ТЕМА 5. Фронтальная композиция
Урок 5.1 Фронтальная композиция и выявление ее поверхности, виды фронтальной композиции. Приемы выявления пластики фронтальной поверхности, членения.
ПЛАН 1.Фронтальная композиция 2.Виды фронтальной композиции 3.Приемы построения фронтальной композиции.
УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры. Виды фронтальной композиции. Соотношение координат по фронту может быть равным или близким к равенству, либо контрастным с преобладанием горизонтальной или вертикальной координаты (рис.1). рис.1 Примером развития фронтальной композиции примерно в равной степени по горизонтальной и вертикальной координате может служить Звонница Новгородского Кремля (рис.2). Рис.2 рис.3 рис.4, 5 Фасад собора Собор Саграда Фамилия в Барселоне архит. Гауди решен как фронтальная композиция, развитая по вертикали (рис.3). А фасад здания лабораторий Пенсильванского университета архит. Л. Кана имеет основное развитие по горизонтали (рис.4). Чрезмерное развитие горизонтальной координаты нетипично для фронтальной композиции, так как в этом случае начинает работать глубина пространства вдоль фронта (рис.5). Чрезмерное развитие вертикальной координаты приближает фронтальную композицию к объемной (рис.6). Фронтальная композиция может иметь симметричное или асимметричное построение (рис.7).
рис.6 рис.7 Примером симметричного построения может служить Дом Пашкова в Москве архит. В.Баженова (рис.8). А фасад храма Иоана Предтечи в Пскове имеет асимметричное построение (рис.9). рис.8 рис.9 Фронтальная композиция может быть построена на основе одного — доминирующего объема, при подчинении ему всех остальных элементов; либо основу композиции могут составить несколько элементов, которые находятся в нюансных отношениях (рис.10). рис.10
В композиции фасада дома Пашкова в Москве главный объем превалирует и подчиняет все другие элементы сооружения. А фронтальная композиция лабораторий Пенсильванского университета состоит из элементов, близких по своим массам (рис.4). Метроритмическое расположение элементов не должно зрительно нарушать равновесие композиции (рис.11). При использовании метроритмических закономерностей фронтальность поверхности может восприниматься искаженно. Например, при расположении одинаковых элементов с ритмически изменяемым интервалом (рис.12) и ритмически изменяемой величиной элемента по фронту (рис.13) у зрителя появляется иллюзорное ощущение закругленности фронтальной композиции. При ритмическом изменении высоты элемента возникает ощущение перспективного сокращения, что зрительно разрушает фронтальное построение (рис.14). рис.11 рис.12
рис.13 рис.14
Приемы и средства построения. Приемы использования свойств объемно-пространственных форм. Для построения фронтальной композиции предпочтительнее использовать элементы первой стереометрической группы — параллелепипеды (кубы, как частный случай), так как вертикальные прямолинейные плоскости этих тел наиболее типичны для фронтальной композиции. По соотношению координат лучше использовать плоскостные элементы. Развитость этих тел по двум координатам создает активный фронт.
Это не исключает возможности при построении фронтальной композиции использовать объемные и линейные элементы любых других стереометрических очертаний. В архитектурной композиции наиболее типичным является применение одинаковых или подобных форм. В некоторых случаях возможно использование двух-трех различных форм. Изменение величины элементов в горизонтальном и вертикальном направлениях дает возможность найти между ними соотношения, создающие целостность и единство композиции. Последовательное изменение величины элементов (увеличение или уменьшение в одном направлении) может привести к зрительному разрушению фронтальной поверхности. Массивность элементов составляет основу фронтальной композиции. Изменение массивности форм, а также соотношения между пространством и массой влияют на характер композиции. Превалирование пространства над массой элементов может привести к разрушению фронтальной композиции (рис.15). рис.15 рис.16 Наиболее характерным для фронтальной композиции является такое положение форм в пространстве, когда доминирующая ось и взаимоперпендикулярные грани параллельны осям координат. Это не исключает возможности поворота или наклона элементов в допустимых пределах. Во фронтальной композиции элементы можно расположить следующим образом: с интервалом, примкнуть один к другому, врезать один в другой (рис.16). Наиболее невыразительным взаимодействием между элементами является примыкание одного к другому. Врезка элементов воспринимается как активное композиционное взаимодействие. Максимальный интервал между элементами допускается лишь в пределах их зрительной взаимосвязи. Для фронтальной композиции характерно такое расположение элементов, когда поверхности их составляют единый фронт (рис.17). Для получения более пластичных композиционных решений можно использовать сдвижку (рис.18), поворот (рис.19), наклон (рис.20) элементов. При этом необходимо учитывать, что эти приемы включают и активизируют пространство вокруг фронтальной композиции и в крайних пределах могут привести к разрушению ее.
Рис.17 рис.18 рис.19 рис.20
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|