Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ТЕМА7. Глубинно-пространственная композиция




Урок 7.1 Глубинно-пространственная композиция и ее виды.

Элементы выявления пространства экстерьерного, интерьерного.

Средства выявления пространства.

 

ПЛАН

1 .Неограниченное пространство

2. Ограниченное пространство

3. Построение ограниченного пространства

4. Выявление пространственной композиции

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Виды композиции пространства в архитектуре. Композиции архитектурного пространства по принципу их организации можно разделить на два вида:

  • пространства, организованные вокруг одного или группы архитектурных элементов;
  • пространства ограниченные элементами по периметру.

Первый вид композиции архитектурного пространства назовем неограниченным пространством.

так как этот вид организованного пространства не имеет четких материальных границ (рис. 1), второй вид — ограниченным пространством, так как это архитектурное пространство имеет определенные, материально выраженные ограничения (рис. 2).

 

рис.1 рис.2

 

Например, объем церкви Вознесения в Коломенском организует пространство вокруг себя. Это пространство выделилось из общей среды и отличается от нее своей композиционной организованностью относительно данного архитектурного объема. Хотя здесь нет материально выраженной границы между организованным пространством и окружающей средой, зритель может реально представить сферу организованного пространства. Ощущение организованности пространства в такой композиции возрастает в направлении к архитектурному объему и уменьшается по мере удаления от него, поскольку по мере приближения к центру в этой сфере происходит активизация взаимоотношений между объемом и пространством (рис. 3). Подобным образом пространство организуется вокруг церкви Успения в Кондопоге (рис. 4), монастыря Сен Мишель , пирамид Хеопса и др. В двух последних примерах пространство организуется не одним, а несколькими архитектурными элементами, расположенными в ритмическом порядке. В Сен Мишель архитектурные элементы образуют единую объемную композицию, вокруг которой организуется пространство, а пирамиды Хеопса составляют ритмический ряд архитектурных элементов, являющихся ядром этого вида композиции пространства.

Принципиально другим видом композиционной организации является пространство площади Вогезов в Париже или вестибюль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (рис. 5). В этом ряду архитектурное пространство имеет четкие материальные границы. Они определяются архитектурными элементами, ограничивающими пространство по периметру.



 

рис.3 Церковь Вознесения в Коломенском

 

 

 

рис.4 Церковь Успения в Кондопоге рис.5 Адмиралтейство. Санкт-Пербург. Вестибюль

 

 

Неограниченное архитектурное пространство. В организации неограниченного архитектурного пространства участвуют: основной (главный) архитектурный объем или группа объемов, вокруг которых организуется пространство и поверхность основания, на которой находится пространственная композиция.

Положение основного элемента в неограниченном пространстве определяется по отношению к осям координат, относительно которых он может занимать основную или промежуточную по значимости позицию, т.е. быть в вертикальном, горизонтальном или наклонном положении.

Для поверхности основания в неограниченном пространстве характерным является ее форма и положение в пространстве. Наиболее распространенная форма поверхности основания — условно плоская (горизонтальная) и условно выпуклая (сложная). Условно плоскую поверхность основания можно видеть в таких примерах, как композиционно организованное пространство вокруг церкви Успения в Кондопоге (см. рис. 4) или церкви Покрова на Нерли (рис. 6). Условно выпуклую поверхность — в таких примерах, как Сен Мишель и др. Поскольку характер поверхности основания иприемы ее решения в неограниченном и ограниченном пространстве аналогичны, то эти вопросы будут разбираться в соответствующих разделах изучения ограниченного пространства.

Как было отмечено, ощущение организованности неограниченного пространства увеличивается по направлению к основному архитектурному объему (объемам). Поэтом динамика, напряженность композиционной сферы зависит прежде всего от активности решения архитектурного элемента и взаимодействия его с поверхностью основания Главный композиционный элемент несет в себе одновременно функции: центра и доминанты пространственной композиции, так как является, по существу, единственной вещественной основой для этого вида организации архитектурной фор мы. Актуальность композиционного решения основного архитектурного элемента зависит от его (формы, величины, массивности, положения в пространстве, пластического выявления. Естественно, что от всех перечисленных факторов в значительной степени зависит взаимодействие основного архитектурного элемента с окружающим его пространством, выразительность всего композиционного построения. Примерами могут служить ажурная форма Эйфелевой башни в Париже или объем церкви в Кондопоге (см. рис. 4). Развитость по вертикали этих элементов создает динамику не только в них самих, но и влияет на восприятие окружающих пространств. В противоположность этим примерам объем церкви Покрова на Нерли приближается к кубической форме. В нем нет резко выраженного развития в каком-либо направлении. -Соответственно объему и характер неограниченного пространства в этом случае более спокойный, величественный. На примере Андреевской церкви в Киеве (рис. 8) видно, насколько крупная пластика объемов и сложный силуэт активизируют композиционные взаимодействия объема и пространства, придают динамику всей композиционной организации.

 

 

рис. 6 Церковь Покрова на Нерли рис. 7 Эйфелева башня. Париж рис.8 Андреевская церковь. Киев

 

Поверхность основания в неограниченном пространстве является важнейшим элементом этого вида композиции. В зависимости от характера поверхности и взаимодействия с основным элементом она может определять характер пространственной композиции. При плоской горизонтальной поверхности основания наиболее распространенные решения основных элементов лежат в пределах, заключенных между решением, когда элемент развит по вертикали и противопоставляется горизонтальной поверхности основания (церковь Успения в Кондопоге), и другим случаем — когда элемент приближается к разноразмерной форме (церковь Покрова на Нерли). Превалирование глубинной или фронтальной координаты в основном организующем элементе не способствует композиционному решению неограниченного пространства, так как в этом случае элемент приобретает горизонтальный характер, что делает его инертным на горизонтальной плоскости. При сложной (условно выпуклой) поверхности основания архитектурный элемент (элементы) может подхватить и продолжить общее движение, созданное природным основанием. Например, в замке Сен Мишель все элементы композиции — поверхность основания, архитектурные объемы — находятся в едином движении вверх, начало которому дает рельеф местности.

Итак, характер неограниченного архитектурного пространства зависит от особенностей основного композиционного элемента, характера поверхности основания и взаимодействия этих элементов композиции.

Приемы построения и выявления неограниченного пространства используют основные свойства объемно-пространственных форм и аналогичны приемам организации композиционных элементов в ограниченном архитектурном пространстве.

Ограниченное архитектурное пространство. В композиции ограниченного архитектурного пространства, участвуют: поверхность основания; элементы, ограничивающие пространство по периметру; поверхность перекрытия (в интерьерах).

Архитектурные пространства этого вида классифицируются между собой по признакам, которые являются наиболее существенными и общими для пространств этого вида, с другой стороны, они позволяют разделять отдельные композиционные решения на группы в зависимости от параметров этих признаков.

Такими признаками являются: величина, соотношение координат, форма плана, степень замкнутости. Соотношение пространств между собой по величине не требует специальных пояснений (большое пространство — меньшее пространство). Соотношение координат характеризует общие пропорции пространства по трем измерениям. Горизонтальное сечение (план) дает основное представление о форме пространства. Степень замкнутости характеризует связь ограниченного пространства с окружающей средой.

Эти наиболее существенные признаки, по которым можно рассматривать ограниченное пространство, в методических целях являются необходимыми и достаточными для характеристики, так как они присущи всем группам ограниченных пространств и дают полное представление об их пропорциях, форме и плотности ограничения.

Соотношение координат. Пространственная композиция в архитектуре, как правило, предполагает восприятие ее зрителем в движении. С различных точек зрения композиция пространства воспринимается по-разному. Так, с одной точки зритель может воспринимать всю глубину пространства, с другой — только плоскость элемента, ограничивающего это пространство. Чтобы классифицировать ограниченное пространство по соотношению координат, необходимо его оценивать с наиболее характерной точки восприятия, откуда зритель наиболее ясно воспринимает общий замысел построения композиции и общие пропорции пространства.

По пропорциям ограниченные пространства делятся на следующие основные группы: равноразмерные (рис. 9), глубинные (рис. 10), фронтальные (рис. 11), вертикальные (рис. 12).

 

 

Рис. 9 рис.10

 

 

Рис.11 рис.12

 

 

Форма плана. Расположение в плане элементов, ограничивающих пространство, является одним из важных факторов, характеризующих пространственную организацию. План дает главную характеристику формы пространства. Формы планов архитектурного пространства делятся на две группы: простую геометрическую и сложную геометрическую.

Группа планов сложной геометрической конфигурации разделяется на планы сложной симметрической формы и асимметричной. В других планах этой группы форму определяет асимметрия.

Степень замкнутости. По степени замкнутости ограниченные пространства делятся на экстерьер-ные и интерьерные; эти пространства различаются наличием перекрытия в интерьерах и его отсутствием в экстерьерах.

Степень замкнутости экстерьерных пространств определяется величиной, массивностью элементов, ограничивающих пространство, интервалами между ними. Чем более массивны элементы, чем плотнее друг к другу они расположены, тем более они замыкают пространство, отделяя его от соседних пространств и окружающей среды

Степень замкнутости интерьерных пространств зависит от соотношения массы элементов, его ограничивающих, и величины проемов. Выделенные свойства являются в совокупности необходимыми и достаточными характеристиками обобщенной модели пространственной композиции, так как дают представление о пропорциях, форме и плотности ограничения пространства. Изменение параметров указанных свойств приводит к переходу от одного состояния пространственной характеристики к другому.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.