Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации (АНВ ) -
противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации и повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий. В соответствии с классификацией международной организации гражданской авиации (ИКАО) акт незаконного вмешательства это - акт: а) насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; 6) разрушения воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинения этому воздушному судну повреждения, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете, в) помещения или совершения действий, приводящих к помещению, на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройства или вещества, которое может разрушить такое воздушное судно или причинить ему повреждение, которое выводит его из строя или причинить ему повреждение, которое может угрожать его безопасности в полете; г) разрушения или повреждения аэронавигационного оборудования или вмешательства в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушного судна в полете; д) сообщения заведомо ложных сведений, создающих угрозу безопасности воздушного судна в полете; или е) незаконного и преднамеренного использования любого устройства, вещества или оружия: • для совершения акта насилия в отношении лица (лиц) в аэропорту, на борту воздушного судна, который причиняет или может причинить вред здоровью или смерть; • для разрушения или серьезного повреждения оборудования и сооружений аэропорта, воздушного судна, для нарушения работы служб аэропорта.
ж) любой другой акт, который угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту. В различных странах определение «акт незаконного вмешательства» может быть различным. Так, например, в США «акт незаконного вмешательства - Act of Unlawful Interference» -это: а) насилие против личности на борту ВС в полете, если это действие связано с угрозой безопасности ВС; б) разрушение ВС при обслуживании или причинение вреда, которое приводит к невозможности полета или представляет угрозу безопасности в полете; в) установка или способствование установке на ВС при обслуживании, с каким бы то ни было намерением, приспособления или вещества, которые могут разрушить ВС, или причинить вред, который приведет к невозможности полета или представит угрозу безопасности полета; г) разрушение или порча навигационного оборудования или нарушение его работы, если такое действие может представить угрозу безопасности полета ВС; д) передача информации заведомо ложной, угрожая, таким образом, безопасности ВС в полете; или е) незаконное и умышленное использование приспособления, вещества или оружия; ж) совершение акта насилия против личности в аэропорту, обслуживающем международную ГА, что привело или может привести к серьезным ранениям или смерти; з) разрушение или серьезное повреждение оборудования аэропорта, обслуживающего международную ГА или ВС, не обслуживаемого в данном аэропорту или вывод из строя системы обслуживания аэропорта. Если любое такое действие угрожает или может угрожать безопасности аэропорта. В Англии «акт незаконного вмешательства» означает любой акт, совершаемый или намечаемый в Соединенном Королевстве или где-либо, который, будучи совершен или намечаем, представляет такое преступление, как убийство, попытка убийства, непредумышленное убийство, умышленное убийство или словесное оскорбление с угрозой физического насилия.
Таким образом, акты незаконного вмешательства могут быть самыми различными как по своему характеру, так и по тяжести нанесенного ущерба. К сожалению, даже в ИКАО нет четкой и полной градации актов незаконного вмешательства (АНВ) по видам. Например, в ряде документов ИКАО попытка захвата, захват и угон воздушного судна определяется одним выражением «воздушное пиратство / захват». Под «воздушным пиратством / захватом» понимается осуществление или попытка осуществления контроля над движением ВС с применением силы, угроз или других действий, которые при их успехе могут привести к отклонению ВС от его регулярного установленного расписанием маршрута. Под диверсией понимается акт или преднамеренное упущение, имеющие целью вызвать злоумышленное или бессмысленное уничтожение имущества, ставящие под угрозу деятельность международной ГА и ее служб или приводящие к незаконному вмешательству в эту деятельность. Под угрозой взрыва понимается угроза, полученная из анонимного источника или по другим каналам, в которой сообщается или подразумевается достоверная или ложная информация о том, что безопасности воздушного судна в полете или на земле либо любого аэропорта или средства гражданской авиации, или любого лица может угрожать взрывчатое вещество или другой предмет или устройство. В США под угрозой взрыва (Bomb threat) понимается передача информации об угрозе для безопасности ВС в полете, или на земле, или в аэропорту или для оборудования или сооружений, используемых ГА, для экипажа, пассажиров, наземного персонала или общественности. Определения остальных видов АНВ в переводных материалах отсутствуют.
В России все акты незаконного вмешательства условно отнесены к следующим видам: ð Взрыв ВС или объекта ГА; ð Захват (угон) ВС; ð Попытка захвата (угона) ВС; ð Диверсия; ð Нападение (в том числе с захватом заложников); ð Угрозы в адрес ГА; ð Блокирование ВС и объектов ГА; ð Несанкционированное проникновение в ВС и на объекты ГА; ð Другие АНВ (инциденты). Взрыв ВС или объекта ГА - преднамеренное или непреднамеренное разрушение или серьезное повреждение ВС или объекта ГА, находящихся в эксплуатации, с помощью взрывного устройства (ВУ) или взрывчатого вещества (ВВ).
Захват (угон) ВС - осуществление контроля над движением ВС с применением силы, угроз или других действий, приводящие к угрозе безопасности пассажиров и членов экипажа, нарушению безопасности и регулярности полетов, отклонению ВС от установленного расписанием маршрута. Попытка захвата (угона) ВС - преднамеренные или непреднамеренные действия, создавшие угрозу наступления последствий захвата (угона) ВС. Диверсия - случаи преднамеренных действий, имеющих целью вызвать умышленное уничтожение оборудования или имущества, ставящие под угрозу деятельность гражданской авиации и её служб (случаи обстрела ВС и объектов ГА, умышленного повреждения ВС и объектов ГА, закладки ВВ (ВУ) на борту ВС и объекте ГА, обнаружение ВВ (ВУ) и боеприпасов в контролируемых зонах аэропортов и т. д.). Нападение (в томчисле с захватом заложников) - случаи вооруженного и невооруженного нападений на посты, объекты и сотрудников аэропортов и авиапредприятий ГА с целью проникновения в контролируемые зоны аэропорта и на борт воздушного судна, а также случаи нападений на экипажи ВС или различных нападений за пределами контролируемых зон аэропорта, но имеющих цель захвата ВС или объекта ГА (в том числе случаи с захватом заложников). Угрозы в адрес ГА - случаи получения информации из различных источников, в которых сообщается об угрозе (возможной угрозе) безопасности воздушному судну (в полете или на земле), средствам или объектам ГА, а также сотрудникам аэропорта (авиапредприятия) ГА, пассажирам или общественности. Блокирование ВС - случаи преднамеренных действий лиц в отношении ВС, вызвавших нарушение регулярности их полетов и/или деятельности служб аэропорта (авиапредприятия). Блокирование объектов ГА - случаи преднамеренных действий лиц в отношении средств и объектов ГА, вызвавших нарушение их функционирования и/или деятельности служб аэропорта (авиапредприятия).
Несанкционированное проникновение в ВС - нахождение в ВС лица (лиц), не являющегося членом экипажа данного ВС, не обслуживающего данное ВС и не имеющего соответствующих полномочий на право нахождения в данном ВС. Несанкционированное проникновение на объект ГА - нахождение на объекте ГА лица (лиц) не имеющего допуск на него в данное время и не имеющего соответствующих полномочий на право нахождения на нем (под объектом ГА понимается территория, здания, сооружения ГА, доступ в которые контролируется). Инцидент - случай, имеющий цель незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Например: • Возгорание ВС или объекта ГА; • Повреждение ВС или объекта ГА; • Случаи применения оружия, производства выстрелов (в том числе самопроизвольных) в контролируемых зонах аэропорта, в аэровокзалах или в воздушных судах лицами, не имеющими отношения к обеспечению авиационной безопасности данного аэропорта; • Случаи обнаружения оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ у посторонних лиц и пассажиров в контролируемых зонах аэропорта; • Случаи насилия в отношении лиц, находящихся на борту ВС в полете, и угрожающие безопасности этого ВС. Основная цель и задача системы авиационной безопасности состоит в принятии предупредительных (превентивных) мер, исключающих осуществление всех вышеуказанных видов актов незаконного вмешательства, а также комплекса мер пресечениятаких актов, в случае их возникновения.
Тема 1.2. Состояние и анализ авиационной безопасности в гражданской авиации. Состояние АБ в гражданской авиации РФ. Анализ статистики и характера АНВ в последние годы. Состояние АБ в ГА РФ. После утверждения Правительством Российской федерации (в 1994 г.) Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства: ð во всех аэропортах и авиакомпаниях России разработаны и осуществляются Программы обеспечения авиационной безопасности; ð во всех крупных аэропортах и авиакомпаниях России созданы и постоянно совершенствуют свою деятельность службы авиационной безопасности; ð специалисты служб авиационной безопасности проходят подготовку и сертифицируются в ряде учебных заведений и учебных центрах ГСГА России; ð совершенствуется нормативно-правовая база обеспечения авиационной безопасности применительно к международным Нормам, правилам и процедурам, регулирующая вопросы авиационной безопасности на уровне авиакомпаний, аэропортов и государства в целом; ð в области авиационной безопасности ГСГА России активно сотрудничает с международными организациями ГА и ведущими странами мира.
Впервые в истории России в принятом 19 марта 1997 года Федеральном законе "Воздушный кодекс Российской Федерации" появилась глава 12 "Авиационная безопасность", определяющая основные требования по защите отечественной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в её деятельность. Вместе с тем, по данным статистики в Российской Федерации количество актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность отечественной гражданской авиации продолжает оставаться высоким. За 22 года (с 1958г. по 1979г.) на территории бывшего СССР совершено 28 АНВ (22 случая попыток захватов ВС и 6 случаев захватов и угонов ВС). За последующие 10 лет (с 1980г. по 1989г.) совершено 283 АНВ (15 случаев попыток захвата ВС, 5 случаев захвата и угона ВС и 263 угрозы в адрес ГА), т. е. в 10 раз больше, чем за предыдущие 22 года За 8 лет последнего десятилетия XX века в гражданской авиации бывшего СССР и России совершено 1607 АНВ, что почти в 6 раз превышает уровень АНВ за все предыдущие 33 года, начиная с 1958 года, когда был зафиксирован первый случай попытки захвата на территории СССР гражданского воздушного судна. Из всех актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации России значительный финансовый и моральный ущерб аэропортам и авиакомпаниям наносят угрозы, проверка которых вызывает порой вынужденные посадки самолетов, задержки рейсов, повторные проверки воздушных судов, досмотр пассажиров, багажа, груза и т.д. В течение последних лет при снижении объемов авиаперевозок продолжается рост количества лиц, пытающихся пронести в воздушные суда (ВС) запрещенные к перевозке опасные предметы и вещества, особенно оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества. В России в 1999-2001 году (по данным правоохранительных органов) совершено 1236 криминальных взрывов с использованием боеприпасов, взрывчатых веществ и самодельных взрывных устройств, в том числе 52 с признаками терроризма. В 224 случаях использовались самодельные ВУ. За этот период поступило 18,5 тыс. анонимных сообщений, содержащих угрозу совершения террористических актов. Сотрудниками ФСБ установлено более 450 авторов этих анонимных угроз. Возможность совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, ставит под угрозу жизнь пассажиров и экипажей воздушных судов, подрывает веру населения в безопасность полетов. За 9 месяцев 2001 года предпринято 75 АНВ в деятельность аэропортов и авиапредприятий ГА России. (За 9 месяцев 2000 года – 82 АНВ). В том числе: 1 захват ВС Ту-154 авиакомпании “ Внуковские авиалинии’’ выполнял рейс Стамбул - Москва. (15.03.2001 г. ВС Ту-154 ОАО «Внуковские авиалинии» выполнял рейс Стамбул-Москва. После взлета два террориста пытались проникнуть в кабину летного экипажа, ранив ножом бортпроводника, преградившего ему путь. Угрожая холодным оружием и применением ВУ, террористы вынудили экипаж лететь в Саудовскую Аравию. В аэропорту Медина, в результате переговоров, террористы выпустили часть заложников. После попытки террористов взломать дверь в кабину пилотов спец. подразделение Саудовской Аравии провело операцию по освобождению заложников. При проведении операции один террорист убит, двое задержаны. Погибли бортпроводник Фомина Ю.В. и пассажир – гражданин Турции. Остальные пассажиры и члены экипажа были освобождены и возвращены в Россию.) 29 угроз в адрес ГА, из них 24 - анонимных (выявлено 10 авторов угроз); 12 несанкционированных проникновений в ВС - в основном лиц, пытавшихся вылететь без авиабилетов; 25 несанкционированных проникновений на объекты ГА - в основном с целью хищения имущества и оборудования; 8 инцидентов, имеющих отношение к нарушению мер авиационной безопасности (других АНВ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|