто мышление типа «да, но» сочетает в себе различные из 10 ошибок такие, как чтение мыслей, максимализм, доверие критикам. Однако, мышление типа «да, но» опасно в любой комбинации. Оно лишает удовольствия, оно ограничивает возможности, оно не дает шанса принять здравое решение.
Пример: клиент говорит о том, что жена постоянно недовольна им. Психолог просит супругу клиента написать перечень отражающий все того, что ей не нравиться, таких пунктов оказалось семь. Клиент приходит на прием с этим перечнем. Психолог спрашивает, что сто<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|