Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 3. Средства архитектурной композции




ТЕМА 2. Общее понятие о композиции и композиция на плоскости.

Урок 2.4 Композиции, направленные на многообразие эмоционального воздействия: динамики, статики, равновесия.

Композиции: неорганизованного и выраженного центра композиции.

ПЛАН

1.Статика и динамика.

2.Равновесие.

3.Композиционный центр.

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Статика − состояние покоя, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе, в самой геометрической основе. К статичным формам можно отнести: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т. п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.

Динамика − это зрительное восприятие движения, стремительности формы. Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других. Динамичными могут быть формы физически статичные, но зрительно динамичные устремленные, например, в одном направлении, с нарушенной симметрией и другими специфичными для динамичных композицийсвойствами. Зрительно и физически полностью динамичные формы. В формальной композиции − это так называемые гибкие, открытые, изменяющиеся по структуре, комбинаторные формы. Равновесие - это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения масс композиции относительно ее центра. Распределение нагрузок, точек опоры относительно центра тяжести должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости.

Статичные композиционные схемы квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.

Динамичные композиционные схемы – диагональ, спираль.

Композиционный центр – это элемент или группа элементов, которые являются доминантой в композиции с подчинением второстепенных элементов.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Композиционный центр может быть выделен:

· контрастом света и тени

· контрастом цвета

· размером

· формой

· положением на плоскости

· фактурой

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Отличительные особенности статичных и динамичных композиций?

2. Что такое равновесие в композиции?

3.Способы выделения композиционного центра?

ТЕМА 2. Общее понятие о композиции и композиция на плоскости.

Урок 2.5 Композиции: формы эмоционально равные и неравные по массе.

Композиции: главное - второстепенное

ПЛАН

1.Абсолютная и относительная оценка размеров формы.

2.Членение формы и корректировка ее массы..

3.Главное – второстепенное.

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Размеры объективное свойство формы, которое оценивается человеком одновременно по абсолютным и относительным критериям. И в том, и в другом случаях в основе оценки лежит сравнение: при абсолютной оценке – сравнение размеров формы с общепринятыми единицами измерения; при относительной – с величинами различного значения. При абсолютной оценке размеров одномерные формы измеряются длинами; двухмерные – площадями; трехмерные – объемами. Относительная оценка размеров формы возникает в процессе восприятия благодаря его целостности и соотносительности. При сопоставлении одних форм с другими возможно: сопоставление форм одного вида (тел с телами, а пространственных форм с пространственными); сопоставление форм противоположных видов (тел с пространством вокруг или внутри них). Неотъемлемым относительным критерием оценки размеров в процессе восприятия является также сравнение формы с размерами человеческого тела.

Если форма представляет собой не пространство, а тело, ее размеры определяют другую эмоциональную оценку восприятия – массу. Подмассой формы, в отличие от понятия, принятого в физике, принимается эмоциональная оценка тяжести формы, которая прямо пропорциональна количеству материала и его плотности. Масса, как и оценка размеров, зависит от геометрической характеристики, светлоты, цвета, фактуры и других свойств формы. Оценка массы одномерных, двухмерных и трехмерных форм зависит от корректирующего влияния всех объективных свойств формы вообще и от их геометрической характеристики в частности.

Членение формы может корректировать эмоциональную оценку ее массы. При равной площади плоских форм (то есть при равных абсолютных размерах) за счет достижения различной геометрической характеристики можно добиться контрастно различной эмоциональной оценки их массы.

Главное – второстепенное. Предлагается построить три варианта формальной композиции, в каждой из которых роль главного композиционного центра должен выполнять либо самый большой элемент, либо самый маленький или же зона пространства.

Все три варианта строятся с помощью одного и того же набора элементов, и композиционно организуют одно и то же пространство.

Главное в каждом варианте композиции должно находиться в различных зонах пространства; все элементы должны включаться в композицию вместе с их силовыми полями (то есть не допускается их объединения в один сложный по конструкции элемент); общее композиционное пространство должно строиться на формальных принципах организации (то есть не допускается применение сюжетного и монтажного принципов организации); не разрешается прибегать к механическому выделению главного за счет его расположения в центре листа и симметричному расположению вокруг него остальных элементов. Решающую роль в выделении данного центра, в придании ему главенствующего положения играют именно силовые линии всех композиционных элементов и характер их взаимодействия в едином композиционном пространстве, поскольку за счет своей интенсивности и направленности они способны “вести” взгляд, стимулировать его движение по заданной траектории.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Объективные свойства формы.

2. Как преобразовать массу фигуры в более легкую?

3. Особенности выделения главного?

4. Что такое формальная композиция?

 

 

ТЕМА 2. Общее понятие о композиции и композиция на плоскости.

Урок 2.6 Фактура, светотень и их графическое изображение.

Цвет. Цветовые отношения.

ПЛАН

1.Абсолютная и относительная оценка размеров формы.

2.Членение формы и корректировка ее массы..

3.Главное – второстепенное.

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.). Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен.

Светотень - как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. К тому же степень освещенности изображаемого оказывает значительное влияние на характер цветовых и тональных контрастов, на уравновешенность, взаимосвязь частей и целостность композиции.

Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых объектов, образующих всевозможные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами.

Цвет – зрительное субъективное восприятие человеком видимого света, различий в его спектральном составе, ощущаемых глазом. Имя цвета (красный, зеленый, синий и т.д.) – это субъективные ощущения от излучения определенного типа волн (отраженных или прямых).

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

· цветового тона;

· светлоты;

· насыщенности;

· формы;

· размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

 

Признаки гармоничных цветовых отношений:

· Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.

· Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).

· Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.

· Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:

1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля;

1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного;

1 часть хромотического — 3-4 части ахромотического.

· Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.

· Ясность и легкость восприятия.

· Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.

· Организованность, порядок и рациональность.

Цвет, как средство художественной выразительности формы передает ее содержание. Цвет выполняет коммуникативную функцию (выделение, различение, объединение,…) и выразительную (эмоциональное восприятие) функцию.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Влияние фактуры и светотени на поверхность?

2. Признаки гармоничных цветовых отношений?

3. Влияние цвета?

 

 

ТЕМА 3. Средства архитектурной композции

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...