Урок 3.1 Принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы. Приемы нахождения точных пропорций.
ПЛАН 1.Рациональность. 2.Тектоника. 3.Гибкость, комбинаторика, органичность.
УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Основные принципы формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, гибкость и комбинаторика. Рациональность - под рациональностью в композиции понимается логическая обоснованность, целесообразность формы. Соблюдение данного принципа в композиционно-художественной работе над формой связывается с выполнением двух главных условий. Первое условие — это установление прямой, самой тесной связи формы с ее функциональным содержанием. Такое содержание обуславливает выполнение формой самого широкого круга предъявляемых к ней функциональных требований. Принцип рациональности в композиции соблюдается при учете объективных закономерностей ее функционального и художественного построения. Такое двуединое построение выявляется только на основе самого широкого и глубокого системного анализа формы. Оно и является вершиной рационального формообразования. Тектоничность — принцип формообразования вытекает из понятия «тектоника», означающего в композиционном плане художественно осмысленную конструкцию, выраженную в определенной пластической форме. В своей основе этот принцип означает соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования.
Структурность - понятие структура в теории композиции рассматривается прежде всего как внутреннее строение художественной формы. Цель структурного формообразования — нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму. Такая связь выражается в соподчиненности элементов композиции. В соответствии с ней принцип структурности означает соподчиненность или четкость, ясность, слаженность внутреннего строения формы. При отсутствии соподчиненности форма выглядит монотонной, аморфной, вялой или, наоборот, пестрой, распадающейся на части. В этом случае элементы либо вообще не выделяются в композиции, образуя однообразную массу, либо имеют исключительно самостоятельное композиционное значение, нарушающее целостность формы. Гибкост ь - в композиционном значении гибкость часто приравнивается к динамичности, которая выражается в чисто зрительном или механическом движении формы. Зрительно воспринимаемая динамика достигается разными композиционными приемами. Ее может дополнять физическое изменение формы в пространстве и времени за счет перегруппировки элементов, их добавления, убавления, сдвига, вращения и пр. Комбинаторика - весьма распространенный прием — комбинаторика элементов. Это особый вид гибкого формо-образования, суть которого — изменение формы на основе разного сочетания одних и тех же элементов. При таком сочетании образуются новые комбинации элементов и соответственно новые формы. Одна из характерных черт комбинаторики — открытость в плане свободного развития формы в пространстве. Накопившийся опыт разработки комбинаторных структур позволил выдвинуть ряд условий, при которых они легче и лучше компонуются. Это: · Простота элементов, составляющих гибкую структуру, · Композиционная незавершенность, открытость форм, т. е. их обращение вовне, а не внутрь, к центру формы,
· Сохранение инвариантной масштабности, отвечающей изменению структуры, · Независимость внешней формы от конструктивной основы, · Кратность размеров по всем координатам или та же модульность, · Наличие унифицированных узлов соединений. Органичность — этот принцип определяет собой построение композиции с учетом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе. Природа всегда являлась для человека не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн-формах. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Основные принципы формообразования? 2. Что понимается под рациональностью? 3. Что понимается под тектоничностью?
ТЕМА 3. Средства архитектурной композиции Урок 3.2 Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм. Изображение стоечно-балочных элементов одного из классических ордеров
ПЛАН 1.Рациональность. 2.Тектоника. 3.Гибкость, комбинаторика, органичность.
УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Тектоникой называют художественную интерпретацию конструкции, образное отражение работы под нагрузкой конструкции и ее материала. Тектонической называется такая модификация конструкции, которая приобретает художественную выразительность, становясь одновременно и архитектурной формой. Сложение тектонической архитектурной формы происходит значительно позже, чем возникает конструкция. Древнейшая стоечно-балочная конструктивная система достигла художественного совершенствования лишь в середине первого тысячелетия до нашей эры в зодчестве античной Греции при формировании системы ордеров. Ордерная система четко разделила все части системы по их конструктивной функции, придав им соответствующую художественную форму. Композиционное единство ордера достигалось пропорционированием его элементов в соответствии с единой величиной - модулем. Модуль принят равным радиусу колонны в ее основании. В античной Греции сложились три ордера: дорический - наиболее строгий и монументальный, ионический - с более утонченными членениями и нарядными формами и коринфский, отличающийся наибольшей утонченностью пропорций и пышностью форм. В древнем Риме состав ордеров дополнен тосканским и композитным, а пропорции ордеров канонизированы.
Основными элементами ордера являются вертикальный - колонна и горизонтальный - антаблемент. Колонна, главный несущий элемент конструкции, увенчана декоративной главой - капителью и имеет профилированное основание - базу. Антаблемент, несомая часть конструкции, состоит из трех основных горизонтальных элементов - собственно несущей каменной балки - архитрава, декоративного пояса над ней - фриза и верхнего, вынесенного за плоскость фасада водоотводящего элемента - карниза. Ордерные композиции являются классическим примером превращения каменной стоечно-балочной конструкции в законченную систему художественных форм, образно отражающих прочность, устойчивость и характер внутренних усилий в конструкции: постепенное нарастание нагрузки к основанию колонны выявлено ее утолщением (энтазисом), вертикальная направленность внутренних усилий подчеркнута каннелюрами (бороздками) на теле колонны, а основной конструктивный узел - стык балки со стойкой - пластически акцентирован капителью колонны. Стоечно-балочные конструкции из камня, дерева и железобетона отличаются друг от друга по техническим параметрам. Художественная трактовка этих конструкций воплотила специфику их материала. Малое сопротивление растяжению при изгибе каменных балок (архитрава) определило в системе ордера частый шаг каменных колонн, а также небольшой горизонтальный вынос капителей колонн и карниза антаблемента ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Самая ранняя архитектурно-тектоническая система? 2. Виды ордеров и их особенности? 3. Основные элементы ордера?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|